Общая память и общая судьба

5555555555_d_850

Кавказская война занимает особое место в российской истории XIX века. Она затронула русских, кавказцев, всю страну. Истоки этой войны, прежде всего, в соперничестве военных держав-империй: Персии, Турции и России за кавказско-каспийский регион, который имел большое стратегическое значение в борьбе за мировое влияние. Заложниками борьбы великих держав становился Кавказ в целом, Северный Кавказ, и в особенности Дагестан. Кавказская война в основном шла в Дагестане и в Чечне. Подключались к этой борьбе и другие народы.

Ситуация в регионе перед этими событиями была в целом благоприятная. В 1813 году был заключен Гюлистанский мирный договор, и  Дагестан наконец-то избавился от угрозы бесконечных кровавых нашествий восточных завоевателей, примирившись с тем, что оказался в составе России. Тем более, что, веками воюя с персами и турками, дагестанцы всегда были больше предрасположены к союзу с Россией и русскими, с которыми никогда не было серьезных противоречий. Дагестанцы помнили, что еще в Х веке князь Святослав освобождал их от хазарского ига.

Кавказская политика царского самодержавия, к сожалению, не учитывала, что основная часть дагестанского социума — это уздени — свободные граждане вольных обществ, которые и начали войну с феодалами-владетелями. Но так случилось, что генерал Ермолов и царская армия оказались на одной стороне с дагестанскими феодалами, а на другой стороне был простой народ. В ходе войны немало солдат и офицеров, узнавая горцев ближе, стали симпатизировать их борьбе за независимость, видя ее справедливый характер. В произведениях Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Бестужева-Марлинского Кавказ открылся для всей России с позитивной стороны, несмотря на войну. Русские и кавказцы всегда симпатизировали друг другу. Так, Александр Бестужев-Марлинский писал: «Послали драться, а стали брататься». Но война диктовала свои жестокие законы.

Кавказская война была трагичной для всех, но самое главное то, что после войны никто по-настоящему не занимался постконфликтным строительством, чем нередко пользовались разного рода провокаторы для разжигания недоверия и конфликтов между русскими и кавказцами. Вместе с тем, мы стали подданными, а потом и гражданами единого Отечества. Русские и кавказцы  вместе веками созидают и защищают Россию (а ранее — Советский Союз) как свою общую Родину. Именно из-за недосказанности и незавершенности в Чечне и в Дагестане каждый раз после очередной «революции» или «путча» появляются «новые освободители», которые вместе с международными интервентами и террористами возбуждают в регионе этнополитический и религиозный экстремизм, затевают кровопролитные войны. Таким образом, и после развала Союза был возбужден сепаратизм и религиозный фанатизм, чего не было даже во время Кавказской войны. И только после прихода к руководству страной В.В. Путина было положено начало освобождению Дагестана и Чечни от террористов и сепаратистов. Владимир Путин смог мобилизовать дагестанский, чеченский и другие народы страны на борьбу за целостность Российской Федерации, сумел заново выстроить вертикаль власти и вернуть доверие народа к ней.

В 1999 году дагестанцы вместе с российским воинством под руководством В.В. Путина изгнали международных террористов со своей  территории. Был мобилизован на такую борьбу и чеченский народ во главе с мужественным Ахмат-Хаджи Кадыровым. В соответствии с установками Президента РФ В.В. Путина, под руководством Национального антитеррористического комитета, в результате героической борьбы сотрудников правоохранительных органов и простых дагестанцев в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и других регионах Кавказа практически полностью уничтожено террористическое бандподполье. Для нас, дагестанцев, кавказцев, важно заявить, что никогда более с территории Кавказа не будут исходить угрозы безопасности и целостности нашей страны, безопасности граждан Российской Федерации. Отсюда и актуальность решения задач по преодолению последствий прошлых конфликтов и трагедий, начиная с Кавказской войны: в идеологии, политике, воспитании подрастающего поколения. Дагестанцы, кавказцы не только помирились с русскими, но и побратались, уже столетиями вместе созидая и защищая общее Отечество — Россию. В завещании имама Шамиля сказано: «Я завещаю вам, своим потомкам …. дружбу и братство». Известно благодарное отношение имама Шамиля к русскому царю за проявленное к нему и к Дагестану уважение и великодушие.

Нам нужно преодолеть негативные последствия прошлых конфликтов и умножать потенциал сотрудничества и взаимопонимания. Поэтому мы решили в горах Дагестана воздвигнуть первый на Кавказе мемориал общей памяти и общей судьбы — «Ахульго» — на месте одной из величайших и жесточайших битв Кавказской войны. В этой битве, как писал Расул Гамзатов, «перемешалась кровушка Ивана с такой же точно кровью Магомы».

