ПЕДАГОГ, ВЛЮБЛЕННЫЙ В СТАРИНУ

Ищи! Знай, что поиск — основа удачи,
От верности сердца зависит успех.
Не жди в мире тленном достойных утех,
Проси небеса, и решатся задачи.

Джалал ад-дин Руми

Каждый раз, когда я приезжаю в родное село Аракул, моего друга Гадиса Гадисова не застаю дома. Он то в походе со своей спутницей жизни Аминат, то где-то на старом кладбище, изучая эпиграфические памятники, высоко в горах, перебирая заросшие мхом груды камней в поисках древних символов и знаков. «Древности просто манят и влюбляют меня в себя»,,- говорит Гадис. Действительно оно так и есть. Он выпускник исторического факультета ДГУ им. В.И.Ленина, влюблен в старину. Гадисов может рассказать о каждом валуне, отдельно стоящем дереве, горе, горке – нет в окрестностях Аракула ни одного объекта, о котором бы не мог поведать краевед Гадис. То, что для кого-то тряпье, рухлядь, ветошь и беспорядочные нагромождения и разрушения, для моего друга историка-краеведа недоступная и желанная роскошь.
Начав свою педагогическую деятельность в середине 80-х годов прошлого столетия, Гадисов сразу окунулся в свою работу историка-педагога. В первый же год работы в Аракульской СШ он оборудовал кабинет истории и начал собирать материал. создал школьный краеведческий музей, в котором на сегодня выставлены более 700 экспонатов. В первый же год работы в школе Гадис Гадисов создал исторические кружки «Поиск» и «Юный краевед». С поисковиками и юными краеведами Гадисов начал продуманные и целенаправленные краеведческие экскурсии в поисках старины. Походил все горы и долины в окрестностях Аракула со своими учениками. Экспонаты, собранные учащимися, умело использовались на уроках истории культуры и традиции народов Дагестана.
К своей краеведческой работе энтузиаст-краевед привлек и свою супругу, которая неустанно следует за ним, ведя фото-фиксацию и операторскую часть. В ходе таких походов и экскурсий Гадисов воссоздал предысторию некогда цветущих поселений, таких как Сиях, Хачара и Хялухми.
Древности, найденные в таких экспедициях и походах, выставлены в историко-краеведческом музее. Экспонаты создают экспозиции «Нумизматика», «Аракул в 1941-45гг», «Наши ветераны», «Домашняя утварь» и т.д. Особо хочется отметить эпиграфические памятники, занимающиеся собой весь периметр музея (они выставлены вдоль стен на полу). Среди эпиграфических памятников есть камни 700-900-летней давности. Есть памятники, написанные в стиле «раннего куфи», «цветущего куфи» и «позднего куфи». Все экспонаты, имеющиеся арабскую вязь (письмо), переведены и расшифрованы. Самые древные из них относятся к 11-13 векам. Археография выступает в роли неопровержимого свидетеля, заявляя, что уже к 12 веку(!) в Аракуле действовала полноценная мечеть! Есть камни, свидетельствующие о разрушении мечети монголами. Эта надпись относится ко 2-й половине 13 века, она рассказывает о восстановлении мечети после разрушения. И по словам кандидата исторических наук, заведующего отделом рукописей при Дагестанском Институте истории и археологии Шамиля Шихалиева, эта надпись идентична надписи на стене ричинской мечети.
Вместе с кружковцами Гадис Гадисов собрал коллекцию экспонатов с зороастрийскими символами и знаками (солярные знаки, лабиринты, кресты-свастики, изображения сцен охоты и т.д.) Эти памятники на камнях на многие столетия удревляют историю Аракула. Есть в музее памятник, осколок каменной плиты, характерный шумеро-аккадской цивилизации! Удивляет также экспонируемое в музее изображение шестигранной звезды (шит Давида,звезда Давида, Печать пророка Сулеймана.)
Экспонаты музея умело использует учитель на уроках. Раньше, когда в школе проходили арабский язык, изучая стили письма, Гадисов приводил учеников в музей и с экспонируемых памятников читали и переводили эпитафии. В музее с памятников читали даты, выгравированные буквами и цифрами и переводили их с хиджры (арабское летоисчисление на современный календарь). Большим подспорьем преподавателя истории становились экспонаты при изучении тем «Пища горцев», «Костюм горянки и горца», «Жилище и быть 19 века» и т.д.
