В Рутульском районе насчитывается огромное количество зияратов (древнее название «Пир»). «Если встретите такое сооружение в Юждаге, не проходите мимо. Под камень надо положить деньги, а те, что были там, можно забрать себе. Говорят, такая церемония приносит удачу в дороге.
Правда, не знаю, как это работает. Но раз люди верят и делают, значит, непременно нужно повторить, потому как нельзя держаться в стороне, когда кто-то рядом страстно верит…», — писал ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, профессор кафедры всеобщей истории ДГУ Руслан Сефербеков.
Пир — это иранское слово и означает наставник, устаз, шейх. Большинство зияратов относятся или возникли в период возникновения, распространения Ислама. Они создавались, возникали в честь проповедников и шейхов, потому каждый пир носил имя того или иного проповедника, поведал нам директор Рутульского национального музея Б. Гасанов.
Далее он сообщил, что одним из первых проповедников в древнем Рутуле был Мааз. Первые пиры в честь его имени стоят на границе между Борчом (высокогорное древнее село в Рутульском районе) и Азербайджаном. Возле зиярата Шу Кафлан на перевале «Салават» и в самом Борче. В своё время он прибыл в христианский Рутул. Пиры потом возвели и на горе «Цийлакан», и в местечке «Сарахуй». И ещё один находится в местечке «Чала» и называют «Мааза мук1 выъыд дылады».
Мааз построил ещё и первую мечеть в местечке магала Курасур (с.Рутул) рядом с домом Дамадаевых. около бывшей галантереи. В стене мечети был камень, на котором была надпись о том, что он построил первую мечеть на земле китаби, и о том, что он видел лик Пророка. До 1993 года камень находился в здании бывшей редакции районной газеты «Животновод». Об этом свидетельствовали редактор Рутульской радиопередачи Султанмурад Алисултанов и редактор газеты «Животновод» Бабаев Кюроглы. который был и краеведом в свое время. Мааз также построил мост в селении Мюхрек, и до сих пор он называется «Мост Асхаба»
Б. МыхаIды