Уважаемые братья и сестры! По завершению месячного поста Мусульмане всего мира будут отмечать второй по значимости праздник — ‘Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), поздравляем Вас с наступающим праздником. Пусть Аллаh (с.т.) Всевышний в этот праздничный день даст нам, нашим семьям, близким, милость, прощение и благодать. Аминь! Пусть Аллаh (с.т.) Всевышний из-за уважения к уходящему месяцу Рамазан прощает всех нас и сделает лучшими из лучших. Аминь!
Праздник начинается с наступлением времени вечернего намаза.
Суннат произносить такбир после захода солнца праздничной ночи в домах, на улицах, в мечетях, на рынках днем и ночью, высоким голосом для извещения праздника, продолжается такбир пока имам не вступит на праздничный намаз.
Самая прекрасная форма такбира — «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Аллаhу акбар. Ла илaha илла ллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар ва лиллаhил хьамд».
И после третьего раза добавляем «Кабиран вальхьамдулиллаhи касиран ва субхьанАллаhи букратан ва асиля». Такбир читают до совершения праздничного намаза в день Ураза-байрама. Ночь на Уразы-байрам желательно провести в бдении, во всенощном служении Аллаhу (с.т.). Если не сможете оживить всю ночь, оживите хотя бы большую часть, если и это затруднительно, проведите в ‘ибадате (служение) хотя бы один час и постарайтесь ночной и утренний намаз исполнить в мечети вместе с джамаатом.
С наступлением полуночи и до ‘ид-намаза желательно также заняться личной гигиеной. Суннат искупаться с намерением для праздника, наступает время купания после половины ночи. В день Ураза-байрама желательно надеть чистую одежду, надеть на палец серебряное кольцо, надушиться благовониями и, поесть что-нибудь из сладостей, поздравлять своих родителей, близких, родных и каждого Мусульманина, давать много садакъа (милостыню). Имаму на праздничный намаз суннат чуть задержаться, для того, чтобы люди успели дать закатуль фитр. Так же суннат до праздничного намаза поесть.
Можно совершать до праздничного намаза после восхода солнца на высоту копья другие суннат намазы как ишракъ и т.д.
Намаз праздничный идуль фитр — это суннат с большим вознаграждением, некоторые ученые сказали, что это фарзуль кифая. Суннат его совершать вместе с джамаатом. Если не получается, одному тоже нужно совершать, так же и раб, и путник, и женщина должны совершать. Один совершающий намаз хутбу не читает. Время праздничного намаза наступает после восхода солнца на высоту копья и до обеденного намаза.
Первая праздничная молитва (салат аль-’ид) была прочитана Посланником Аллаhа (с.т.а.в.) на втором году хиджры, после этого он ни разу не оставлял ее, и она является подтвержденной сунной.
От Абу Хурайры (р.а.) передают: «Украшайте ваши праздники такбиром». И Пророк (с.т.а.в.) сказал: «Если кто-то скажет в день ‘Ида «СубхьанАллаhи ва бихьамдиhи» (Всеславен Аллаh и хвала Ему!) триста раз, посвятив это умершим Мусульманам, в каждую из могил войдет тысяча лучей, и могилу этого человека Всевышний Аллаh (с.т.) осветит тысячью лучами, если тот умрет».
От Вахб ибн Мунаббихьа (р.а.) передают, что каждый ‘Ид иблис собирает у себя всех дьяволов, и те спрашивают: «О, наш господин! Почему ты разгневан?» И, он отвечает: «Всевышний Аллаh (с.т.) простил общину Мухьаммада (с.т.а.в.) в этот день, и вы должны занимать их наслаждениями и утолением желаний». И также от Вахба (р.а.) передают: «Всевышний Аллаh (с.т.) создал Рай в праздник Разговения, посадил дерево Блага в праздник Разговения, избрал Джабраила (а.с.) для передачи Откровения в праздник Разговения и простил колдунов Фараона в праздник Разговения».
Пророк (с.т.а.в.) сказал: «Сердце того, кто выстаивает в поклонении ночь ‘Ида, надеясь на награду и прощение, не умрет в день, когда будут умирать сердца».
Рассказывают, что ‘Умар (р.а.) в день ‘Ида увидел мальчика, одетого в лохмотья, и заплакал. Тот спросил его: «Почему ты плачешь?» Он ответил: «Сынок! Я боюсь, что ты опечалишься, когда дети увидят тебя в этой потрепанной одежде в день праздника». Но тот сказал: «Опечалится сердце того, кого Аллаh (с.т.) лишил Своего довольства, ослушавшегося своих мать и отца. А я прошу, чтобы Аллаh (с.т.) был доволен мною, и ты тоже». ‘Умар (р.а.) заплакал, обнял его и попросил для него у Аллаhа (с.т.) всего самого лучшего.
Как же хороши слова сказавшего:
Также поведали: «С наступлением утра праздника разговения, Аллаh (с.т.) отправляет на землю ангелов, которые встают у дорог и взывают голосом, слышным всем созданиям, кроме людей и джиннов: «О, община Мухьаммада (с.т.а.в.)! Идите к Щедрому Господу, который щедро одарит вас и простит ваши великие грехи!»
