Я люблю свой дивный край

Тема любви к малой Родине никогда не теряла своей актуальности. Ведь из любви к месту, где ты родился, вырос, закончил школу, складывается любовь к большой Родине. Как сказал великий русский писатель В. Г. Белинский, «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству».
А сегодня, когда немного сместились ценности, когда дети, в основном, не читают художественную литературу, а сплошь и рядом увлекаются интернетом, по которому иной раз могут пропагандировать жестокость, насилие, неуважительное отношение к прошлому и настоящему твоей Родины, их воспитание в духе уважения к своим истокам очень важно.
Да, в человеке с детских лет нужно воспитывать любовь к Родине, а она слагается из уважения к школе, в которой его учат, из любви к родному очагу, к природе родного края, из уважения к старшему поколению, к прошлому своей Родины. Без этого нет хорошего человека, без этого нет правильных твердых принципов и убеждений, а потому тема «Мой родной район (город)- моя малая родина» очень злободневна.

Два слова дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу.
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека-
Залог величия его.
А. С. Пушкин

Самая сильная крепость-
любовь к Родине.
Имам Шамиль

Лыкьа1шис нафас гъеджеркьад гьавыди,
Гъырчешды майдан вишир ад гирвыди,
Нац1урмыс исал вишир ад дериди Мыха1быр рухьуд йигит инсанар а.

(Там, где орлам не хватает воздуха,
Там, где туры мчатся по горам,
Там, где воды Самура несутся стремительно,
Расположено село под названием Рутул.)
Ш. Ибрагимов.

