Отдел в течении 2015-2016 годов работал согласно утверждённого Главой администрации плана работы и согласно Положения об отделе опеки и попечительства
Основными документами, регламентирующими деятельность ООиП являются Законы РФ и РД «об опеке и попечительстве», Закон РД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями Республики Дагестан по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также «Положение об отделе опеки и попечительства района». Отдел опеки и попечительства по Рутульскому муниципальному району РД, выполняя законы и нормативные акты, связанные с гарантированной защитой прав детей, проводит определенную работу по оказанию помощи детям-сиротам, детям, оставшимся беи попечения родителей, и лицам из числа данной категории.
Приоритетными задачами отдела опеки и попечительства в деле обеспечения защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2015-2016 гг., являлись:
1. Своевременное выявление детей, проживающих в семьях, находящихся в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью;
2. Обеспечение приоритета семейных форм устройства и воспитания детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Осуществление контроля за условиями жизни опекаемых, приемных, усыновленных детей;
4. Осуществление контроля за расходованием денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним, полученных опекунами от сдачи жилья и другого имущества в наем, аренду и т.д., согласно формы отчета опекуна о хранении, об использовании имущества подопечного, (Постановление правительства РФ oт l8.05.2009 № 423);
4. Для выполнения поставленных целей и возложенных задач нами было организовано систематическое выявление, учёт и устройство в семьи и госучреждения детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения и не имеющих надлежащих условий для воспитания и обучения в семье.
5. Профилактика социального сиротства в виде осуществления индивидуальной профилактической работы в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
С целью раннего выявления неблагополучных семей и оказания реальной помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в районе в 2015 году разработан план совместной работы отдела с межведомственными учреждениями Рутульского муниципального района по работе с семьей, находящейся в социально опасном положении. В совместный план вошли вопросы по работе с семьей с целью сохранения биологической семьи:
— организация межведомственных мероприятий по выявлению несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни или здоровья;
— изучение причин неблагополучия семьи, ее особенности;
— первичное обследование семье;
— работа по сбору материала на семью (запрос характеристик);
— участие в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях образования и культуры, а также оказывать содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; аналогичные учреждения в системе социальной защиты населения в районе отсутствуют.
— привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно.
Принимали участие в урегулировании разногласий между родителями по вопросам содержания, воспитания и образования несовершеннолетних, особенно досудебного общения раздельно проживающих родителей с детьми. Если возникает ситуация, угрожающая жизни и здоровью детей, то таких детей сотрудники отдела опеки и попечительства вместе с сотрудниками ПДН ОМВД, участковой и социальной службой, КДН И ЗП, представителями сельского поселения или школы изымают из семей на основании акта отобрания ребенка у родителей. Дети временно определяются в семьи родственников, а впоследствии в семьи опекунов, преимущественно тоже к родственникам, с целью скорейшей социальной адаптации ребенка.
В ходе осуществления деятельности по выполнению регламентированных государственных полномочий, отдел занимался подготовкой документов по оформлению и подготовке проектов постановлений Главы администрации по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними, недееспособными и ограниченно дееспособными совершеннолетними гражданами. Так в 2015 г. установлена опека над 3 несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей и на одной недееспособной назначении попечитель. При сравнительном анализе за последние годы количество детей, состоящих на учете, сократилось с 152 человек в 2010 году и 128 человек в 2012 году до 71 чел. на сегодняшний день, т.е. сократилось более чем в два раза. За тот же период число поданных в суды исков по лишению родительских прав сократилось с 11 чел. в 2010 году до 3 чел. в 2015 году. Данное сокращение не является результатом ослабления отделом работы по выявлению детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а является результатом более жёсткого отношения при рассмотрении и приеме правоустанавливающих документов.
От слаженной, координированной работы всех звеньев, заинтересованного и добропорядочного отношения каждого из нас зависит успех в деле защиты прав и интересов несовершеннолетних. Это наш дог перед будущим поколением.
