30 марта глава Дагестана Сергей Меликов провел заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в регионе.
Были подведены итоги работы по ряду направлений за 2023 год. В том числе обсуждена деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции, а именно: по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений, а также минимизации и ликвидации последствий от них.
Сергей Меликов отметил, что на фоне общего снижения преступности в регионе практически неизменным осталось число зарегистрированных преступлений коррупционной направленности.
Вместе с тем отмечается снижение зарегистрированных органами правоохраны преступлений коррупционной направленности, которые уголовный закон относит к категориям тяжких и особо тяжких преступлений.
Глава Дагестана обратил внимание руководителей правоохранительных органов на необходимость принятия дополнительных мер, направленных на выявление и пресечение системных, наиболее значимых коррупционных преступлений, совершаемых в организованных формах лицами, замещающими высокие должности.
Наиболее подверженными коррупционным рискам продолжают оставаться бюджетная и социальная сферы, сфера размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, землепользования и ЖКХ, здравоохранения.
Результаты проверок показали, что в ряде случаев при заключении и исполнении муниципальных контрактов у тех, кто их осуществляет, наблюдается личная заинтересованность.
Так, руководителем одного из учреждений сферы образования Кизляра заключены 27 договоров на поставку канцелярских товаров и компьютерного оборудования на общую сумму больше 3,5 млн руб. с индивидуальным предпринимателем, который одновременно является супругом этого руководителя.
Имели место и случаи конфликта интересов, который был связан с назначением руководителями организаций на должности своих родственников.
Как, например, в ряде образовательных организаций Бабаюртовского района.
Сергей Меликов поручил провести антикоррупционную проверку по всем этим фактам.
«Если нарушения законодательства подтвердятся, ответственных за эти коррупционные проявления нужно отстранить от занимаемых должностей с соответствующей формулировкой. Пока мы не начнем спрашивать с руководителей, порядка не будет. Комиссии по противодействию коррупции обязаны работать в каждом муниципалитете и на уровне районов рассматривать конфликты интересов», – сказал глава региона.
Основная задача органов власти, напомнил он, – обеспечить результативную, независимую, лишенную формальных подходов работу по противодействию коррупции, главным результатом которой должно стать сохранение бюджетных средств и повышение уровня доверия населения.
При этом Сергей Меликов видит объективные причины во всё ещё сохраняющемся недоверии населения к власти.
В пример глава региона привёл повышение тарифов на коммунальные услуги. Предполагается, что это позволит кратно увеличить вложения в комплексы водоснабжения и водоотведения. При этом некоторые дагестанцы высказывают опасения, что средства пойдут не по назначению.
«Дагестанцы не верят, что средства будут правильно вложены. Потому что на протяжении 20-30 лет их обманывали. Аналогичная ситуация в газовой и энергетической сферах. Отсюда у людей и неправильное мнение. Они задаются вопросом «А кто за эти деньги отчитается?» – отметил Сергей Меликов.
Глава республики упомянул один из вопросов, который прозвучал на прошедшей пресс-конференции по теме повышения тарифов: «Кто ответит за то, что собранные с потребителей средства будут эффективно вложены?».
Этот вопрос, подчеркнул Сергей Меликов, потому и возник, что раньше ответственность за это никто не нёс. Сегодня её несёт уполномоченное министерство и его подведомственное учреждение – Единый оператор. Но на то, чтобы завоевать доверие населения, понадобится время.
При этом состояние ЖКХ республики таково, что откладывать его модернизацию больше нельзя. Этим и объясняется принятие сложных решений.
На совещании Сергей Меликов отреагировал и на обращение участника СВО, который попросил главу Дагестана защитить права жильцов одного из многоквартирных домов.
По словам автора сообщения, застройщик продал подвальное помещение, в котором находятся все коммуникации, частному лицу. Новый владелец закрыл доступ к помещению и начал демонтаж стен, в том числе несущих.
Глава региона призвал правоохранительные органы проверить указанные в письме факты и принять необходимые меры.
По информации начальника Управления Главы РД по вопросам противодействия коррупции МустапыГенжеханова, после антикоррупционных проверок в бюджеты Дагестана возвращено около 283 млн рублей.
Более 100 материалов о коррупционной составляющей в бюджетной сфере направлено в правоохранительные органы, принято 17 решений о возбуждении уголовного дела.
На 60% возросло количество протоколов об административных правонарушениях: на основании 355 материалов привлечены к ответственности 298 должностных и юридических лиц.
К дисциплинарной ответственности привлечено более 320 должностных лиц в органах власти и подведомственных им учреждениях. Это на 40 % больше, чем в 2022 году. От занимаемых должностей освобождено 16 человек.
Службой государственного финансового контроля РД также предотвращены закупки с нарушениями на общую сумму около 840 млн рублей, устранено завышение цен контрактов.
Важной мерой по предупреждению коррупции назван анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, на которых законодательством о противодействии коррупции такие обязанности возложены.
В 2023 году не представили сведения о доходах 24 таких декларанта. Все они привлечены к ответственности, в том числе трое уволены в связи с утратой доверия.
При этом Мустапа Генжеханов отметил определенный рост информированности жителей республики об антикоррупционной деятельности органов власти республики. Он установлен по результатам проведенного социологического исследования.
Согласно данным опроса увеличилось число респондентов, уверенных, что власти «делают всё возможное» для противодействия коррупции, и сократилось число тех, кто считает, что власти для борьбы с коррупцией «ничего не делают».
Наиболее коррумпированными учреждениями, по мнению участников опроса, являются вузы, поликлиники и больницы, суды.
«Необходимо повысить интенсивность проводимых мероприятий, направленных на формирование в дагестанском обществе нетерпимости к любым проявлениям взяточничества и казнокрадства», – подчеркнул глава региона.
Отмечено, борьба с коррупцией заключается не только в применении правовых мер, направленных на преследование за совершение коррупционных правонарушений, но и в превентивной работе по повышению уровня правосознания граждан, популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, на формирование антикоррупционного поведения гражданина.
Важнейшим в сфере противодействия коррупции является и работа, направленная на формирование правовой культуры и правосознания у подрастающего поколения.
Сергей Меликов добавил, что способы сообщения о фактах коррупции и каналы обратной связи должны быть доступными и простыми для населения.
«Надо совершенствовать работу структур, которые контролируют расходование бюджетных средств. Важно уже на ранних этапах выявлять личную заинтересованность тех, кто недобросовестно распоряжается бюджетными средствами, вскрывать факты использования подставных или аффилированных организаций, исключить конфликт интересов. Важно повысить эффективность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов», – обозначил приоритеты Сергей Меликов.
Руководители правоохранительных органов подробно доложили главе региона о результатах работы, о возбужденных и расследованных уголовных делах по преступлениям коррупционной направленности, в том числе в отношении должностных лиц.
Сергей Меликов, подводя итоги, поручил продолжить реализацию мер, нацеленных на дальнейшее повышение эффективности профилактики коррупционных проявлений.
«Считаю необходимым правоохранительным органам продолжить работу по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений, уделив особое внимание выявлению и пресечению коррупционных посягательств в ходе реализации национальных проектов, государственных программ республики, муниципальных программ, в том числе в ходе проведения закупочной деятельности органами власти и их подведомственными учреждениями», – заключил глава Дагестана.