Рутульский район — самый крупный район Южного Дагестана. Он занимает юго-западную часть Южного Дагестана и граничит на востоке с лезгинами (йиргар), на северо-востоке — с агулами и с даргинским селением Чирах (Хьира), сообщение с которыми осуществляется так называемыми «Куначескими тропами», пролегающими через перевалы. На северо-западе граница проходит с аварцами (дулузаймар), а на западе, вверх по р. Самур автомобильная дорога соединяет два малочисленных народа — рутулов и цахуров.
В состав Рутульского района с центром Рутул входят селения: Хлют (лезг), Аракул, Верхний Катрух (лакские), Нижний Катрух (азербайджанское), Мухах, Гельмец, Микик, Цахур, Курдул, Мишлеш, Дженых, Муслах, Кальял, Аттал (Цахурск), Киче, Рутул, Хунюх, Куфа, Кала, Шиназ, Пилек, Амсар, Уна, Лакун, Лучек, Кина, Вуруш, Аран, Нац1ма, Джилихур, Мюхрек, и Ихрек (рутульские), К1усур (аварское). Одно из селений – Новый Борч — расположено в Бабаюртовском районе.
Площадь Рутульского района составляет 2188 км2. В географическом отношении территория рутулов представляет собой место с разнообразными естественно-климатическими условиями и делится на две зоны:
— Горно-долинная зона. Она занимает обширную часть территории рутулов. «Характерной особенностью горно-долинной зоны,- пишет Г. М-С. Мусаев, — является наличие прекрасных пастбищ, сочетание гор и речных долин, позволяющих вести орошаемое земледелие».
— Высокогорная или альпийская зона. Для нее характерны узкие ущелья, по которым текут быстрые речушки, притоки Самура. Эту зону отличают мощные горные хребты со снеговыми вершинами, высшая точка их — гора Деавгай (Кьилбид бан), которая достигает 4010 м над уровнем моря.
«Южному Дагестану, — писал Б.Ф Добрынин, — присущ наиболее теплый ровный климат. Однако этого нельзя сказать о климате территории рутулов. Зима здесь по сравнению с другими районами Южного Дагестана холодная и продолжительная. Средняя годовая температура от 6 до 10оС, а среднегодовые осадки составляют 400 -500 мм.
Рутулы имеют свою уходящую в глубь веков историю развития хозяйственной жизни, материальной культуры, семейной жизни.
Важной отраслью хозяйства рутулов являлось земледелие.
Как и другие народности Дагестана, Рутулы имели свои издревле сложившиеся приемы и технику обработки земли, свои традиции, обряды, сельскохозяйственный календарь. Согласно исследованиям Г. М-С. Мусаева, хозяйственный год у рутулов делится на четыре периода: весна (хьад), лето (гъы1лд), осень(хумухд) и зима (кьы1д).
Земледельческие работы были заботой каждого члена семьи – от подростка до самого старца. «Пахотой, севом, поливом, скирдованием занимались исключительно мужчины, а чисто женской работой была прополка», — пишет С. Махмудова.
Главное место в развитии земледелия занимало производство орудий земледелия: сох с составными частями, молотильных досок, деревянных лопат для веяния зерна, вил, граблей, больших ларей для хранения зерна, деревянных шкафов — «кьуладан».
Другой важной отраслью хозяйства рутулов было скотоводство. Рутулы, в основном, были потомственными скотоводами. Разводили главным образом мелкий рогатый скот (овец, коз). А крупный рогатый скот (молочный и рабочий) был в ограниченном количестве. Из рабочего скота, в основном, держали лошадей, реже ослов и мулов. В каждом хозяйстве было от ста до трехсот, четырехсот овец. Овец содержали в специальных помещениях.
Джалилова Х.М. в работе «Рутулы в 17- первой половине 19 в» пишет: «Помещения, где содержался мелкий рогатый скот, были небольшими. Их не расширяли ввиду следующих причин: во -первых, чтобы сохранять овец в тепле, оберегая их от холода, необходимо держать их рядом, вплотную друг к другу, а увеличение размеров площади, занимаемой овцами, привело бы к тому, что они начнут разбегаться по помещению и, вследствие этого, болеть и гибнуть от холода; во-вторых, расширение помещения влечет за собой и увеличение голов скота, что нежелательно из-за ограниченной площади выпаса скота».
Большую ценность представляла овечья шерсть. Из него готовили одеяла (юргъаны) для укрытия в зимнее время, теплые матрасы; из нее пряли нить, которую потом красили натуральными красками – мореной, луковой шелухой, дубовой корой, ореховой скорлупой, соком черники, соком вишни, кореньями барбариса. Из покрашенных ниток ткали ковры (къеден, халыче), вязали некоторые элементы одежды, например, зимние носки.
Старинная одежда рутулов по-своему очень интересна. Верхней зимней одеждой мужчин были длинные до пят белые шубы с черными воротниками (кавал).
В обиходе была еще одна длинная до пят мужская шуба, которая называлась «лит». Лит шили с острыми плечиками и без рукавов. Материалом для него служила вяленая шерсть. Чабаны и спали в такой шубе. «Всегда под литом у чабанов был привязан к поясу кинжал, так как в горах встречаются рыси, волки, медведи…», — пишет С. Махмудова, да и кровников тогда было немало. Правая рука чабана всегда была на рукоятке кинжала, а так как лит не имел рукавов, враг не мог заметить, где находится рука чабана».
По торжественным случаям мужчины надевали арахалук – черкеску с газырями.
На голове мужчины носили папаху (бармак) — высокую шапку из овечьей шкуры. В прошлом рутулов есть много интересного, связанного с этим мужским головным убором. Папаха была обязательным атрибутом мужской одежды, и к ней относились с большим уважением. По этому поводу С. Махмудова пишет: «Папахе придавалось особое значение. Снять папаху с кого-нибудь считалось большим оскорблением, за которое можно было поплатиться жизнью. Мужчина, который клялся что-нибудь сделать, перед всеми снимал свою папаху и бросал ее на пол. Это означало, что он умрет, но сделает то, что сказал. Не выполнить обещанное он уже не мог, иначе он не имел больше морального права носить папаху».
Да, только настоящий мужчина, смелый, мужественный, ответственный мог гордо носить папаху. Опозоренный мужчина лишался этой привилегии.
Мы читаем у Мусаева: «Папаха была символом мужества и достоинства. Трус должен был умереть или всю жизнь ходить, закрывшись до глаз папахой». Напоминание об этом как бы законе чести мы находим в произведениях некоторых современных поэтов. В частности, у Шафи Ибрагимова в стихотворении «Рухсат» (благословение) есть строка, обращённая к девушке-невесте в день ее свадьбы:
«Дидды-шуд бармак увуху1д,
Кемеред къаш, вы бахтлы риш.

