С урока начинается учитель

За последние несколько лет в системе образования страны произошли значительные изменения. Были утверждены новые образовательные стандарты, которые дали возможность школьникам получать самые актуальные и востребованные навыки и знания.
Процесс реформирования школы продолжается и сегодня. Однако эффективность любой реформы, любых проектов в конечном итоге зависит от личности учителя, которому общество вверяет самое дорогое, самое ценное — подрастающее поколение, свою надежду, своё будущее. Роль учителя в этом процессе была и остается ключевой, так как только он в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие её мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. На эту тему мы побеседовали с опытным педагогом Рутульской СОШ №1 им. И. Гусейнова Шахбановой Наидой Джумаевной, учителем с большим стажем работы.
— Наида Джумаевна, за вашими плечами более 35 лет плодотворной педагогической работы, 27 из них вы являетесь организатором самой крупной школы района Рутульской СОШ №1. Скажите, каковы реальные критерии оценки работы учителя? На основании каких показателей можно присваивать ту или иную квалификационную категорию учителю?
— При оценке работы учителя должен быть учтён уровень его теоретической подготовки по своему предмету. Однако хорошее владение своим предметом ещё далеко не основание для поощрения этого учителя. Основным и реальным критерием оценки работы педагога должны быть знания его учащихся. Очень досадно, когда эта прописная истина иной раз игнорируется, и при присвоении той или иной категории надо учесть результат письменных контрольных работ, устных опросов учащихся, результаты олимпиад. Я считаю, что нужно учесть и то, сколько учащихся выбрали этот предмет делом жизни, итоги анонимного анкетирования среди учащихся и мнение их родителей.
— Вы говорите, что реальные знания учащихся должны быть поставлены во главу угла при оценке работы учителя. Что же является основным звеном учебно-воспитательного процесса, как формируются глубокие и прочные знания учащихся?
— С урока начинается школа, с урока начинается Учитель, воспитывающий ученика. Именно на уроке формируются знания учащихся. И от того, насколько совершенен каждый урок, зависит успех в учёбе каждого ученика, зависят глубина и прочность его знаний и умений.
— Не могли бы вы назвать несколько основных требований к современному уроку, что значит совершенствованный урок?
— В педагогическую теорию и практику последнее время стало активно входить проблемное обучение, учитель создает проблемные ситуации с тем, чтобы мобилизовать внимание учащегося преодолеть пассивность в обучении.
Например, урок физики в 7 классе. Учительница вместе с лаборантом быстро прошла по рядам. На ладони каждого оказались капли жидкости, но через секунды их уже не было. Испарились. Осталось лишь ощущение холода в том месте, где только что была капля эфира. Конечно, ученики удивились и заинтересовались необычным явлением. Что же произошло? Почему?
Собственно, учительнице самой нужно было задать классу вопрос: «Почему на ладони, где был эфир, появилось ощущение холода?». А это один из центральных и трудных вопросов темы «Законы испарения».
Одним из требований современного процесса обучения является формирование интереса к предмету, развитие любознательности. Например, урок химии в 8 классе. Тема «Галогены. Хлор». Когда речь зашла о поваренной соли, учитель зачитывает следующую выдержку: «Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. Как вы думаете, много это по времени?»
Ребята называют 3, 5, 8, 10 лет и так далее. Учитель снова обращается к книге: в год человек потребляет с пищей от 8 кто 10 кг соли. Оказывается всего за один год вдвоём и будет пуд соли съеден.
— Как вы считаете, какими качествами должен обладать учитель, чтобы быть примером для подражания для своих учащихся, чтобы вызвать искреннее уважение к себе с их стороны?
— Думаю, никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Эрудиция, культура поведения, доброта в сочетании с разумной требовательностью, корректность, выдержка, участие — вот те качества, которыми должен обладать педагог. Тысячи фактов подтверждают, как велико обаяние убежденного учителя на ученика.

Зарема Исрафилова