Этот прогноз озвучил министр экономического развития Максим Решетников, выступая на итоговой стратегической сессии по основным направлениям экономической политики в условиях санкций.
К 2030 году российская экономика вырастет на 17 % в сравнении с 2021 годом, а реальные доходы населения увеличатся на 20%. Увеличение ВВП, а соответственно и доходов граждан возможно при реализации целевого сценария «ускоренная адаптация». Правительство России ожидает, что к 2030 году уменьшится доля экспортно-ориентированных отраслей и возрастут доли обрабатывающих, ориентированных на внутренний рынок, IT, здравоохранение, строительство, туризм, культуру, образование. Достичь таких темпов роста планируется с помощью новой социально-экономической программы.
В стратегию развития входит целый ряд ключевых направлений. Достижение экономического роста будет осуществляться с помощью новой социально-экономической программы, состоящей из 11 блоков. В частности, это развитие транспортно-логистической инфраструктуры под новые потребности в экспорте и импорте, в том числе в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Одна часть поддержки проектов импортозамещения предполагает реализацию коротких рыночных инициатив для достижения быстрых и ощутимых эффектов, другая – запуск системных мегапроектов с господдержкой.
Повышение гибкости рынка труда включает в себя мероприятия по облегчению территориальной мобильности населения и межотраслевого перетока рабочей силы. Обеспечение технологической самостоятельности – фактически доступности на рынке всех необходимых технологий. Достичь этого планируется через отечественные разработки и импорт.
Произойдет и развитие предложения в отраслях, удовлетворяющих растущий внутренний спрос: жилье и ЖКХ, культура, досуг, спорт. Также планируется реализовывать потенциал внутреннего туризма, т. е. вкладываться в инфраструктуру и средства размещения.
Региональное развитие включает в себя привязку системных и отраслевых задач на уровень субъектов. Правительство хочет отдельно сфокусироваться на Кавказе, Прикаспии и Дальнем Востоке в связи с перенаправлением транспортных потоков.
Программа устанавливает конкретные KPI по каждому блоку и предполагает сохранение долгосрочной макростабильности экономики. Эксперты отмечают высокий уровень стрессоустойчивости российской экономики и возможность обеспечить экономический рост за счет внутренних драйверов.
Все представленные сценарии исходят из текущего состояния ситуации – санкционного давления и понимания того, какие наборы проектов и мер экономической политики могут быть реализованы в ближайшей перспективе, отмечает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. По его словам, целевой сценарий предполагает, что к 2025 году Россия выйдет на уровень 2021-ого, и это сверхзадача правительства.
«Если санкционное давление будет усиливаться, и мы увидим признаки замедления мировой экономики, сползание в рецессию, то, скорее всего, верхняя граница снизится и этот сценарий будет менее оптимистичен, – говорит он. – Сценарий до 2030 года предполагает три стадии: преодоление шока, адаптацию, устойчивое развитие».
В Минэкономразвития России есть и другие сценарии развития: инерционный, стрессовый и целевой. Инерционный сценарий вытекает из логики санкций – как уже введенных, так и потенциальных – и связанных с ними ограничений. Он предполагает не только более глубокий провал в 2022–2023 гг., но и снижение потенциальных темпов роста. Стресс-сценарий подразумевает одновременное ухудшение состояния мировой экономики и резкое ужесточение санкционного давления.