Председатель Правительства Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов 23 апреля, провел еженедельное заседание Оперативного штаба по обеспечению устойчивости развития экономики РД с учетом внешних факторов.
На повестку заседания были вынесены 5 вопросов, касающихся реагирования органов госвласти республики и органов местного самоуправления на обращения граждан, внедрения информационных технологий в общеобразовательных организациях, приведения нормативно-правовых актов о предоставлении из республиканского бюджета субсидий юрлицам в соответствии с федеральным законодательством, проблемы вывоза ТКО, а также внедрения муниципального стандарта в регионе.
Традиционно участие в заседании Оперштаба приняли весь кабинет министров Правительства Дагестана, главы муниципальных образований и руководители профильных подразделений федеральных органов власти.
Руководитель Администрации Главы и Правительства РД Алексей Гасанов представил в своем докладе показатели мониторинга обращений дагестанцев с 16 по 22 апреля, зарегистрированных Центром Управления региона в системе «Инцидент-менеджмент».
1711 обращений граждан зарегистрировал ЦУР Дагестана за прошедшую неделю
Как сообщил Алексей Гасанов, по окончании праздничной недели показатели чуть выше средних — на 830 обращений, или на 48% больше, чем за предыдущий период.
Так, в органы исполнительной власти дагестанцами было направлено 568 обращений, или 33% от общего количества, в муниципальные образования – 596 (35%), в адрес различных ресурсоснабжающих организаций – 547 обращений (32%).
«840 обращений касаются сферы энергоснабжения и направлены в Минэнерго РД и «Дагэнерго» (территориально по Махачкале – более 800 вопросов по теме электроснабжения). Зафиксирован рост количества обращений указанной тематики как в целом по региону (на 50% по сравнению с прошлым отчетным периодом), так и по Махачкале. Напомню, в столице сохраняется ситуация с плановыми отключениями электроснабжения», – отметил Алексей Гасанов.
Он также заявил, что согласно анализу мониторинга в системе «Инцидент-Менеджмент», не всеми ведомствами соблюдается допустимый регламент предоставления ответов на обращения граждан.
Говоря о ключевом вопросе обширного заседания, руководитель АГиП РД Алексей Гасанов отметил рост обращения граждан по вопросам вывоза ТКО в регионе за прошедшую неделю.
Комментируя, Абдулмуслим Абдулмуслимов обратился к руководителям муниципальных образований с призывом принять оперативные меры по усилению работы муниципальных служб на местах в целях недопущения мусорного коллапса, особенно в преддверии и в период майских выходных.
Вместе с тем, премьер-министр констатировал недостаточную работу Минприроды региона в этой части.
Исполняющий обязанности руководителя Минприроды Дагестана Абдула Умаханов одной из основных проблем, влияющей на качество оказываемой региональными операторами услуги, назвал платежную дисциплину населения. При этом деятельность по оказанию коммунальной услуги региональные операторы могут вести только за счет собранных средств.
Так, по словам Умаханова, на сегодняшний день собираемость платежей в среднем по республике не превышает 30%.
«Назначенные региональные операторы своими силами обслуживают только города Махачкалу, Дербент и Хасавюрт. В остальных муниципальные образования сбор и транспортировка отходов осуществляется субподрядными организациями, в большинстве случаев подведомственные органам муниципальной власти. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить глав районов республики за помощь региональным операторам и организацию сбора и транспортировки отходов с подведомственных им территорий», – обратился к главам врио министра.
Проведенный Минприроды РД анализ показал, что в числе основных причин низкой платежной дисциплины за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами — отсутствие полной и достоверной информации о потребителях услуги по обращению с ТКО, низкая правовая культура, выражающаяся в незнании требования закона или нежелании исполнения в добровольном порядке требований федерального законодательства, а также ненадлежащая работа органов местного самоуправления с населением в части информирования.
В свою очередь, мэр г. Махачкалы Юсуп Умавов рассказал о принимаемых городской мэрией мерах по стабилизации ситуации с вывозом ТКО.
«Мы взяли под контроль ситуацию по вывозу ТКО. Так, полностью подключили МБУ «Благоустройство г. Махачкалы» и 2 бюджетных учреждения для того, чтобы мусор вокруг контейнерных площадок не образовывался и своевременно вывозился», — сказал Умавов.
Заслушав комментарии глав некоторых муниципальных образований, премьер-министр поручил организовать на этой неделе расширенное совещание с участием глав муниципальных образований и всех профильных ведомств для обсуждения всех предложений и выработки конкретного плана мероприятий по решению проблемы.
Председатель Правительства РД обозначил необходимость очного обсуждения вопроса на отдельной площадке с участием всех, в чьей зоне ответственности находится данное направление.
Это и администрации муниципальных образований, и Минприроды, и региональный оператор, правоохранительные структуры и иные ведомства. При этом как у Минприроды, так и у глав муниципалитетов есть предложения по решению проблемы.
«Делать крайними мы никого не будем. Решать вопрос нужно здесь и сейчас. Это общая ответственность. Глава республики Сергей Алимович дал поручение еще в начале месяца, ситуацию нужно исправлять», – сказал Абдулмуслимов.
Также Абдулмуслимов констатировал проблему – отсутствие объектов инфраструктуры в этой сфере не позволяет определить эффективного постоянного регионального оператора:
«Пока вышеуказанные мероприятия не будут полностью завершены, нам приходится оперативно решать периодически возникающие проблемные вопросы», – сказал он.
