Дорожная отрасль в Рутульском районе — одна из самых разветвленных. И потому содержание и обслуживание автомобильных дорог на такой территории очень затратно и тяжело. Так как абсолютное большинство наших граждан пользуются дорогами, то я решил поговорить об этом с директором Рутульского ДЭП-30 Шафи Кафлановичем Абдуллаевым.
2016 год стал одним из дождливых в истории. Как дорожники справляются с капризами погоды?
-Как мы знаем, зима тоже в этом году была с резкими перепадами температур. А весна стала на самом деле непредсказуемой. Начиная с 24 апреля в этом году вряд ли дней 7-10 было солнечных — дожди идут каждый день. Наша организация уполномочена содержать дороги и обслуживать их, чтоб люди могли всегда ездить по ним. А вот представьте — уже 4-й месяц как дожди идут почти каждый день. И в горах, если прошла волна ливня, то это селевые потоки, обвалы, заносы на дорогах. Так что в этом году, как никогда, мы стали и ликвидаторами последствий локальных стихий на дорогах района.
Самый свежий пример — в данный момент нет дороги в село Курдул: на 3 км от села Гельмец сошел селевой вынос высотой 3,5 метра, объем которого где-то 12 тыс.м3. Речка размыла полотно дороги, и дорога фактически стала руслом горной реки. Жители Курдула обращались к руководству администрации Рутульского района и ко мне. Я лично выезжал на место, ознакомился с положением дел, провел видео- и фотосъемки. Но тут надо обязательно отметить, чтобы жители Курдула и Гельмеца знали: данный участок — разветвление от главной дороги в сторону Цахура не находится на нашем балансе. Эта дорога внутрихозяйственная, и за ее содержание и обслуживание несет ответственность руководство МО СП «Сельсовет Гельмецинский».
Пользуясь случаем, сообщу еще и следующее: подъезд к с. Гельмец — один из проблемных. По бокам дороги жители села незаконно возвели хозяйственные строения, завели огороды. Когда проходит дождь, то вся вода идет по автодороге от села вниз как по канаве. Так что же остается от дороги после этого? Сама дорога тоже ссужена до невозможности — большой бульдозер не может пройти. Также и по центру села. Люди дороги хотят, но однако сами все делают вразрез с этим.
Недавно мы созвали сход жителей Гельмеца, официально их уведомили о нарушениях с их стороны в отношении своей же дороги. После мы пустили большой бульдозер и снесли все то, что мешало дороге. Но люди опять берутся за старое, есть даже и с угрожающим тоном выступающие. Сейчас курдульцы без дороги. Там нужно проводить кардинальные работы для восстановления дороги: или полку дороги (полотно) нужно приподнять над уровнем реки на 2 метра, или в скальных грунтах нужно пробить дорогу длиной 150-200 метров. А для работы, если будет финансирование, туда нужно перегнать тяжелую дорожную технику. Если в Гельмеце ширина дороги всего 2 м 25 см, а у Т-170 – 3 м. 20 см, то что же на вертолете что ли их перевозить!?
В конце июля мы с персоналом и техникой из-за плохой погоды внепланово расчистили дорогу до Мухаха. Была большая делегация из Махачкалы и из района. Ночевали в Кусуре, куда еще не проведена автодорога. Но прошедший в горах ливень вновь создал на горных дорогах обвалы. И еще вдобавок в 2-х км от Кина в направлении Цахура на дороге создался затор — дорогу перекрыл скальный грунт и огромный валун. И утренние маршрутки, и весь поток из Горного Магала был остановлен. А наша техника находилась за более чем 50 км, там, где очищалась дорога высоким гостям.
Тут хочу отметить, что оперативно сработал наш главный инженер Весрет Джумаев: он сам сел за руль универсального экскаватора «Хитачи», перегнал его на место обвала и очистил дорогу от обвала.
Весной мы капитально отремонтировали дорогу в Муслах, но дожди всю нашу работу «сплавили» — это видят непосредственно и сами муслахцы. И в данный момент из-за сели проезд в село есть, но там опасность из-за того, что сама масса сели еще не высохла.
На участке «Мишлеш-Дженых» почти ежедневно очищаем участок от Корша до Дженыха — кто видит, сталкивается сам со стихией и непогодой, ценит труд дорожников.
— А как обстоят дела на центральных участках автодороги района?
— У нас неизлечимой стала проблема с «шифером» полотна автодороги от Рутула до Лучека. Мы сделали все для его устранения, но бесполезно. Единственный выход — перевести участок дороги в категорию «республиканская» и дальше включить его в программу ремонта или реконструкции. Наши профилактические работы, это все видят, временная мера. Но тем не менее, мы стараемся максимально следить за дорогами, насколько этого позволяет наш бюджет.
Участок «Хлют-Рутул» в хорошем состоянии, в селах Кина и Лучек проводим профилактику дорожного полотна, но тут опять же есть человеческий фактор: везде копают, протекает, где-то после копки все оставляет развороченным…
В сторону Ихрека мы регулярно очищаем дороги от селей, проводим плановую профилактику полотна. В целом нам удается справляться с проблемами длинного дождливого сезона.
— А как у вас обстоят дела с финансированием?
1 квартал этого года был профинансирован с авансом в феврале месяце. Зарплата работникам выплачена с авансом по май месяц, хотя на дворе уже август и люди работают день и ночь.
На 2-е полугодие все работы нами выполняются субподрядом — генеральным подрядчиком является ООО НПО «Дормост» (Махачкала). Коллектив — 20 человек.
Благодарю Вас за информацию, здоровья и удачи Вашему коллективу.
— Спасибо, огромную благодарность хочу выразить и коллективу газеты «РН» за постоянную помощь и внимание к нашей работе.
Къинады САИД