(Та, что к папахе отца и брата
отнеслась с должным уважением,
Драгоценный камушек в кемере (старинный женский пояс с драгоценными камнями), будь счастлива, будь счастлива!»)
Кроме обычного мужского головного убора (бармак) в обиходе была и шапка другого качества, называемая «бухари-бармак».
«Более состоятельные рутулы папаху не шили из меха местной породы», — пишет М-С Мусаев, а как правило, покупали или шили из шкур каракуля и называли такую папаху «Бухари –бармак».

Основной одеждой женщин были красивые штаны до щиколоток, платье (до колен у молодых и ниже колен у пожилых) с открытым воротом, закрывающееся тесемкой и бирчек — головной убор типа трубы с завязками, под которым рутулки прятали волосы.
Этот бирчек шили особенно тщательно — сочетание разных цветов, отороченная полоса из золотистой ткани. Выше изложенное описание старинной женской одежды мы находим у Махмудовой.
Поверх бирчека рутулки носили квадратный хлопчатобумажный платок, сложенный вдвое, который называли личек.
В период свадеб и праздников рутулки надевали привезенные из азербайджана шелковые платки с орнаментированным краем, которых в Шиназе называли «гульгез», в Рутуле «гендже», в Лучеке и в Ихреке – «калагъай»», -пишет М-С Мусаев.
Своеобразна была посуда рутулов. В основном ее изготовляли сами местные мастера. Необходимым в каждом рутульском доме элементом посуды был медный сат1ул- кувшин с широким горлом. В нем держали воду, свежее и кислое молоко, сметану.
Еще одним видом посуды, необходимым в каждом доме, была большая медная к1аса-поднос, в которой обычно подавали еду.
Масло сбивали в глиняной посуде, которая называлась «к1аз».
Большой интерес вызывают и семейные обряды рутулов.
У рутулов, как и у прочих горцев Дагестана, предпочитались браки внутри одного и того же тухума. Браки с родственниками признавались самыми почетными. Эту характерную особенность М-С Мусаев объясняет следующим образом: «На наш взгляд, — пишет он, — в условиях Рутула это объясняется тем, что женщина того же рода не могла стать врагом, как это часто бывало в связи с кровной местью между отдельными тухумами. Во-вторых, при брачной сделке родственники могли уступить друг другу в выплате калыма».
Среди рутулов практиковались ранние браки. Рутульская пословица гласит: «К1ыб хьыв лиъид на к1ыб къари рыъыд пашмал руъуд диш», т.е. «Кто рано позавтракает и рано поженится, не пожалеет об этом». Для девушки брачным возрастом считался 15-16 лет, а для юношей 17-18 лет.
Имели место случаи, когда родители, еще только ожидавшие детей, договаривались о заключении в будущем брака между утробными детьми. Но чаще всего договаривались после рождения детей, когда дети находились еще в колыбели. «Такое обручение у рутулов называлось «кьа1баа к1ац1 лыъын» (зарубка в колыбели)», отмечает М-С Мусаев».
При заключении браков особое значение придавали и имущественному состоянию роднящихся семей.
Девушку сначала сватали, и она оставалась засватанной 2-3 года. За это время сторона жениха готовила калым и прочие свадебные расходы, а сторона девушки — приданое.
Интересен момент, когда невесту выводят из отцовского дома. «Когда музыканты играют специальную прощальную мелодию «Эгъреръэд», девушки поют песни, а невеста плачет, даже, если выходит замуж по любви». В этих песнях хвалили жизнь в доме отца и охаивали жизнь в доме жениха.

Дидды хала быч1 гьумир,
Алай лилай лай,
Выг1лид хала пыч гьу1мир,
Алай лилай лай.
Дидды хал майдан йиъи,
Выг1лид хал зиндан йиъи

В доме отца радостная жизнь,
В доме мужа горькая жизнь.
Отцовский дом — цветущая поляна,
Дом мужа — страшная тюрьма.

