ПОЗНАТЬ ЦЕНУ СЧАСТЬЯ…

IMG-20180222-WA0005

Наверное, только в насыщенном языковом многоголосье горного края можно обнаружить столь уникальных людей, как будто впитавших в себя все краски экзотичной суровой природы и сохранивших твердый и вместе с тем радушный гостеприимный характер  предков. И понимаешь: несмотря на перемены, происходящие вокруг, Дагестан остался патриархальным, сохраняющим вековые обычаи и традиции.Беседуя с Фатимой Магомедовной Ибрагимовой, заведующей отделом источниковедения ИЯЛИ ДНЦ РАН, совершенно неожиданно для себя ощутила прилив какого-то особого энергетического тепла, удивительной доброжелательности, участия. Казалось, что она из той, прежней жизни. А, может быть, так оно и есть.
Время не изменило ее, скорее наделило той особой уверенностью в то, что добро сильнее зла, что, сохраняя его в душе, ты можешь изменить мир.
Девушка из высокогорного Дахадаевского района, Муминат с трех лет осталась сиротой. Окончила семь классов в интернате горянок и, проникнувшись романтикой профессии, поступила в Новочеркасский геологический техникум. А потом попала в далекий Рутульский район, в село Ихрек, где в нее влюбился местный учитель математики. Муминат и сама не заметила, как оказалась в плену нежных романтических чувств и не задумываясь, дала согласие на брак…
Фатима сидела за партой с девочкой, которая все время рассказывала о ней своей маме. Так она оказалась в доме Габиевых. Тетя Фатимы Магомедовны, Саидат Омаргаджиева, была знакома с Крупской, училась у нее, а двоюродный брат, Юсуп Амиров, был красным партизаном, воевал за Советскую власть в Ая-Какинском ущелье, близ Сергокалы.
— Ну да, это были семьи партийцев, честных, преданных Советской власти, воевавших за идеалы революции, народной власти, — замечает Фатима Магомедовна.
— Знаете, как это было притягательно для нас, детей, которым хотелось быть похожими на этих мужественных, смелых, горячих героев, отдававших, не задумываясь, жизнь в борьбе за всеобщее равенство, мечту человечества Отец всегда мечтал о сыне, — она улыбается, возвращаясь в ту беззаботную пору детства, — а родилась я, следом моя младшая сестра Хадижат. А еще у отца от первого брака была дочь; он взял с нас слово, что мы сохраним фамилию Ибрагимовых, и мы свое обещание сдержали.
Мама окончила пединститут и, как и отец, начала работать в школе, преподавала химию, биологию, — продолжает разговор Фатима Магомедовна. К этому времени она выучила рутульский язык, азербайджанский, лезгинский. Мама вообще была склонна к языкам, также знала аварский, кумыкский. Тогда же занялась созданием букваря для рутульского, цахурского и агульского бесписьменных языков.
Ей присвоили звание заслуженного учителя ДАССР. Педагог от природы, с блестящими лингвистическими способностями, она написала несколько методических работ для перевода с родных языков на русский.
— Рутульская родня обожала мою маму, вспоминает Фатима Магомедовна, — и часто собиралась у нас дома. И мы на примере родителей учились душевной щедрости, доброте, отзывчивости, состраданию, свойственным нашим односельчанам.
Она рассказывает, что, когда семья переехала из Ихрека в Рутул, то вместе с сестрой каждое лето они приезжали сюда, чтобы ухаживать за старушкой, в свое время приютившей семью и ставшей для них родной.
— Это было нормально, — замечает Фатима Магомедовна. — Нам и в голову не могло прийти, что мы делаем одолжение. Это было так же естественно, как дышать, чувствовать землю под ногами.
Фатима окончила школу в 15 лет с золотой медалью. Сейчас трудно себе представить, что в обычной сельской школе на уроке сидит первый секретарь обкома партии Абдурахман Даниялов и внимательно, слушает учителя, а потом просит ее опросить крохотную девчушку, тянущую руку, чтобы ответить урок.
Окончив школу, Фатима решила ехать в Москву. Ей хотелось как можно больше узнать нового о другом мире. Тогда, чтобы покорить столицу, отправлялись только лучшие из лучших. Фатима мечтала о литературном институте, но поступила на факультет журналистики (в свое время она писала стихи, публиковалась в периодической печати).
— Конкурс в МГУ был неимоверно высокий, — вспоминает она.
— Но я поступила. Учиться было интересно, а сколько необыкновенных людей я повстречала!