На сегодняшний день скоординированная и заинтересованная деятельность имеется на уровне отдела, РУО, КДН, РОВД, УСНЗ. Здесь мы планируем и проводим совместные рейды, проверки, составляем акты, оказываем помощь, организовываем встречи, проводим межведомственные операции, к примеру: операция «Подросток», «Защита», «Безопасная дорога», «Права человека-глазами детей» и другие мероприятия. К сожалению, подавляющее большинство руководителей и заместителей директоров школ, сельских Советов выпадают из этого звена, перекладывая решение данных вопросов на других своих работников, на социальных педагогов, психологов и секретарей сельских Советов. Как все вы знаете, ни статус их должным образом не проработан, ни кадры, работающие на этих должностях, не соответствуют возросшим требованиям и злободневности вопроса защиты прав детей, и поэтому в дальнейшем необходима скоординированная совместная работа.
По обсуждаемой тематике наша совместная работа с сельскими администрациями завершается посещением детей на дому и составлением актов, вопросы оказания материальной помощи, защиты жилищных и имущественных интересов в большей части выпадают из поля зрения сельских администраций.
По защите жилищных интересов детей-сирот по линии государства в 2015 году приобретено и выдано детям-сиротам социального жилья на 3 человека, в 2016 году Минобразованием и Минфином было запланировано и доведено до района цифры 5 чел. и соответственно нами по проведенным электронным торгам приобретено жилья на 5 человек, а средства поступили на 3 чел., т.е. вместо запланированных 2644000 руб. поступило 1464000. На 12000 руб. меньше запланированного.
Вопросы оказания материальной помощи нуждающимся детям или их законным представителям в нашем районе решаются плохо в виду дотационного характера бюджета, отсутствием средств. Удовлетворение обращений граждан по оказанию материальной помощи по ремонту жилья, проведения мероприятий по лечению в основном не можем удовлетворить. Вместе с тем благодаря внимательности руководства района часть из них получают хоть и небольшие суммы единовременной помощи из районного бюджета. Остальная материальная помощь, оказываемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, заключается в разово: раздаче через фонд «Всеобуча» детских вещей и адресная помощь сиротам и инвалидам из центра соцзащиты.
По выплате ежемесячных пособий больших задолженностей до сего года не наблюдались, но в текущем году пособия с мая месяца по настоящее время не поступили. На сегодняшний день нами начислено и выплачивается опекунских пособий по 4697,8 рублей на каждого опекаемого, что я не отношу к помощи, так как мизерные средства предназначены на содержание этих детей и являются самыми низкими в России. В текущем году нами выплачено пособий по май месяц включительно. Всего за январь-май перечислено на счета опекунов 1.460.943 рублей.
Приемных семей и детских домов семейного типа у нас нет, да и в республике их нет.
Патронаж нами осуществляется за детьми, обучающимися в ВУЗах, там, где мы имеем информацию о поступлении наших детей, мы поддерживаем связь с ВУЗами и оказываем всяческую помощь и поддержку. Только в текущем году помогли получить льготы шести студентам, не смотря на сопротивления канцелярий и бухгалтерий ВУЗов. Мы также поддерживаем связь с воинскими частями по патронажу за прохождением службы детьми-сиротами. Вся основная деятельность отдела ныне регламентирована, и по новой электронной системе мы начали оказывать муниципальные услуги в электронном виде. Их у нас было 9 услуг, а с июля добавили еще 3, т.е. всего 12 услуг.
На все эти услуги нами были своевременно разработаны и представлены в Министерства юстиции и экономики, на которых возложены обязанности по проверке и контролю. Они опубликованы на сайте Республики «Госуслуги Даг. ру»и на сайте администрации района. Но мне бы хотелось, пользуясь случаем своего выступления на сессии, всех просить Вас-депутатов, воздействовать в своих округах на руководителей учреждений и организаций, Глав сельских поселений о своевременном реагировании на наши запросы, чтобы наши граждане своевременно и в полном объёме получали предусмотренные услуги. Дело в том, что все эти услуги, перечисленные выше, затрагивают интересы наиболее уязвимой части населения, наших с вами детей. С открытием в районе МФЦ, надеюсь, что они будут своевременно разрешаться,