А вот как описывает Г.М-С Мусаев момент ввода невесты в дом жениха: «Когда невеста переступала порог, под ногу ставили деревянную ложку с маслом, и, если ложка ломалась, это считалось хорошим знаком.
Невесту вводили и сажали на сундук, а перед ней ставили зажженную еще в доме отца лампу. Этот обряд подразумевал пожелание того, чтобы в этом доме всегда было светло, т.е., чтобы счастье, радость и благополучие никогда не покидали его».
На этой радостной ноте я хочу закончить краткий экскурс в прошлое
Рутул… в этом слове из пяти букв для меня заключено очень многое…
Думаю, любовь к родному краю зарождается в человеке еще в младенческие годы. Оно впитывается в нас вместе с материнским молоком. Родина, мама… Такие до боли знакомые, такие простые и понятные и в то же время такие величественные слова. Я произношу эти слова с благоговением. В них что-то шемяще родное и искреннее, что-то очень светлое и ласковое, что-то чистое, как горный родник, и недосягаемое, как синь небес.
Не раз в своих школьных сочинениях мы писали о своем родном селе. Мое родное село…. Затерявшееся высоко в горах, по ночам убаюкиваемое привычным шумом многоводного Самура, населенное простыми, великодушными людьми, оно всегда дорого моему сердцу.
Рутул… в этом слове из пяти букв для меня заключено очень многое. Это мое беззаботное детство, это мои школьные дни, порой веселые и безоблачные, а порой грустные, тревожные. Это мои школьные учителя, тоже все очень разные. Это мои родители и их друзья, это наши соседи и знакомые, незабываемые школьные вечера и экскурсии на лоно природы и еще многое и многое другое, тесными узами связывающее меня с моей малой Родиной.
А как прекрасна природа моего родного села! Горы, окружающие его, поражают своей красотой и величием. Его ледяные родники с живительной водой, густые леса, полные целебных ягод, цветущие луга, пение разноголосых птиц — все это вселяет радость в сердце, наполняет добрыми мыслями.
Очень люблю свою малую Родину, и все, что облагораживает, возвеличивает его, искренне радует меня.
Волею судьбы на рутульской земле родились и творили такие замечательные поэты как Джамесеб Саларов, Нурахмед Рамазанов, Кьур Раджаб, Гаджи-Юсиф, ашуг Сакит. А сеогдня над словом работают Шафи Ибрагимов, из-под пера которого родились и рождаются по-настоящему талантливые стихи, и Бийзат Рамазанова – начинающая рутульская поэтесса, и Саид Гусейнов — поэт из Киче.
Хрупкая, тонкая, удивительная поэзия всех этих мастеров слова согревают нам душу. Она учит нас любить родину, презирать подлость, ценить благородство и красоту, любовь и дружбу; она приучает нас слышать голоса природы: шелест травы, щебет птиц, журчание ручейка.
Возьмем одно из замечательных стихотворений Ш. Ибрагимова «Куьчери» («Переселенец»). В его строках звучит чувство глубокой, ласковой и нежной любви к своей малой родине. и порвать их он не в силах.
В моем селе живет и жили много простых тружеников, которыми мы в праве гордиться, о которых мы на страницах нашей газеты рассказываем вам, дорогие наши читатели.
Итак, моя малая родина под названием «Рутул» — это дивный край с очень богатым прошлым, расположенный в юго-западной части Южного Дагестана. Площадь Рутульского района составляет 2188 км2 . В географическом отношении территория рутулов делится на две зоны: горно-долинную и высокогорную. Климатические условия здесь довольно суровые: зима долгая и холодная с частыми выпадениями снега.
Основными видами хозяйства рутулов были земледелие и скотоводство. Здесь, в основном, разводили мелкий рогатый скот.
Рутулы имели свой сельскохозяйственный календарь и свои сложившиеся приемы и технику обработки земли.
Интересна и своеобразна старинная одежда рутулов. Особое значение придавалось мужской папахе, которую в те далекие времена ставили на пьедестал почета.
Большой интерес вызывают многочисленные семейные обряды рутулов. Здесь особое внимание обращают на себя моменты вывода невесты из отцовского дома и ввода в дом жениха.
Сегодня Рутул — это благоустроенный районный центр со своими учреждениями, школами, библиотеками, музеем. Прекрасна природа моего родного села. Мою малую родину воспевали и воспевают замечательные поэты рутульского народа. Певуч, благороден и красив мой родной рутульский язык.
Мне очень дорога моя малая Родина. Она частичка моего сердца. Пусть мое родное село и район становятся краше и благоустроеннее из года в год. И пусть только красивыми делами и добрыми начинаниями будут славиться жители моего района.

Зарема Исрафилова