ВЫСТУПЛЕНИЕ ТАИБОВА ЯМУДИНА ГАЙСИДИНОВИЧА НА КРУГЛОМ СТОЛЕ, ПОСВЯЩЕННОМ ПРОБЛЕМАМ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РУТУЛЬСКОГО ЯЗЫКА

0770eda70293a80dcff54956afee1372

Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Здесь собрались сегодня люди неравнодушные, профессионалы в той области, которую мы обычно называем языковой сферой, и мы сегодня будем говорить об очень важном аспекте нашей рутульской культуры, мы будем говорить о рутульском языке.
Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Так образно сказал классик русской литературы и мыслитель Константин Георгиевич Паустовский.
Безусловно, язык – не застывшая форма, а живая ткань. Сменяются поколения людей, и, конечно, вводятся те или иные новые формы, новые слова, но это не освобождает нас от постоянной и усердной работы по поддержанию языковой культуры на самом высоком уровне. Язык – это достояние народа. Язык важен для самоидентичностии народа.
Особую роль в деле сохранения языка, конечно, играет образование.
Сегодня родной язык и литература как учебные дисциплины востребованы. Школа открывает большие возможности для тех, кто хочет и может учиться.
Перед педагогическим коллективом нашей школы, где контингент учащихся – рутульцы, выполнение данной задачи имеет первостепенное значение.
Главная задача учителей – языковедов – привить любовь к предмету, к родному языку. Ведь именно язык позволяет лучше узнать мир, историю и культуру своего народа. И чем больше знает человек, тем легче и точнее он ощущает связь времен. И это всё хорошо.
Как вы знаете, Правительство Дагестана в 1990 году приняло важное постановление о введении статуса письменности для агульского, рутульского и цахурского языков, имеющее судьбоносное значение в возрождении и дальнейшем развитии этих народов. В первые годы это постановление активно работало: были составлены школьные программы и учебные планы, уже с 1991 года начали изучение родных языков, издали буквари, учебники для вторых классов, учебник математики для первого класса, периодически заседали авторские коллективы по составлению учебников и учебных пособий, начали подготовку высококвалифицированных специалистов в ДГПИ, учителей родных языков в Дербентском педколледже. К большому огорчению, вся эта работа в последние 5-6 лет парализована. В ДГУ продолжается прием.
Студентам ректор ДГУ установил двойные стипендии. Большое человеческое спасибо ему!
Сегодня в Дагестане многое делается для сохранения и развития наших языков. Вместе с тем до сих пор не принят закон «О языках народов Дагестана». Работа по подготовке закона, видимо, непростая. Такой закон позволит установить правовые основы функционирования языков в Республике Дагестан и обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечит одинаково уважительное отношение ко всем без исключения употребляемым в республике языкам.
В Дагестане принят Закон «Об образовании РД», согласно которому впервые в истории Дагестана прописано об обязанности обучения в школах детей не только на русском, но и на родных языках.
Постановлением Госсовета РД от 18 ноября 2000 года №191 рутульцы были отнесены к коренным малочисленным народам РД.
В настоящее время рутульский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан.
На заседании Советов при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и по русскому языку Глава страны Владимир Путин заявил, что вопросы развития и сохранения русского языка и языков народов России имеют большое значение для гармонизации межнациональных отношений, а также относятся к системным задачам государства. Владимир Путин также сказал о том, что надо повышать уровень знания родного языка. Он уверен, что только так его можно сохранить и развивать.
Увы, в действительности, очень плачевно обрисовывается картина по сохранению и развитию рутульского языка, который так мало изучен за последнее время.
Рутульский язык сегодня занесен в «Красную книгу языков народов России». Сегодня существует реальная угроза исчезновения.
Ведь уникальный рутульский язык отражает историю, культуру, тысячелетний опыт рутульского народа, его духовный мир, менталитет. В плеяде языков мира рутульский язык содержит в себе картину всего мира и генетический код человечества.
А что мы видим сегодня в школе:
1) Только в первой ступени обучения, т.е. в начальных классах изучают рутульский язык:
1 класс — 2 часа «Алифба» под ред. С. Махмудовой.
2 класс – 3 часа — «Нинды ч1ел» под ред. С. Махмудовой.
3 класс – 3 часа – «Нинды ч1ел» под ред. С. Махмудовой.
4 класс – 3 часа — «Нинды ч1ел» под ред. С. Махмудовой.

2) О рутульской литературе как таковой и речи нет. Почти отсутствует на страницах книг детские произведения на рутульском языке.
Язык – это средство общения, это самое главное, что дано человеку Всевышним. Поэтому, проблема сохранения языка — это самая актуальная проблема.
П Р О Б Л Е М Ы
и ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1) Проблема с учебниками и учебными пособиями, справочниками по культуре родной речи.
Сегодня обеспеченность учебниками по родным языкам в Республике составляет где-то 50%.;
2) Подготовка квалифицированных кадров;
3) В городских семьях должны говорить на родном языке;
4) Сохранить горные сельские поселения (аулы), остановить миграцию;
5) Ввести рутульский язык в населенных пунктах, где компактно проживают рутульцы (Хнов в Ахтынском районе, Билбилькент, Кабир-Казмаляр, Новый Аул в Магарамкентском районе, Авадан в Докузпаринском районе, Новый Борч в Бабаюртовском районе, который обслуживает ТУО, в городах, где в классах обучаются более 5 учащихся рутульской национальности);
6) Организация кафедр рутульского языка и литературы в вузах республики;
7) Поддержка СМИ на рутульском языке;
8) Создание короткометражных фильмов на рутульском языке, переводы мультфильмов на рутульский язык;
9) Издание детского журнала «Соколенок». С 2009 года детский журнал «Соколенок» издаётся на цахурском языке. Финансируется данный журнал из республиканского бюджета. А почему на рутульском языке не издается? Назвать рекомендую детский журнал на рутульском языке «Годадый».
10) Использовать в учебном процессе:
а) песенный диалог;
б) ашугское искусство, интегрирующее сочинение и музыкальное сопровождение собственного исполнения стиха;
в) портретная характеристика человека в стихах;
г) общение с природой как жанр поэзии;
д) состязания ашугов, которые можно использовать для развития у детей внимательности, оперативности, рассудительности и выразительности мыслей.
11) Издание художественной, публицистической и другой литературы на рутульском языке.