Она вспоминает годы учебы в МГУ не только как наполненные духом свободолюбия, заставляющие размышлять, отрываясь от консерватизма, стереотипов мышления, но и как время, освещенное той студенческой дружбой, что связывает на всю жизнь. С улыбкой рассказывает о Нине Буденной, Юлии Хрущевой, Инне Калининой, Петре Катаеве. Все они являлись детьми «небожителей», но на самом деле это были очень простые, доброжелательные, интеллигентные ребята.
-Трудно было себе представить, что они могут быть заносчивыми, недоступными. Да их просто высмеяли бы за это однокурсники, — говорит Фатима Магомедовна, — скорее, наоборот, они искали дружбы с нами.
С детства, обожая лошадей, вместе с Н. Буденной она вела в Сокольниках конные курсы, И еще вспоминает, как однажды Н.
Буденная и Ю. Хрущева попали на концерт Ива Монтана и пришли на занятия в модных тогда капроновых блузках. За что получили нагоняй от Инессы Калининой, заявившей им, что МГУ — это храм науки, а не богемная сходка.
Еще она вспоминает, как в ее скромную комнату в общежитии пришел мировое своих светило лингвистики Букар Талибов, которому она помогала собирать материалы по бесписьменным языкам, классифицировать их лексику у себя на родине. Он пригласил ее в Балашиху, познакомил с семьей и предложил продолжить работу.
— Для меня это была большая честь, — вспоминает Фатима Магомедовна, — и опыт в будущей работе.
Она никогда не боялась работы, не жаловалась на нехватку времени и признается: кажется, вот, наконец, можно отдохнуть, а она не представляет себя без института, без своих коллег! С большим уважением говорит о директоре ИЯЛИ Магомеде Ибрагимовиче Магомедове, которого считает истинным ученым, человеком с гражданской позицией, патриотом своей страны, для которого незыблемыми остаются главные для мыслящего человека заповеди — добро, справедливость, честь, совесть.
На мой вопрос, было ли ей трудно, совсем еще девчонке, в большом городе, она с улыбкой отвечает, что об этом некогда было думать: занятия, общественная работа, а в свободное время-театры, выставки, музеи. В очередные каникулы она приехала домой в Рутул, и, конечно, ей очень хотелось пробежаться по его тенистым улочкам, пообщаться с односельчанами. Но случилось неожиданное, перевернувшее жизнь: ветхие подпорки не выдержали и кровля под ее ногами обвалилась.
— В общем, еле жива осталась, — говорит она. — Долго лежала в больнице, уже и не верила, что встану. Тогда отец обратился к ректору ДГУ Абилову, с которым его связывали товарищеские взаимоотношения, и, быстро переоформив документы, определил меня в ДГУ, на филологическим факультет.
— Жалела ли я, что оказалась в стенах ДГУ? — отвечает на мой вопрос Фатима Магомедовна. — Поначалу да, жалела, но понимала, что не скоро оправлюсь физически и вряд ли смогу выдержать московские нагрузки.
Началась совсем другая жизнь. Но Фатима Магомедовна никогда не жалела о столичных лаврах, карьере. Сердце ее было здесь, в Дагестане. Конечно, она мечтала о журналистике. Устроилась в молодежную газету «Комсомолец Дагестана» и годы работы с редактором печатного издания Ф. Астратьянцем вспоминает как творческие. Она много ездила, встречалась с людьми: сколько интересных судеб, характеров!
С течением жизни я поняла, что в моей судьбе все происходит последовательно, как и должно было быть, — отмечает она.
Фатима Магомедовна вспоминает период работы в Дагучпедгизе с народной поэтессой Дагестана Фазу Алиевой.
Это была светящаяся, фееричная, удивительная талантливая поэтесса, которая не уставала трудиться. Мы восхищались ею и внимательно следили за ее творчеством, зачитываясь романами о том, что было так близко,- родной дом, характеры и судьбы горцев, живущих среди величавой природы, далекой от суеты жизни.
— Я настоящая горянка,- смеется Фатима Магомедовна, — меня всегда тянет к земле, природе. Охотно бралась за работу в самых отдаленных районах: работала и в Рутульском, и в Левашинском, и в Дахадаевском районах инспектором районо, что позволило обрести практические знания, друзей, а еще я пристрастилась к сбору фольклора.
Это было увлечением, которое со временем переросло в профессиональный интерес. Сама же Фатима Магомедовна считает, что подтолкнул ее е исследовательскому поиску отец, знающий толк не только в языке, грамматике, но и фольклоре народов Дагестана.