Три пилотные школы Махачкалы, Каспийска и Дербента успешно прошли этапы подключения к МЭШ
Говоря о внедрении в республике Московской электронной школы, Председатель Правительства РД Абдулмуслим Абдулмуслимов рассказал, что с текущего года начались подготовительные мероприятия по полномасштабному подключению всех региональных школ к платформе МЭШ.
«Хочу напомнить о том, что образование – это важный процесс, во время которого человек получает знания, учится взаимодействовать, приобщается к культуре и перенимает ценности общества. Одним из принципов образования является его доступность, для обеспечения которой с октября 2023 года началась реализация проекта по подключению школ к сервисам Московской электронной школы, электронная библиотека которой содержит около 2 млн цифровых образовательных материалов, уникальные виртуальные лаборатории, интерактивные приложения и видеоуроки», – сказал он.
Говоря о внедрении информационных технологий в общеобразовательных организациях республики, руководитель Минобрнауки РД Яхья Бучаев отметил завершение работ по созданию учебных планов МЭШ в дагестанских школах на 89,7%. В систему уже активно вносятся расписания обучающихся.
Яхья Бучаев также рассказал, какие возможности дает Московская электронная школа. Так, например, региональный сегмент содержит в себе 2 основных компонента: электронный журнал и электронная библиотека, включающая около 2 млн цифровых образовательных материалов.
Для родителей в любой момент времени будут доступны расписание, оценки, информация о присутствии и отсутствии их ребенка на уроке, формирование портфолио ребенка, коммуникация с учителем. Для учителей упростится процесс подготовки к урокам, появится возможность коллективной работы над документами, хранение файлов и материалов, а также формирование различных отчетностей
Кроме того, функционирует удобное мобильное приложение, причем для учителей выставление оценок в приложении доступно и при отсутствии подключения к сети Интернет в момент публикации информации об успеваемости
Отметим, что полноценное функционирование системы запланировано на 1 сентября 2024 года.
Работу глав муниципалитетов будут оценивать по объему привлеченных инвестиций в МО
С предложением включить в критерии оценки работы руководителей муниципальных образований на заседании Оперштаба выступил руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям РД Гусейн Гусейнов.
Данное предложение Абдулмуслим Абдулмуслимов поддержал и сообщил, что информация будет направлена в Администрацию Главы и Правительства республики. Уже подготовлен типовой проект постановления Администраций муниципалитетов «Об утверждении ключевых показателей эффективности деятельности главы муниципального образования РД и инвестиционного уполномочепнного».
В него предлагается включить 4 показателя: количество инвестпроектов, реализованных на территории МО в течение 3-х лет, предшествующих текущему году, количество инвестпроектов, реализуемых и планируемых к реализации в текущем году, объем инвестиций, направленных на реализацию инвестпроектов в течение 3-х лет в расчете на 1 жителя, а также объем привлеченных в год внебюджетных инвестиций в МО с учетом зональной классификации.
Механизмом инвестстандарта в Дагестане смогли воспользоваться инвесторы с общим объемом инвестиций 935 млн рублей
Гусейн Гусейнов также напомнил, что Дагестан в 2023 году вошёл в перечень из 32-х субъектов РФ, подтвердивших внедрение Регионального инвестиционного Стандарта 2.0, включающего себя 5 элементов: инвестиционную декларацию Республики Дагестан, инвестиционный комитет, инвесткарту, утвержденные Алгоритмы действий инвестора, а также функционирующее Агентство развития.
Главной задачей стандарта является выстраивание взаимодействия между региональной, муниципальной властью и бизнесом. Это позволило упростить вход инвестора в регион и организовать коммуникацию на разных уровнях.
«Например, если инвестор не «достучался» напрямую до муниципалитета, то у него есть возможность обратиться в Правительство республики через Агентство, где на нашей площадке проводится «инвестиционный час» с приглашением соответствующих участников, на месте выявляем проблемные вопросы и предлагаем пути решения, а также Агентством при выявлении неразрешенных проблем имеется инструмент досудебного разбирательства (Инвестиционный комитет РД)», – рассказал руководитель Агентства.
Так, данным механизмом воспользовались инвесторы с общим объемом привлекаемых инвестиций 935 млн рублей, из которых на сегодня уже освоено 585, а также создано 187 рабочих мест, из 321-го запланированных.
На заседании Оперативного штаба также обсудили вопрос приведения нормативных правовых актов о предоставлении из республиканского бюджета субсидий юридическим лицам в соответствие с федеральным законодательством.
Как сообщил Абдулмуслим Абдулмуслимов, Правительством России утверждены общие требования к правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам.
О проведении мероприятий в данном направлении главе кабмина доложил руководитель Минюста РД Ханлар Пашабеков.
По его словам, высшие органы исполнительной власти субъекта РФ и местные администрации вправе выбрать один из вариантов правового регулирования порядка проведения отбора – проведение отбора получателей субсидий в соответствии с Единым порядком, определенным Правительством РФ, или же проведение отбора получателей субсидий в соответствии с региональным порядком.
Также установлено обязательство субъекта РФ по применению системы «Электронный бюджет» в целях проведения отбора в том случае, если источником являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта с 1 января 2024 года.
«На сегодняшний день работа по данному направлению в Дагестане требует усиления. Предварительный анализ показал, что в настоящее время органами исполнительной власти Республики Дагестан разработаны 67 порядков», — отметил Пашабеков.
Минюст РД предложил органам исполнительной власти РД не позднее 27 мая 2024 года завершить работу по приведению в соответствие с новым общими требованиями.