Муфтий Ингушетии отстранен временно от участия в КЦМСК

3

12 января в Пятигорске было проведено внеочередное заседание Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК).

Темой заседания стал резонансный вопрос, вынесенный на повестку — это работа Духовного центра мусульман (ДЦМ) Республики Ингушетия, который возглавляет муфтий Иса Хамхоев.

Сообщается, что он был лично приглашен на заседание, и копия приглашения была  размещена на сайте КЦМСК, но муфтий Ингушетии проигнорировал приглашение.

У муфтиев Северного Кавказа особую тревогу вызвала деятельность ДЦМ Ингушетии в свете известных событий последних месяцев   — сложного процесса определения административных границ между Чечней и Ингушетией. В течение этого периода Муфтият РИ стал проявлять повышенную политическую активность, прямо противоречащую нормам Конституции РФ (в части отделения религиозных организаций от государства).

Так, были отмечены неоднократные призывы руководства ДЦМ Ингушетии к старейшинам и имамам республики выйти на улицы с протестами против руководства республики. Мечети и места проведения религиозных обрядов использовались при этом в качестве политических площадок для обсуждения требований политического характера, а также для сбора подписей под политическими заявлениями.

После этого были озвучены призывы к вызову республиканских чиновников и депутатов в шариатский суд, также были продолжены публичные и демонстративные «отречения» от мусульманской общины официальных должностных лиц, что в светском государстве неприемлемы.

До сегодняшнего дня КЦМСК старался не вмешиваться в дела мусульманской общины Республики Ингушетия, но действия Муфтията РИ полностью вышли за границы религиозной деятельности и приобрели сугубо политическое содержание. В конце 2018-го года Координационный центр мусульман Северного Кавказа выступал с заявлением, в котором поднимал вопросы о том, что определение границы -это не компетенция шариатского суда Ингушетии, поскольку они относятся к компетенции Конституции и законодательства РФ. Тогда также было отмечено, что попытка оказать религиозное давление на граждан России, вплоть до отлучения от мусульманской уммы, —  это «опаснейшая тенденция, которая может привести к катастрофическим последствиям на территории нашей страны».

Муфтий Северного Кавказа также обратился к Исе Хамхоеву с просьбой «задуматься об ошибочности таких действий и о «тяжелейших последствиях, к которым они могут привести». Однако И. Хамхоев (его конфликт с руководством Республики Ингушетия длится уже с 2014 года) не нужным прислушался к данным призывам и продолжил свою деятельность.

Напомним, процедура «отлучения» от уммы стала практиковаться Муфтиятом РИ еще несколько лет назад. Именно тогда он вступил в публичный конфликт с Главой Республики Ингушетия Юнус-Беком Евкуровым – он не пытался найти какой-либо компромисс и наладить конструктивный диалог в рамках действующего законодательства.

В заявлении внеочередного Совета КЦМСК с чувством глубокого сожаления отмечается продолжение попыток муфтия Исы Хамхоева «в угоду личным амбициям втянуть Духовный центр мусульман Ингушетии в противостояние руководству республики».

В заявлении КЦМСК говорится, что  Иса Хамхоев «продолжает сеять смуту, разделять народ и провоцировать мусульман на противоправные действия, на неуважение к законам Российской Федерации и Республики Ингушетия, что может вызвать непоправимые последствия».

Муфтиями СКФО отмечается, что «одна из основных функций КЦМСК – координировать действия муфтиев республик Северного Кавказа, направленных на сохранение мира и согласия, а также недопущения конфликтов». Потому муфтий Иса Хамхоев был приглашен на созванное по данному случаю внеочередное заседание. Однако тот от этого приглашения отказался, «проявив несвойственное традициям народов Кавказа неуважение под надуманным предлогом, что не может принимать самостоятельных решений, по сути выставив себя исполнителем чьей-то недоброй воли».

КЦМСК считает: подобными своими шагами Иса Хамхоев засвидетельствовал, что «не чтит ни шариат, ни вековые традиции горцев. Своим поведением и демонстративным отказом от участия в совместной работе, которую он должен регулярно вести по уставу КЦМСК, он вывел себя за рамки общения с другими муфтиями Северного Кавказа».

В заключение в Заявлении муфтиями Северного Кавказа вынесено решение, соответствующее создавшейся ситуации: «Мы заявляем, что участие Исы Хамхоева как муфтия Духовного центра мусульман Ингушетии в работе КЦМСК с этого момента считаем приостановленным до тех пор, пока руководство этого центра не вернется в рамки шариатских норм поведения и адатов народов Северного Кавказа».

Под заявлением подписались муфтии — члены КЦМСК единогласно.