Богатый материал собран о ветеранах ВОВ. Гадисов почти о каждом участнике войны восстановил справочные данные и написал о каждом из них четверостишие. Очерки и четверостишия были также опубликованы на страницах республиканских газет и журналов. (Илчи и Новолуние). Гадисов подготовил к изданию книгу «Аракул и аракульцы в 1941-45 гг.». В ходе нашей беседы историк-краевед дал знать, что хочет включить в вышеназванную книгу отдельной главой материал об аракульцах — участниках СВО на Украине. Кстати, Гадисов посвятил цикл четверостиший о участниках СВО. Он уже успел написать большое стихотворение о первом герое спецоперации на Украине Нурмагомеде Гаджимагомедове и о Народном герое Дагестана выходце из Аракула Курбане Камилове, лейтенанте, кавалере ордена Мужества.
Завершая разговор о музее, хочется добавить, что заведуя таким заметным музеем, собранным многолетним бескорыстным трудом, энтузиаст-краевед Гадис Гадисов не думает о материальной стороне, он никогда не просил у своего руководства создать штат заведующего, такая у него натура, но я как друг его хочу, чтобы руководство РУО рассмотрело этот вопрос.
В последние годы Гадис Гадисов стал преподавать лакский язык и Дагестанскую литературу, Основы исламской культуры и традиции народов Дагестана. Он в совершенстве владеет лакским литературным языком. Имеет близкие, дружественные отношения со многими поэтами и писателями Лакистана, печатается в СМИ Лакии. Выпустил в Дагиздате более 5 книг стихов. В соавторстве с Гасановым Рамазаном написал и издал историю Аракула – «Аракул-Дюкъул», составил по истории пособие для учащихся, напечатал на страницах газет и журналов десятки рассказов и очерков. Гадисов собрал весь фольклор дюклинцев.
Гадис-хаджи ведет также духовно-просветительскую работу среди сельчан, являясь имамом Аракульской мечети. Изучал историю ислама и арабский язык на историческом факультете ДГУ. Совершив хадж, он посетил святыни мусульман в Мекке и Медине. Прошел курсы арабского языка и получил удостоверение на преподавание арабского языка в школе – Начальный курс в основной школе, владеет арабским чтением и письмом.
Как имам мечети, начиная с 2009 года по сей день, провел заметные работы, проведя текущий ремонт и обустраивая мечеть. Накопил исламскую литературу более 120 книг. Гадис-хаджи может отвечать на любые вопросы, убеждая слушателей, которые задают нынешние молодые люди.
По инициативе имама мечети ее готовят сегодня к капитальному ремонту. Планируется сконструировать большой купол и заменить железные листы чердака на профильный металл.
Аракульская мечеть получила статус объекта культурного наследия регионального значения – мечеть 13 века. Мечеть, как значимый памятник, охраняется государством.
Спрашиваю у Гадис-хаджи, что планируете после завершения строительных работ? Отвечает, что после того как закончат капитальный ремонт, проведут большой мавлид с участием всех сельчан и выходцев из Аракула, на который пригласят всех имамов района и работников муфтията, выходцев Рутульского района.
Гадис Гадисов сотрудничает со многими СМИ Дагестана. Его статьи на исторические темы, заметки и очерки, рассказы и стихи вышли на страницах самых разных газет и журналов республики. В последние годы Гадисов издает свои произведения на страницах газет Лакского и Кулинского районов. Подготовил рукопись новой книги из научно-популярных статей и исторических очерков. К 80-летию Победы Советского народа в ВОВ готовит к изданию сборник стихов о ветеранах и героях Советского Союза.
Гадисов в первую очередь педагог и наставник, хотя, как мы видим, что его деятельность многогранна. Я в этот год, обозначенный как Год педагога и наставника, хочу пожелать моему другу, историку-краеведу, конечно, здоровья, благополучия. Чтобы дети любили его и тянулись к нему за знаниями, и чтобы Гадису Гадисову в его творческой деятельности напутствовать удачу, чтобы добивался признания и успехов.

Рамазан ГАСАНОВ,
краевед, соавтор
книги «Аракул-Дюкъул»