Быть патриотом – это любить свою страну, любить свой народ

Патриотическое воспитание — это неотъемлемая часть общегражданского воспитания личности. Оно опирается на общечеловеческие и национально специфические ценности (жизнь, здоровье, духовность, человеческие нравы, права и свобода личности).

Оно направлено на воспитание патриотов, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Сегодня средства массовой информации, особенно электронные, представляют нам перспективу мрачного будущего, что ни как не отвечает установкам старших поколений, знающим самоотверженность во имя будущего на собственном опыте. В этой весьма непростой ситуации крайне важно верно понять и правильно осознавать сущность и смысловую значимость понятия «патриотизм». В последние годы значительные публикации в области воспитания отмечают чрезвычайную необходимость и важность патриотического воспитания. Это осознают абсолютное большинство ученых и педагогов-практиков российской школы. В связи с этим следует понимать, что воспитание патриотизма – это не одна из многих составных частей воспитания — это основа воспитания как такового. Понятие «патриотическое воспитание» широко охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни: это — приобщение учащихся к системе духовно-нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, в том числе с помощью литературы и искусства; это — воспитание потребности в освоении ценностей отечественной и мировой культуры, стремление к участию в культурной жизни общества; это — формирование у ребят представлений о природном многообразии и ресурсах Отечества и своего края, воспитание любви к природе, окружающему миру и бережного отношения к нему; это — воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны; это — помощь молодежи в выборе смысла жизни в новых условиях, в раскрытии потенциала личности, формирование самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству; это — воспитание положительного отношения к труду как важной ценности в жизни; это — формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить в обществе, поддерживать благоприятный микроклимат в микрогруппе и т.д. Патриотизм — это не слепая фанатичная вера, а уважение к Родине. Патриотизм – важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции. Как справедливо заметил К. Ушинский, «патриотизм — это нравственная опора самосознания русского педагога, она остается надежной даже тогда, когда все остальные опоры рушатся… Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью». Не случайно идея воспитания, удаленная в первой половине 90-х годов из государственной системы образования, возвращается сегодня, прежде всего под знаком патриотического воспитания.
Практика патриотического воспитания учащихся в нашей школе показывает, что ощутимых успехов добиваются те воспитатели, кто в своей работе умело опирается на прогрессивный опыт старших поколений, привлекает самые разнообразные взаимодополняющие, высоко-эффективные средства, формы и методы патриотического воспитания. Последовательному формированию патриотических чувств способствует создание в школах музеев, комнат, залов, галерей, классных уголков боевой и трудовой славы народа, стендов, выставок, фотомонтажей о конкретных формах патриотического почина.
Однако при всём разнообразии форм и методов патриотического воспитания, их эффективности в отдельно взятых школах, предприятиях, населенных пунктах, в целом многие из них страдают неполнотой содержания. Мы имеем в виду, прежде всего, границы патриотического опыта, охватываемого проводимыми мероприятиями. Наши многолетние наблюдения, анализ учебно-воспитательных материалов показывают, что в подавляюшем большинстве мероприятий патриотическое воспитание детей и молодёжи ограничивается в рамках раскрытия событий и героических свершений Великой Отечественной, от силы гражданской войн. Все это, несомненно, оправдано, если считать, что наибольший порыв народного патриотизма проявлялся именно в эти трудные и суровые для страны годы. Но оправдано ли это с точки зрения истории народов нашей страны, истории Дагестана, с точки зрения сохранения логической структуры понятия «патриотизм». Учителя непростительно слабо знают и крайне редко используют в процессе воспитания учащихся, в работе с родителями и сельской общественностью традиционные формы проявления семейного патриотизма, прогрессивные патриотические традиции рода, джамаата, аула, народа. Нет глубоко продуманного и целенаправленного акцентирования внимания воспитуемых на веками упрочившиеся в сознании дагестанского труженика нормы патриотического статуса, т.е. нравственного долга человека перед семьёй, семьи перед родом, рода перед аулом, аула перед народом, каждого из них друг перед другом и всех вместе взятых перед Родиной и государством.
Вследствие таких упущений дети и молодежь чаще сталкиваются лишь с эпизодическими событиями, картинами проявления героизма и патриотизма, в целом неплохо зная историю вообще, довольно поверхностно знают патриотическое прошлое родного народа, иначе говоря, в сознании воспитуемых появляются проблемы, нарушается веками жизнестойкий закон патриотической преемственности.