— Помню, он выезжал в далекое село Хнов, дорога к которому открывалась два раза в год, и учил там детей. А возвращался домой с особым настроением, — вспоминает Фатима Магомедовна. — Пересказывал нам услышанный от стариков народный эпос, истории завоевательных войн, сражений. Вот, видно, с генами и мне это передалось. Сколько было исхожено троп по дальним селам! И как не вспомнить сегодня всех тех, кто хранил поэтические, прозаические памятники народного творчества!
Как сегодня она вспоминает свой первый рабочий день в Институте языка и литературы ДНЦ РАН. Ее тогда очень поддержали и Гарун Халилович, и Амри Рзаевич, и Букар Бекирович. Это был 1969 год. В институте, руководил которым Гаджиали Даниялов, по достоинству оценили молодого сотрудника. Она никогда не отказывалась от научных экспедиций, печатала, вела протоколы, деловую переписку. Подготовила огромное количество материалов, систематизировав их, и имела непосредственное отношение к изданию Свода памятников фольклора народов Дагестана в 20 томах, созданию письменности некогда бесписьменных народов — агулов, цахуров, рутульцев.
— Фатима Магомедовна, а почему Вы не защитились, ведь у вас столько научных публикаций, изданных монографий, которых хватило бы на несколько докторских диссертаций? — задаю я вопрос.
— Для меня важен сам процесс, ведь в науке нет конечного результата, а всегда только новый поиск, который вдохновляет тебя, заставляет учащенно биться сердце и работать, работать до изнеможения.
— Каждый из моих коллег, — мягко улыбается Фатима Магомедовна, — это целый мир, вселенная, это подвижники науки, к которым успех приходит только благодаря кропотливому труду.
Но и сама Фатима Магомедовна — личность, у которой можно черпать, как из животворного источника, не только знания, но и такие качества, как чувство собственного достоинства, чести, совести.
Она никогда не лукавит и всегда искренна и с людьми, и они тянутся к ней за советом и просто, чтобы пообщаться.
— Понимаешь, у меня есть все, чтобы жить в гармонии с окружающим миром.
Но сегодня для многих людей будущее, остается неясным, нет уверенности в завтрашнем дне. Это удручает, — признается Фатима Магомедовна. — У каждого поколения свои идеалы, и это нормально. Плохо, когда оно остается без них и не знает, в каком направлении двигаться.
По ее мнению, обращение к истокам — один из способов сохранить национальную идентичность, свои корни, историческую память. Именно в народных истоках кроются ответы на самые трудные вопросы современности, — считает она.
А что же личная жизнь Фатимы Магомедовны, журнал-то женский?! И я проявила вполне уместное любопытство, спросив о семье.
— Семья небольшая, — отшучивается она.- Муж, Магомед Касумов, — известный в республике композитор. Дочь Зайнаб вот недавно сделала нас бабушкой и дедушкой. Семья у дочери самостоятельная, справляются без нашей помощи. А мы приезжаем из Сергокалы навестить своих домочадцев. Так мы решили, построив в свое время в селе дом. На работу езжу в Махачкалу, дороги хорошие, 40 минут — и ты в столице. Супруг возглавляет Сергокалинскую музыкальную школу, растит таланты. А у меня рабочий день заполнен под завязку…
Но она не чувствует усталости. Почему? — спросите вы. Наверное, потому что в ней не гаснет интерес к жизни, профессии, а это наполняет ее смыслом, придает силы.
Коллеги Фатимы Магомедовны считают, что без нее им просто не обойтись, она для них больше, чем коллега, — это добрый друг, наставник молодых ученых.
— Довольны ли вы тем, как сложилась судьба?
— Однозначно ответить не могу, — задумывается она. — Однако, как я уже говорила; у меня есть все, чтобы считать себя счастливой; и еще — я осознаю истинную цену своего места в мире. Это так увлекательно…
Фатима Магомедовна часто задумывается о будущем своей родины, которой так дорожит, и уверена, что у Дагестана большие перспективы, но только при условии бережного отношения к молодежи, формирования ее мировоззрения, воспитания чувств, а значит, патриотизма, гражданственности. Много лет преподавая в ДГПУ, ДГУ, общаясь со студентами, она пришла к простому для себя выводу: найти общий язык можно с каждым, важно, как ты это делаешь.

Айшат ТАЖУДИНОВА