Ровно 25 лет назад, 7 августа, с территории Чеченской Республики, около 5:00 часов по мск, отряды вооруженных до зубов террористов «всех мастей и расцветок» численностью до 500 человек, представлявших разные страны и народы, вторглись в Дагестан, на территорию Ботлихского и Цумадинского районов.
Именовавшие себя «Исламской миротворческой бригадой» террористы, возглавляемые Шамилем Басаевым и Самером Салехом ас-Сувейлем (настоящее имя Хаттаба), заняли несколько сёл: Ансалту, Рахату, Тандо и Шодроду. На вопросы мирных жителей, которых ни свет ни заря попросили освободить сёла, «Вы кто такие?», «Вы откуда пришли?», «Что вам тут надо?» – бандиты отвечали, что пришли «освобождать Дагестан от российского ига», а свой «поход» они называли операцией «Имам Гази-Магомед».
В первый день вторжения достойное сопротивление боевикам оказывали только районные подразделения милиции, их активно поддерживало мужское население сёл, пока их жены, дети и старики покидали населенные пункты (в основном все стекались в райцентр Ботлих). С оружием для ополченцев была проблема, его на всех не хватало, а качество оставляло желать лучшего.
Когда новость о захвате террористами нескольких дагестанских сёл облетела республику, со всех городов и районов в сторону Ботлиха и Цумады потянулись колонны машин и автобусов с ополченцами – интербригады. На их фоне особенно выделялись воины-интернационалисты, за плечами которых был Афганистан и еще ряд горячих точек.
Через несколько дней в районы были переброшены части Минобороны РФ. Этот момент уже официально стал началом второй чеченской кампании – контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.
Очевидцы событий 1999 года вспоминают, что у террористов на территории республики были свои пособники – местные салафиты, которые заранее подготовили для террористов тактически выгодные укрепленные позиции. Выбивать потом боевиков из этих дотов приходилось с помощью артиллерии и вертолетов.
С первых часов вторжения в Дагестан бандиты поняли, что их тут не ждут.