1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который должен был открыть новую эру взаимоотношений в области обучения подрастающего поколения. Закон очень ёмкий, и не у каждого хватит терпения дочитать его до конца.
В нашем обществе идут постоянные споры об эффективности системы образования и кризисных явлениях в ней. Новый закон ставил целью сделать систему образования лучше, а получилось, как всегда.
В этой статье затрагиваются проблемы школьного образования, которые видны, как говорится, невооружённым взглядом.
С появлением системы единых и общеобразовательных государственных экзаменов (ГИА) возникли и порочные явления, связанные с желанием многих учеников, родителей и учителей обхитрить и обойти эту систему.
Ежегодно родители выпускников хватаются за голову и пытаются разобраться в аббревиатурах ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ, ГИА. ПО наблюдениям последних лет, родители больше подвергнуты панике, чем сами выпускники.
Всем хорошо известно, что когда проходят ЕГЭ и ОГЭ, все родители выпускников собираются возле школ и пытаются сдавать экзамены за своих чадо. Одни родители заранее копят деньги, другие договариваются с теми, кто имеет доступ к экзаменационному процессу, третьи загодя нанимают репетиторов и т.д. Таким образом, в новую систему вгрызлись элементы коррупции. На практике видно, что многим выпускникам школ не удаётся сдавать экзамены, даже когда подключается родительский ресурс, а те, которые сдали экзамены и получили свои баллы, не могут поступить и учиться в рейтинговых ВУЗах.
Таким образом, можно сделать вывод, что новая система образования у нас не дала желаемого результата.
Каковы причины деградации школьного образования? Таковых, на мой взгляд, несколько. Самая главная причина кроется в следующем: большинство учащихся с первого класса наблюдают и делают для себя вывод, что выпускные баллы не зависят от их усердия и оценок в процессе обучения, а зависят от активности их родителей. Поэтому у них пропадает тяга к учёбе.
Вторая причина заключена в состоянии наших школ, многие из которых находятся в аварийном состоянии. Конкурировать с городскими, тем более с московскими школами, нам не под силу. Современные школы по своему техническому укомплектованию должны стать технопарками с передовым оборудованием, лабораториями и мастерскими. Тогда и детям будет интересно учиться.
Третья причина – в педагогических кадрах. Кризис в системе высшего образования последних десятилетий отразился в худшую сторону на качестве подготовки учителей для школьного образования. Налицо кризис в отношениях учителей и учеников, которые во время уроков больше общаются в интернете, чем слушают их. Современный учитель обязан не только владеть лучшими педагогическими практиками и техническими новшествами, но и находить возможность общения со своими учениками и в виртуальной среде.
Задаю себе вопрос: — зачем нужны выпускные экзамены для учащихся школ? Ведь по своей сути, экзамен нужен там, где необходим допуск к исполнению профессиональных обязанностей. В то же время, школьники учатся в течение 11 лет, получают оценки за свои знания. Будет справедливо выпускникам школ выдавать аттестаты с теми оценками, что заслужили за все годы их труда. При этом исключаются случайные факторы, коррупционные элементы и психологическое состояние учащихся во время ЕГЭ и ОГЭ. А для поступления в ССУзы и ВУЗы абитуриенты будут должны сдавать экзамены по требованиям этих учебных заведений. При такой системе каждый школьник с первого класса будет убеждён, что только от него будет зависеть возможность для получения в дальнейшем специального образования.
На мой взгляд, такая система обеспечит не только эффективность системы образования, но и высвободит огромный ресурс денег и времени для более насущных дел.
Обращаюсь с просьбой к членам Общественной палаты района, среди которых имеются опытные педагоги, высказаться по поднятой теме и направить свои суждения в редакцию газеты.
Надир Акимов,
председатель Общественной палаты
Рутульского района.