Вопросы повышения качества преподавания родных языков в Республике Дагестан обсудили в четверг, 2 марта, на расширенном совещании по ряду вопросов развития образования под руководством Председателя Правительства Дагестана Абдулмуслима Абдулмуслимова.
Перед началом обсуждения Абдулмуслим Абдулмуслимов зачитал строки из стихотворения «Родной язык» дагестанского поэта Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть».
Глава кабмина подчеркнул, что прозвучавшая цитата из стихотворения как нельзя лучше передает смысл того, что если исчезнет родной язык, то вместе с ним исчезнет и национальная культура целого народа, а значит и сам этот народ.
Продолжая свое выступление, премьер-министр отметил, что в последние годы в республике существенно деформировались языковые процессы и это привело к тому, что часть населения утратила владение и пользование родными языками.
«В этой связи нам необходимо с раннего детства приобщать ребенка к ценностям национальной культуры, языку и в этом, в первую очередь, ему должна помочь школа. Наша с вами задача — создать такие условия, чтобы дети заинтересовались родным языком и захотели его изучать.
Необходимо подумать, как высвободить время для изучения родного языка в учебном плане образовательных организаций. Хотя бы 2 часа из 3-х возможных. Нельзя не отметить, что отсутствие в достаточном количестве учебных пособий в школах также затрудняет процесс обучения детей.
Следует проработать вопросы издания и приобретения новых учебных пособий по родным языкам и литературам, истории Дагестана и географии Дагестана.
Отмечу, что в этом году Правительством Республики Дагестан на закупку учебных пособий национально-регионального компонента выделено 220 млн рублей», — обратил внимание глава кабмина.
Более подробно с докладом о том, какая работа проводится по повышению качества преподавания родных языков народов Дагестана в общеобразовательных организациях, выступил министр образования и науки Республики Дагестан Яхъя Бучаев. Он отметил, что проблема изучения родных языков как в Республике Дагестан, так и в стране в целом, занимает особое место.
Бучаев сообщил, что на сегодняшний день в республике функционируют 1403 образовательные организации, из которых 1166 расположены в сельской местности и 237 – в городе, но вместе с тем, он обратил внимание, что были времена, когда обучение в начальной школе в сельской местности велось на родном языке. Однако из-за отсутствия учебников, переведенных на языки народов республики, включенных в федеральный перечень учебников, преподавание в школах начали вести на русском языке.
По словам главы Минобрнауки Дагестана, в общеобразовательных школах республики изучаются 13 родных языков: русский, аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, цахурский, чеченский. Их изучение предусмотрено в обязательной части учебных планов всех образовательных организаций. Родные языки, в том числе русский родной, изучаются на добровольной основе по заявлению родителей.
«В связи с введением с 2018 года учебного предмета «русский родной» родители восприняли содержание этого предмета как углубленный курс подготовки детей к итоговой аттестации, а как следствие – произошло смещение понятия выбора родного языка. Количество детей, выбравших русский родной, увеличивается из года в год, при этом такой выбор наблюдается и в некоторых мононациональных школах, а также среди переселенцев, представителей бесписьменных языков, которые, например, вместо аварского литературного языка выбирают русский родной.
Для обеспечения заинтересованности детей в изучении родного языка предполагается целесообразным использование педагогами на уроках родных языков мультфильмов на родном языке», — предложил министр.
Кроме того, он сообщил, что сегодня в школах по Указу Президента России активно внедряется проект «Театр в школу», в целях обеспечения популяризации изучения родных языков среди обучающихся, считаю необходимым использовать данный ресурс, в связи с чем руководитель Минобрнауки РД рекомендовал главам муниципальных образований проработать вопрос организации в школьных театральных студиях постановки на языках народов Дагестана с привлечением представителей родительского сообщества, работников Домов культуры, студентов ВУЗов факультетов культуры.
«В указанных целях необходимо использовать возможности и дополнительного образования и проработать вопрос открытия в общеобразовательных организациях или на базе домов детского творчества предметных кружков «Занимательный родной язык». Ни для кого не секрет, что одним из действенных методов изучения языка является использование метода погружения в языковую среду, которая позволяет лучше понять и язык, и культуру народа.
Одним из способов использование данного метода считаю возможным путем организации профильных тематических смен в детских оздоровительных лагерях республики, посвященной культуре и традициям народов Дагестана, с проведением смены на родном языке.
Мы все должны понимать, что возложение задачи сохранения и развития родных языков только на систему образования, снимая ее с других институтов воспитания, в частности с семьи, прежде всего с родителей, может привести к искусственному существованию. Поэтому считаю важным проведение районных, городских торжественных мероприятий для родительского сообщества, посвященных значимости родного языка «Роль семьи в сохранении родного языка, учреждение муниципальных конкурсных мероприятий среди обучающихся на знание родного языка с присуждением ценных подарков», — указал министр.
