Забывать мы не имеем право!

Минувшее и далеко, и близко…
Счастливый мир заполучив в удел,
Мы средь кипенья каждодневных дел
Порой не замечаем обелисков.
Но забывать мы не имеем права,
Откуда мы, чьи мы, каких кровей
Так приведем же своих детей
К истокам нашей доблести и славы».

Владимир Карпеко

В этом году исполняется 75 лет со дня Великой Победы народов Советского Союза над вероломным агрессором — над фашистской Германией. Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии продолжалась четыре долгих года, 1418 дней и ночей, и завершилась Великой Победой советского народа 9 Мая 1945 года взятием Берлина, логова фашизма.
Какой ценой далась победа, известно всем. Имена героев увековечены, вечный огонь горит у стен Кремля неизвестным, павшим в боях за Родину, солдатам, памятники и обелиски в память о защитниках Родины стоят в каждом населенном пункте, в местах прохождения ключевых сражений войны.
Но был у Красной Армии и контингент попавших в плен к немецким наступающим войскам военнослужащих, о которых в те времена не принято было упоминать, а если где и упоминалось, то только как изменники и предатели Родины. Но через более полувековой анализ истории выяснилось, что подавляющее большинство военнослужащих Красной Армии — эта жертва грубых ошибок высокого начальствующего состава советской армии.
Волею судьбы среди этих людей оказался тогда и наш земляк, который является сегодня живым свидетелем и оказался в войну жертвой «колеса истории».
(Данная статья была написана в тот момент, когда герой моего повествования был еще жив, и потому далее весь текст оставляю без изменения).
Живет он в селе Шиназ, ему сегодня 89 лет от роду — родился в 1912 году. Один из старожилов района. Несмотря на груз годов своих, он выглядит на редкость бодро и активно. Живет в новом доме один. Имеет газовую плиту, электрическую плиту ему привезли бесплатно и установили накануне 9 мая этого года. При виде мирной жизни седого старика даже не верится, что это через него проехало «колесо истории», что земной ад ему пришлось пережить и выжить. Это — Гаджимурадов Ибрам Гаджимурадович. Согласно данным его военного билета, он был призван по мобилизации Рутульским районным военным комиссариатом в ноябре 1941 года, когда враг стоял у стен Москвы. Как он вспоминает, с ним вместе из района призываюсь 60 человек. Из Махачкалы поездом отправили в Тбилиси, оттуда в Новороссийск и далее — в Севастополь.
Ибрам-баба рассказывает: «…Господство немецкой авиации в воздухе было абсолютное и немногий транспорт добирался морем до Севастополя. Когда они были по пути в море, то появился фашистский самолет-разведчик и улетел. Все ждали прилета бомбардировщиков, но к счастью, они не появились и корабль в целости добрался до Севастополя…». Тут он и оказался в самой гуще обороны Крыма, где каждая сопка по нескольку раз переходила из рук в руки. Был легко ранен, но остался в строю. 14 дней и ночей до последнего патрона сражались в окружении, опять был ранен в правое подплечье… Очнулся уже в плену у немцев.
Немцы проводили, по его словам, сортировку пленных, более здоровых перегоняли в глубокий тыл. По пути невыдерживающих физически пристреливали на месте. А на основном пункте сортировки проводилось следующее. Выстроив пленных пошереножно, заставляли их бегать 100 метров, а по бокам стояли автоматчики с собаками. Кто не добегал, того на месте пристреливали, и там стояли целые горы трупов… Далее опять медицинская комиссия и немецкий госпиталь для военнопленных, где ему сделали операцию советские врачи-военнопленные и извлекли осколок. Как помнит Ибрам Гаджимурадович, врач вручил ему осколок и посоветовал его сохранить, но было не до этого — смерть поджидала на каждом шагу. Но он почувствовал “дыхание” смерти в момент преодоления 100-метровки с гноящейся раной и осколком в ней, когда редели ряды идущих рядом…
В Германии агитационную работу проводили «власовцы» и их прислужники-предатели. Били резиновыми дубинками, кормили смешанной с землей картошкой, от расстройства и истощения умирали как «мухи»…
Потом переправили в Голландию. Держали на каком-то острове в море, где и работать заставляли. Во время одной из бомбардировок американцами загорелись склады. Все заволокло черным дымом: оказывается, горело сало. После потушения пожара пленных заставляли очищать склады с салом от копоти. Если же кого увидят съедающим сало, пристреливали на месте. Очень много пленных умерло также и от расстройства истощенного организма вследствии употребления сала. Голод был сильнее разума и страха — естество инстинкта было выше страшной адской машины фашизма. И, наконец, в мае 1945 года их освобождают американские войска.
С мая по сентябрь 1945 года он находился по спецпроверке на верность советскому строю, а 15 сентября был демобилизован домой.
С 1949 по 1988 год работал чабаном в колхозе имени Мирзабекова. За примерный труд награжден в 1976 году медалью «Ветеран труда».
Имеющиеся боевые награды: Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», Орден Отечественной войны II степени, медаль Жукова.
Вырастил 3 дочерей и 3 сыновей: старший Гаджимурад работает зам. министра промышленности и торговли РД.
Этот один из тех многих сотен тысяч граждан СССР, которых постигла столь нелегкая участь быть узником фашистских концентрационных лагерей, адских лагерей смерти, и которому удалось выжить, в числе немногих…
И потому ради жизни на Земле мы должны всегда помнить об этих ужасах войны и не допустить их повторения.

Къинады САИД