Мемориал представляет собой архитектурный ансамбль, включающий 17-метровую сигнальную башню и здание, где располагается выставочный зал, основными экспонатами которого являются репродукция панорамы Франца Рубо «Взятие аула Ахульго»  и  портреты государственных деятелей и военачальников эпохи Кавказской войны. На крепости — слова благословения и молитвы шейха Ахмад-Хаджи и епископа Варлаама, смысл которых един.

Воздвигая мемориал «Ахульго», мы помним не только русских и дагестанцев, погибших на полях сражений Кавказской войны, но и тех земляков, которые вместе с русскими воевали за Россию в Первую мировую войну в Дикой дивизии. И солдат Великой Отечественной войны, таких, как Магомед Абдулманапов, который в ответ на предложение фашистов отказаться от русских и остаться в живых воскликнул, что русские — его братья, и погиб вместе с ними. Для меня это и память о старшем лейтенанте Володе, который вынес моего раненого отца с поля боя на севастопольских сопках и спас ему жизнь. На Ахульго слышится мне сегодня и голос Героя России Магомеда Нурбагандова, который не побоялся нацеленного на него бандитского оружия, и в ответ на требование призвать сослуживцев отказаться от службы в органах МВД России, спокойно и достойно сказал: «Работайте, братья!», адресовав эти слова не только сослуживцам, но и всем честным людям.

Мемориальный комплекс «Ахульго» — это, прежде всего, историческая память о погибших предках, на которую мы смотрим через призму осознания нашей общей судьбы. Это также и призыв ко всем нам, чтобы мы работали как братья на созидание и на обеспечение единства России и Дагестана. Дагестанцы, чеченцы, черкесы сегодня с русскими — одна семья, и потому мы вместе чтим память всех погибших, вместе созидаем и защищаем свое общее Отечество. Как говорит В.В. Путин: «Мы — одна страна, один народ». Мемориал «Ахульго» — это воплощение нашей памяти, наших чувств и веры, в свете исторического примирения и братства русских, дагестанцев, чеченцев, черкесов и всех других народов России.

«Ахульго» — это мемориал, возведенный не только в память об общем трагическом прошлом, но и во славу общих созидательных дел, дающий нам установку на совместную работу по обеспечению безопасности и благополучия нынешних и будущих поколений всех россиян — граждан единой страны. Память, Родина — священны!

В массовом сознании людей зачастую царят достаточно странные и противоречивые умонастроения: забыли о жесточайших завоеваниях татаро-монгол, хромого Тимура, персидских шахов и турецких султанов, простили всех, кроме тех, кто стал другом, братом, соотечественником. И это происходит, кстати, с обеих сторон. Тематика Кавказской войны широко используется как для возбуждения недоверия к кавказцам, так и для обвинения русских в захватничестве. Мемориал «Ахульго» — это свидетельство того, что конфликты и войны между нашими народами остались в историческом прошлом. Нам нужно понимание, что и у русского солдата, и у горца тогда была своя правда, а теперь уже столетия у нас общая правда, ибо общее Отечество. И главное, помня и почитая прошлое, мы не можем и не должны плестись «в хвосте» прошлого, а должны брать будущее «за рога», то есть вместе быть соотечественниками, созидая новую Россию. Порой для того, чтобы закончить войну, требуется в сотни раз больше мужества, мудрости, чем эту войну продолжить. Князь Барятинский и имам Шамиль проявили мужество, мудрость и волю, чтобы закончить Кавказскую войну. Имам Шамиль этой войны никогда не хотел и многое делал, чтобы ее закончить, в том числе, отдав на Ахульго в заложники своего любимого сына Джамалудина. Но только приход Барятинского на Кавказ позволил завершить войну долгожданным примирением. И это была самая большая наша победа.

Каждый камень мемориала «Ахульго» заложен с молитвой о дружбе и братстве русских и дагестанцев, кавказцев. Главная идея мемориала — это продолжение нашей общей работы по утверждению взаимопонимания, памяти и солидарности русских и кавказцев на всех уровнях, чтобы конфликты прошлого не могли рассорить нас ни сегодня, ни в перспективе. В этом целевая задача и главный смысл проекта, который реализован в Дагестане.

Мемориал общей памяти и общей судьбы «Ахульго» — это мемориал памяти всех, кто проливал свою кровь на Кавказской войне, особенно тех, кто был против этой войны и сделал всё от себя зависящее, чтобы завершить ее, подарив Кавказу и России мир. Это мемориал памяти тех, кто не озлобился, не стал мстить, а смог простить, помириться и побрататься друг с другом во имя мира и благополучия России и Кавказа, достоинства и единства русских и кавказцев, ставших патриотами, созидателями и защитниками единого Отечества. Это мемориал во славу тех, кто продолжает укреплять единство России.