Долг педагогов — шире выявлять все это, показать детям глубокие истоки народного патриотизма. Требования времени обязывают находить все истинные причины, в той или иной степени тормозящие патриотическое становление наших детей. В чём же они заключаются?
Прежде всего, именно в том, что в последние годы мы недостаточно глубоко сознавали человекосозидательную роль родного языка. Родному языку отводилась второстепенная роль (а порою, и того менее) во многих школах и семьях. Примеры показывают, даже в сельских школах меньше стараются говорить на родном языке, в некоторых дагестанских семьях (особенно в городских) нет достаточно серьезного внимания к практическому овладению детьми своим родным языком и культурой. Стремясь к некоему прогрессу, брезгуя кровно родным, недальновидные родители лишили своих детей возможности читать родную литературу, периодическую печать, познать сокровенные идеи произведений устного народного творчества и материальной культуры, понять на языке матери радиопередачи и народные театры.
Любовь к Родине начинается с любви к родному языку, к своей семье, к своему дому, к своей школе. Основываясь ни них, она перерастает в любовь к своему селу, к своему городу, к родной природе, к своей республике, стране и её народу. Как отметил великий русский педагог К. Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяются творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах в устах народных поэтов».
Посредством родного слова народная педагогика из глубины столетий донесла до нас примеры, выражающие немеркнущий и оригинальный «дар полководца, ум, мужество, огромную физическую силу» имама Шамиля, решительность, отвагу и военный талант Хаджи-Мурата, высокую преданность народу, родной земле, ненависть к врагам Отчизны, простоту и человечность народных героев Шарвили, Хочбара, горянки Парту-Патимы; геройство безымянного юноши, превратившегося в скалу («Каменный мальчик»); удивительно естественную красоту Камалил-Башира; ум народных острословов «Моллы-Насреддина» и многое другое.
Вот почему о бережном отношении к родному языку, духовной и материальной культуре неоднократно говорили выдающиеся поэты Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, об этом напоминают в своих трудах известные ученые нашей республики, профессора А. Агаев, А. Гюльмагомедов, З. Загиров, Р. Магомедов, М. Чеерчиев и другие.
Равнодушие к родному языку, культуре и традициям беспокоит аксакалов наших сел. Выходит, нашим родителям, педагогам, всей общественности нужно уже, не откладывая, вернуть родному языку его историческое назначение — быть первым воспитателем молодого поколения.
Ощутимые всходы патриотического настроя масс могли бы дать обязательное и повсеместное введение в школы, детские сады родного языка, создание широкой сети факультативных занятий, кружков родного языка и народного творчества, оборудование наглядной агитации в школах, праздничных транспарантов, плакатов и лозунгов с крылатыми мудрыми изречениями на родных языках Дагестана.
Общеизвестно, что духовная и материальная культура народа яснее воспринимается детьми через образцовый пример своих родителей, учителей и общественности. Как взрослые отнесутся к наследию отцов, как они берегут и преумножают добрые традиции своих предшественников, так и дети берут это примером для подражания, чему же очень часто вынуждены подражать наши дети?
В практике наших отцов и дедов, как утверждает профессор ДГПУ, автор учебника «Культура и традиции народов Дагестана» Ш. А. Мирзоев, высокую оценку общественности заслуживали и сегодня заслуживают формы и методы патриотического почина и бескорыстного общественно полезного труда, а именно: добровольная чистка и оборудование в селе новых родников, строительство дорог, мостов, мельниц, годеканов, регулярное участие в помощи сельчанам в своевременной уборке урожая, безусловная и неотложная помощь при стихийных бедствиях: пожаре, наводнении, снежных обвалах, лавинах, угрозе со стороны врага и т.д.
Патриотическое наследие наших отцов нуждается в более пристальном внимании. Педагогическая практика убеждает, что патриотические чувства способны привить детям только те родители и педагоги, кто не словами, а личными качествами, бескорыстными делами и повседневными поступками являются патриотами села, школы, района, города, республики и всей нашей огромной страны. Нужно помнить, что любовь и преданность Родине и идеалам человечности не может быть созерцательной и «платонической», а должны выступать могучей силой обновления общества и защиты ее интересов от любых посягательств.
Патриотизм как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации детей и молодежи, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине. Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству — тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.
Чем глубже и всесторонне осветим мы детям патриотические традиции народа, тем прочнее будут развиваться и формироваться у них патриотические чувства, сознание и поведение, т.е. истинная любовь к Родине и своему Отечеству.

Ямудин Таибов,
Заслуженный учитель
Республики Дагестан,
кандидат педагогических наук.