Также учитывая важность изучения родного языка в современных реалиях, Бучаев попросил глав муниципальных образований до 1 сентября 2023 года увеличить количество учебных часов в неделю на изучение родного языка и родной литературы в школах в соответствии с федеральными образовательными программами.
«Решение вопроса качества преподавания предмета «Родной язык» и «Родная литература» – это комплексная задача, включающая обеспечение учебно-методического сопровождения образовательного процесса, развитие кадрового потенциала и материально-технической базы, направленная на реализацию государственной политики в области родных языков.
В целях определения концептуальных основ преподавания родных языков и родных литератур в январе текущего года Минобрнауки РД утверждена Концепция преподавания родных языков и родных литератур в Республике Дагестан на 2023 – 2030 гг. В настоящее время идет работа по разработке плана мероприятий по реализации указанной концепции», — сообщил он.
Бучаев в своем выступлении рассказал и о том, что в целях методической поддержки учителей в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования Дагестанским научно-исследовательским институтом педагогики им. А.А. Тахо-Годи разработаны примерные основные образовательные программы по родным языкам и литературам для начальной школы на 9 языках и основной школы на 6 языках народов Дагестана.
Программы одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и размещены на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ. Экспертизу указанные программы прошли в Федеральном институте развития родных языков России и служат ориентиром для составления учителями рабочих программ по родным языкам и литературам в образовательных организациях.
По мнению министра образования и науки Дагестана, качество преподавания родных языков во многом зависит и от уровня квалификации учителей родных языков.
Так, в 2022-2023 учебном году в республиканских образовательных организациях работают 2809 учителей родных языков и литератур, из них имеют первую квалификационную категорию 495 учителя, высшую – 508. Учителей родного языка с высшим образованием – 2160, со средним профессиональным образованием – 625.
«Отрадно отметить, что учителя родных языков становятся победителями и призерами конкурсов всероссийского и межрегионального уровней. Однако, несмотря на профессионализм учителя, при отсутствии должного обеспечения школ учебными изданиями по родным языкам, говорить о высоком качестве преподавания родных языков не приходится.
За последние годы министерством были закуплены в издательстве «Просвещение» учебные пособия по родным языкам на 6 языках с 1 по 5 классы, в том числе Буквари. Но это составляет всего лишь около 50% от общей потребности в учебниках и учебных пособиях в 1-5 классах.
В 2023 году на закупку учебных изданий национально-регионального компонента предусмотрено 220 млн рублей. В настоящее время нами ведется работа по формированию заказа в издательство «Просвещение»», — констатировал глава Минобрнауки РД.
Кроме того, Бучаев обратил внимание участников совещания, что по данным мониторинга, проведенного в январе 2023 года, общая потребность в учебных изданиях по национально-региональному компоненту по всем общеобразовательным организациям республики составляет более 605 тыс. экземпляров, из которых готовы к изданию 561 тыс., а 43871 пособий находятся в процессе разработки и редактирования.
«Хотелось бы обратить также внимание и на то, что в целях популяризации родных языков необходимо обеспечение библиотечной системы художественной детской литературой на языках народов Дагестана. В связи с чем возникает необходимость проработки вопроса издания детской художественной литературы на языках народов республики.
Коллеги, задача сохранения и развития родных языков в Республике Дагестан проблема комплексная, поэтому только совместными усилиями, ответственным подходом к этому вопросу, мы сможем обеспечить эффективное решение этой задачи», — завершил свое выступление Бучаев.
Свою позицию в рамках совещания высказали представители научного сообщества, общественных организаций, вузов, депутатского корпуса.
Подводя итоги, Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что руководство республики выступает за развитие родных языков, национальной культуры, «Правительство Дагестана всецело поддерживает укрепление национальных языков».
«Если мы не будем ценить свое происхождение, родителей, предков, Родину, тогда о каком патриотизме может идти речь? Надо прежде всего знать свой родной язык», — подчеркнул глава кабмина.
Премьер-министр Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов поручил главам муниципальных образований подключиться к решению данного вопроса.
«Необходимо увеличить в школах количество учебных часов на родных языках, мэрам городов создать национальные центры для изучения родных языков и культуры Дагестана, совместно с ректорами ссузов и вузов проработать вопрос подготовки кадров с представлением подробного анализа о потребности учителей родных языков в муниципалитетах. Минобрнауки совместно с Минфином республики поручаю предусмотреть дополнительные финансовые средства на выпуск учебных пособий на родных языках, вице-премьеру РД Муслиму Телякавову совместно с ответственными органами исполнительной власти разработать государственную программу по развитию и сохранению национальных языков народов Республики Дагестан», — указал глава кабинета министров.
Также он поручил отдельно вынести на обсуждение вопрос сохранения родных языков с приглашением представителей научного сообщества, Народного Собрания РД, общественных организаций, руководителей высших и средних учебных заведений. В ближайшее время вопрос сохранения родных языков обсудят на расширенном мероприятии с участием всех заинтересованных лиц.
Секретариат Председателя Правительства Республики Дагестан и заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан