Развитие отечественного образования и достижение нового качества его результатов, удовлетворяющих потребности граждан и общества, является национальным приоритетом России XXI века. В концепции «Российское образование — 2020» образование рассматривается как возрождение России и как успех личности.
В настоящее время возрастает значимость творческой активности человека, его самостоятельности и ответственности во всех областях деятельности. Эти качества могут получить свое развитие в условиях такой системы образования, в центре которой — активная и творческая личность, способная к взаимодействию в многоязычном и поликультурном обществе.
Вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене..
Одной из первостепенных и неотложных задач является возрождение патриотизма в системе образования и воспитания подрастающего поколения.
Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной или альтернативной службе.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно:
• несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
• недостаточное оснащение и коммерциализация сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
• отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи и подготовке их к военной службе;
• малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
• недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
• отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных учебных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи.
Основной целью военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан и учеников школы высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Развивать патриотическое сознание детей, с моей точки зрения, необходимо еще в дошкольном возрасте, а далее, соблюдая преемственность, продолжаю решать эту задачу, начиная со среднего звена, используя различные методы обучения и воспитания, а также разнообразные виды деятельности учащихся.
Например, в 8 классе при изучении «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре», учащиеся выполняют творческие работы на тему: «Герои пожарные» и на уроке, используя конкретные примеры из реальной жизни, сами делают выводы о том, какими качествами должен обладать человек, профессия которого пожарный.
При изучении темы «Автономное существование человека в природных условиях», используя межпредметные связи, в частности, изучая отрывки из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, перед учащимися ставятся следующие вопросы:
— С чем пришлось столкнуться А. Маресьеву в условиях вынужден-ной автономии?
— Как вы думаете, что помогло ему выжить, в таких условиях?
Таким образом, на примере художественного произведения у школьников создается образ настоящего героя, и одновременно решаются учебные задачи урока.
Показать детям, что такое патриотизм – это чувство любви к своему народу, можно удачно показать, изучая раздел «Чрезвычайные ситуации природного характера». Урок этого раздела носит название «Люди, призванные спасать». Учащиеся приводят примеры из жизни, из средств массовой информации о работе спасателей и отвечают на следующие вопросы:
— Как вы думаете, что заставляет людей выбирать профессию спасателя?
— С каким риском сопряжена работа спасателя?
— Охарактеризуйте портрет человека-спасателя.
Выработать у школьников потребность быть похожим на спасателей, быть полезным обществу — вот конечный и наилучший результат такого урока.
Изучение раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера», а именно темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ», дает огромную возможность олицетворить патриотизм с любовью к своей Родине. Отдельный урок посвящается Чернобыльской трагедии. Он строится на выдержках из книги «Чернобыль», выступлений учащихся об участии людей, которые ликвидировали последствия радиационной аварии. О подвигах чернобыльцев, ветеранах подразделений особого риска. А в заключении ребята читают стихи о Чернобыльской аварии, а также, на выбор стихи о героях. Такое построение урока вызывает у детей сильное эмоциональное восприятие изучаемой темы.
Изучение в 10-11 классах раздела «Основы военной службы» направлено на подготовку молодежи к выполнению долга по защите Отечества.
Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально-боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.
Поэтому основной задачей в этом направлении я считаю: показать и доказать выпускникам, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость.
В первую очередь, большое воспитательное воздействие на учащихся оказывают занятия, проводимые совместно с людьми, которые непосредственно связаны с военным делом, либо ушедшие в запас, различных родов войск. Это уроки мужества, которые вызывают у ребят неподдельный интерес. Например в день военно-морского флота целесообразно организовывать встречи с бывшими моряками, которые могут научить ребят вязать морские узлы, а те, в свою очередь, могут познакомиться с формой моряков, посоревноваться в ловкости.
В дни воинской славы России члены военно-патриотического клуба встречаются с участниками Великой Отечественной войны, проживающими в нашем районе, которые рассказывают ребятам, что в жизни есть место подвигу. Проводятся экскурсии и походы по местам боевой и трудовой славы, которые сами по себе, кроме познавательных задач, решают важнейшую задачу сплочения коллектива и оставляют заметный след в патриотическом воспитании.
Военно-патриотическое воспитание не может существовать без здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — это индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения заданных запросов и личных проблем.
Помогая подросткам формировать индивидуальную систему здорового образа жизни, необходимо учитывать все особенности этого возраста.
Ежегодное проведение в школе легкоатлетического кросса, спортивных мероприятий: День Защиты детей, День Здоровья, игра «Зарница», включающие военизированные эстафеты. Отработка с учащимися навыков преодоления элементов полосы препятствия способствует развитию силы, ловкости, выносливости — качеств, необходимых будущему защитнику Родины.
С 2015 по 2019 год наша команда занимала 1-е места на районных соревнованиях по военно-спортивной игре «Зарница», в зональных соревнованиях неоднократно наша команда занимала призовые места и получила дипломы от «Даг.патриотического Центра».
Ежегодно проводится месячник военно-патриотической работы, приуроченный ко Дню защитника Отечества. И каждый раз он включает в себя новые мероприятия. Каждый год в рамках месячника проводится военно-спортивная игра «Зарница». В данной игре проявляются не только физическая сила, ловкость, знания по истории Вооруженных Сил, но и взаимоподдержка, трогательная забота старших о младших, умение рационально распределять обязанности в команде. Ребята показывают свои навыки в прохождении строем с песней, элементы строевой подготовки, умению пользоваться средствами индивидуальной защиты, выполнение спортивных упражнений.
В заключении хочется отметить, что любая система работы учителя складывается из четко и ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. В нашем случае это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а за счет взаимодействия с различными структурами создавать открытое образовательное пространство.
В современных условиях не ослабевает, а еще более возрастает значение подготовки молодежи к защите Родины. Это требует заблаговременной подготовки юношей к действительной военной службе. Только в том случае, если юноша, призванный в Вооруженные силы, будет обладать необходимыми военными знаниями и навыками, он сможет в более короткие сроки овладеть сложными современными вооружениями и боевой техникой, выработать у себя в соответствии с требованиями военной присяги высокие моральные и боевые качества. Согласно статье Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина РФ. Кроме того, в соответствии с Законом «Об обороне» ст. 9 граждане обязаны принимать участие в мероприятиях гражданской и территориальной обороны.
Военно-патриотическое воспитание заключается в том, что каждый гражданин должен любить свою Родину, свой родной край, соблюдать законы своей страны, проявлять уважение к старшему поколению, оказывать помощь младшим. Если потребуется, встать на защиту своей Родины, не раздумывая, и защищать ее.
О. Г. Абдулкеримов,
преподаватель ОБЖ
Хлютской СОШ