Двухдневная межрегиональная конференция «Общественный контроль и жилищное просвещение – пути повышения эффективности работы жилищно-коммунальной отрасли» открылась 16 мая в Доме Дружбы в Махачкале. Предваряя обсуждение совещания, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева отметила, что тема ЖКХ является напряженной в стране. По ее словам, как правило, треть обращений в федеральную Общественную палату касается темы жилищно-коммунального хозяйства.
«В последнее время область активно реформируется, в каждом регионе созданы центры общественного контроля. Важнейшей их задачей является защита прав потребителей коммунальных услуг. Этому способствуют общественные приемные, которые получают до 40 тысяч обращений граждан. Благодаря развитой системе законодательства в этой сфере, эти центры являются самостоятельным субъектом общественного контроля», – рассказала она.
Сегодняшнее мероприятие, по ее мнению, позволит обменяться практиками из других регионов, что очень важно и ценно. Своими наработками, как отметила она, поделятся представители Санкт-Петербурга, Владимира, Ярославской области, Пермского края и Калмыкии с учетом разнообразного опыта этих регионов.
«Эффективность работы общественников подтверждена всеми. Это не только контроль, но и активное участие в разработке проектов нормативно-правовых актов. Но нельзя забывать и о том, что качество работы ЖКХ зависит от качественных кадров. Была нарушена система подготовки кадров, недавно появились государственные стандарты по подготовке людей по управлению многоквартирными домами. Сейчас эта работа достаточно сильно активизировалась», – резюмировала Разворотнева.
В приветственном слове председатель Общественной палаты Дагестана Абулхалим Мачаев отметил, что значительная часть вопросов, поступающих в ОП РД, касается ЖКХ, качества оказываемых услуг.
«Тема совещания очень актуальна для нашей республики. Эта отрасль вызывает нарекания жителей региона и требует к себе внимания. Нам есть, чему поучиться у наших коллег. Общественники должны быть вовлечены к этой деятельности по максимуму», – сказал он, с благодарностью обращаясь к участникам совещания.
Заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ, председатель Совета Партнерства НП «ЖКХ Контроль» Павел Качкаев рассказал в своем выступлении о задачах, которые нужно решить в ближайшие пять лет.
«Нужно создать современную среду для жизни и преобразовать города и поселки. При этом важно учитывать мнение людей. Обновление городской среды должно базироваться на широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решениях. Также необходимо кардинально повысить индекс качества городской среды на 30% и сократить в два раза количество городов с неблагоприятной средой», – сообщил парламентарий.
Далее он подробно доложил об актуальных изменениях законодательной базы жилищно-коммунального хозяйства и реализации проекта «Комфортная городская среда». По его словам, общий бюджет проекта за прошлый год составил 57,7 млрд рублей. Объемные показатели выполнены на 103%, благоустроено 20 тыс. 231 двор по всей стране. Проект поистине стал общенародным. Трудовое участие в нем приняли свыше 210 тысяч человек, а финансовое участие – около 708 тыс. человек, собравших 255 млн рублей. Проект был реализован под руководством и координацией партии «Единая Россия», который организовал общественный и партийный контроль за ходом его реализации.
Об основных приоритетах развития ЖКХ региона, взаимодействии власти и общества рассказал руководитель Государственной жилищной инспекции Дагестана Али Джабраилов. «В настоящее время в жилищной сфере сложилась трехуровневая система контроля – региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный контроль, который законодательно закреплен статьей 20 Жилищного кодекса. В этой связи все более актуальной становится задача совершенствования надзора и контроля в данной сфере. Одной из главных задач органа государственного жилищного надзора является защита прав и законных интересов граждан при предоставлении коммунальных услуг нормативного уровня и качества, а также контроль за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, направленный на предупреждение и пресечение нарушений. Для решения этой задачи Государственная жилищная инспекция Дагестана взаимодействует и сотрудничает с институтами общественного контроля», – сообщил он.
В последние годы управляемость МКД, по мнению главного госжилинспектора региона, улучшилась. «Однако имеются значительные нарекания со стороны жителей, – заметил он. – Задача надзорного органа – максимально увеличить удовлетворенность граждан управлением МКД и качеством предоставления коммунальных услуг. За прошлый год в Инспекцию поступило 3 тыс. 629 обращений граждан, в том числе 205 из Администраций Президента Российской Федерации и Главы Республики Дагестан. Содержание обращений, в основном касалось наличия фактов перебоев в предоставлении коммунальных услуг, несоблюдения управляющими организациями правил содержания общего имущества в домах, а также необоснованного начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги».
«Исполняя свои основные задачи, Государственная жилищная инспекция Дагестана за 2017 год и I квартал 2018 года осуществила 8 тыс. 900 инспекционных проверок, при этом выявлено 16 тыс. 222 правонарушения. На виновных лиц наложены административные штрафы на сумму почти 28 млн рублей. Произведен перерасчет необоснованно начисленной платы за ЖКУ гражданам на сумму более 4 млн рублей в прошлом году и 1 млн 108 тыс. рублей в этом году», – констатировал докладчик.
О развитии сети общественного контроля на территории республики в рамках совещания проинформировал руководитель Республиканского центра общественного контроля в сфере ЖКХ, заместитель председателя Общественной палаты РД Сапарбейг Абдуллаев. С информацией о реформировании ЖКХ и новом жилищном просвещении выступил депутат Народного Собрания РД, руководитель «Школы грамотного потребителя» Нариман Асваров. О повышении эффективности общественного контроля за деятельностью управляющих организаций на территории Чечни рассказал руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Чеченской Республики Мансур Солтаев.
Также в ходе мероприятия были обсуждены вопросы профессионального роста кадрового состава отрасли ЖКХ, повышения и основные приоритеты развития программ модернизации отрасли ЖКХ с использованием средств государственной поддержки.