«Я ненавижу пустоту в стихах…»

Расул Гамзатов называл его «эпиграфом дагестанской литературы», а Максим Горький – «Гомером ХХ века». Еще один известный писатель Петр Павленко, хорошо знавший при жизни ашуга, верно подметил, что именно с него началась эра дагестанской поэзии. Но какое бы определение ни давали великому классику, все они являются, несомненно, правильными и заслуженными.
Да, вот и подходит к концу 2024 год, который в Дагестане прошел под эгидой празднования 155-летия Сулеймана Стальского. Он действительно был первым дагестанским стихотворцем, о котором узнал весь Советский Союз. Случилось это в 1934 году на первом съезде писателей СССР. А потом ашуг открыл дорогу всем остальным поэтам и прозаикам.

Эффенди Капиев говорил: «Я всю жизнь буду признателен Сулейману за то, что благодаря ему в итоге узнали и о нас, остальных дагестанцах-писателях».

Сам же поэт признавался: если бы в своей жизни не познал много трагедий, то вряд ли смог бы сочинять хорошие стихи.

***

Когда в Дагестан приехала делегация писателей из Москвы, то они были потрясены его умом, дальновидностью, умением складно и доходчиво излагать свои мысли.

 

Поэт Владимир Луговской писал о своей первой встрече с ним:

«Ранней осенью 1933 года Тихонов, Павленко и я пришли в Ашага-Стал. На окраине аула, утопавшего в садах, мы толкнулись в низенькую калитку и вошли к Сулейману Стальскому. Хозяин в небогатом бешмете и рыжеватой папахе загонял буйволенка, подпихивая его за рога, поглаживая, уговаривая. Стальский обернулся к гостям, запахнул бешмет, и мы впервые увидели светлые, спокойные глаза поэта. Не торопясь он подошел к нам и красивым движением подал руку. Жил он тогда более чем скромно. Старый ашуг глубоко и тонко судил о ценности, назначении и трудностях искусства. Беседуя с ним, мы затрагивали очень сложные вопросы нашего ремесла. И каждый раз Сулейман был прост, образен и правдив».

***

«Я ненавижу пустоту в стихах, – говорил искренне Стальский, – певец должен передавать лучшее, что есть в нем самом. Лучшее, что есть в самых лучших людях».

Тут надо отметить, что его философские взгляды обычно образовывались из быта народа, общественно-политического строя, существовавшего тогда в стране, и социально-экономической политики. Поэтому они и вызывали интерес слушателя, народа, быстро распространялись по Дагестану и получали всенародное признание.

В начале ХХ века самой популярной темой в поэзии была тема свободы. Освобождение трудящихся народов от гнета эксплуататоров. Именно в этот период на арену как поэт-патриот и философ выходит Сулейман Стальский.

 

Он решительно выступал за раскрепощение женщины, за ее равноправие с мужчиной.

Например, в стихотворении «Выдача девушки замуж за старика» критикует дикие нравы общества на Кавказе, унижающие честь и достоинство женщины.

В эти бурные революционные годы поэт быстро откликался на все важные события, которые происходили в Дагестане.

***

А так отзывался о нем русский писатель Леонид Леонов:

«Только в эпоху величественных народных движений появляются такие великие люди. Сулейман Стальский был громадным и настоящим поэтом в глубоком и первоначальном значении этого слова. Всем нам надо много учиться у него искусству, строить свою творческую биографию».

И разве это не удивительно, что даже такие гиганты от литературы, как Леонов, учились у Стальского литературному мастерству, умению выстраивать свою творческую биографию? Самые известные советские литераторы были восхищены самобытным творчеством нашего земляка, очень тонко и пронзительно переходившего к обобщениям почти планетарного масштаба.

Надо отметить, что лезгинского поэта одинаково волновали социальные и бытовые проблемы людей как маленького Дагестана, так и большой страны под названием СССР. Его поэма «Думы о Родине» является ярким примером того, как он выражал свои чувства любви к Отчизне. Простым и понятным языком доносил до читателей мысль о том, что Родина – это святыня, которую необходимо беречь и защищать.

***

Сегодня именем Стальского названы улицы в городах Дагестана, Северного Кавказа и Закавказья, Лезгинский драматический театр в Дербенте, литературно-мемориальный музей в селении Ашага-Стал, а также океанский теплоход Дальневосточного морского пароходства и буксирный теплоход «Ашуг Сулейман» Каспийского морского пароходства.

День рождения поэта ежегодно отмечается как День поэзии народов нашей многонациональной республики.

ИСТОЧНИК