А когда люди приходят на места молитвы, Аллаh (с.т.) спрашивает ангелов: «Что полагается работнику по окончании работы?» Те отвечают: «Ему полагается отдать его вознаграждение сполна». И говорит Всевышний Аллаh (с.т.), Всеславен Он: «Так засвидетельствуйте, что Я вознаградил их Своим довольством и прощением!».
В Ураза-байрам выплачивают обязательный закятуль-фитр, раздают милостыню, проявляют радость, поздравляют друг друга и желают принятия поста Всевышним, посещают родственников, соседей, знакомых, друзей, принимают гостей, соответственно подготовившись к этому заранее.
Праздничный намаз (Салату ль-’ид)
Праздничный намаз (намаз-’ид) совершают в день Курбан-байрама (‘Иду-ль-Адха) и в день Ураза-байрама (‘Идуль-Фитр). Это является важной, настоятельной сунной (суннатун-муак кадатун). Наш любимый Пророк (с.т.а.в.) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому, по возможности, их нельзя пропускать и нам.
По мазхабу же имама Абу-Ханифы (р.а.) совершать праздничные молитвы обязательно, и в этом они подобны пятничным.
Является также сунной совершать их в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть по длинной дороге, а вернуться по короткой.
Праздничные молитвы можно совершить и дома. Их следует совершать и женщинам, и тем, кто в пути. Время совершения праздничного намаза начинается с восхода солнца и продолжается до полудня. На равнинной местности праздничный намаз желательно (сунна) отложить до тех пор, пока солнце не поднимется на высоту семи локтей. Намаз – ’ид состоит из двух ракаатов. Для совершения намаза – ’ид нийат произносят так: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз-суннат по случаю Ураза-байрама (или Курбан-байрама) во имя Всевышнего Аллаhа».
Если намаз совершается джамаатом, с другими мусульманами, то к нийяту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».
Как обычно, связывая с намерением, произносят «Аллаhу акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу.
В начале намаза, как обычно, сложив руки под грудью (как при чтении суры “Фатигьа”), кто знает, читает молитву “Ду’ауль ифтитах (“ВаджжаЬту…”).
По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаhу акбар», затем, опустив руки и сложив их под грудью, читают: “СубхьанАллаhи вальхьамдулиллаhи ва ла илаhа иллАллаhу валлаhу акбар”.
(Пречист Аллаh, вся хвала Аллаhу и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаhа, и превелик Аллаh).
После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаhу акбар», затем, как и в первый раз, сложив руки под грудью, читают ту же молитву (Суб[ьанАллаhи…). И так шесть раз произносится «Аллаhу акбар» (не считая «Аллаhу акбар», произнесенный для вступления в намаз) и шесть раз читают «СубхьанАллаhи…».
После этого в седьмой раз произносят «Аллаhу акбар», после чего читают “А’узубиллаhи минашшайтъани рраджим. Бисмиллаhи ррахьмани ррахьим” и суру «аль-Фатихьа», после «Фатихьа» суннат читать суру «Аъля» если знаешь, незнающий читает любую суру из Корана.
Далее до окончания второго земного поклона (сужды) все делают как в обычном намазе.
Вставая со второго земного поклона (сужды) для совершения второго ракаата, как обычно поднимают руки и произносят «Аллаhу акбар». Затем складывают их под грудью. Затем опять поднимают руки, произносят «Аллаhу акбар» и опять кладут их под грудью и читают «СубхьанАллаhи…». И так четыре раза поднимают руки, произносят «Аллаhу акбар» (не считая произнесенное вставая с сужды) и четыре раза читают «СубхьанАллаhи…». После этого в пятый раз поднимают руки и произносят «Аллаhу акбар», затем, сложив руки под грудью, читают суру «аль-Фатихьа», далее все совершают как в обычном намазе.
После читается сура «‘ашия», после намаза имам читает две хутбы, как хутбы пятничного намаза, в начале первой хутбы произносят 9 такбиров подряд, во второй хутбе 7 такбиров подряд, и в хутбе имам разъясняет условия закатуль фитра.
Кто совершает намаз -’ид дома, лучше совершить его джамаатом (коллективно) вместе с остальными членами семьи (с женой, детьми, матерью, сестрами и т.д.).
Кто не знает приведенной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный намаз-суннат, имея намерение совершить намаз -’ид. В этом случае праздничная молитва тоже считается совершенной, и совершивший ее получит соответствующее вознаграждение.
Поскольку намазы -’ид совершают только два раза в год, необходимо постараться совершать их хотя бы таким образом. Когда глава семьи отправляется в мечеть, чтобы совершить намаз — ’ид, пусть велит супруге и детям помолиться дома, а сыновей лучше взять с собой в мечеть, чтобы они привыкали посещать дом Аллаhа (с.т.).
Если упустили праздничную молитву, ее желательно (суннат) возместить как пропущенную.
Тимур Махмудов