Статья посвящается великому учёному Дагестана Исмаилу-Эфенди Шиназскому 18 века из села Шиназ Рутульского района Дагестана.
Как известно из прошлых веков, село Шиназ, являясь центром Шиназского магала, было средоточием общественной жизни региона, где издавна существовала почва для традиционной арабской науки.
Следует знать, что за 1000 лет до рождения ислама средоточием учености и просвещения была Греция, как и страны, оказавшиеся под влиянием греков. И в Римской империи она сохранила свою роль культурного центра. Философы и математики – Аристотель, Птолемей, Архимед описывали устройство Вселенной. Ученые, такие как Гиппократ и Гален, сочиняли медицинские трактаты. Их труды собирали, хранили и переписывали греки, римляне и византийцы. Но многих из них на родине объявили еретиками, и они сбежали в Персию. Там, на Востоке, греческая премудрость соединялась с индийской и китайской философией, чтобы подняться еще на более высокий уровень. Здесь важно отметить, что древнегреческие мыслители исходили из необходимости первоначального философского осмысления окружающего мира. Они, что называется, создавали эту основу с чистого листа, тогда как мусульманские ученые считали, что такая основа была им дана изначально в Священном Коране и хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Этим самым, научные методы первых мусульман были более реалистичны и основывались на исследовательском эксперименте, что позволило им существенно ускорить развитие науки и добиться, благодаря такому подходу, достаточно больших успехов, и это привело к возникновению нового взгляда на науку.
Начиная с 6-7 вв., мусульмане открывают новые горизонты научного изыскания. Их исследования предопределили пути развития важнейших областей знания, таких как геология, астрономия, медицина, эмбриология, климатология, математика, физика и другие. Мусульмане много сделали и в области астрономии, особенно изобретя такие инструменты как астролябия, которая стала большим подспорьем в морских плаваниях. К выдающимся личностям древней науки относятся Аль-Фараби, Аль-Хорезми, Ибн-Араби, Ибн-Сина, Ибн-Халдун, оказавшие значительное влияние на весь ход человеческой научной мысли.
А когда мы говорим об Исмаиле Шиназском как о великом ученом, то у многих возникается вопрос, откуда в такой глуши в древние времена появился такой известный учёный? Ответ на этот вопрос однозначен: ведь мы не должны забывать, что предки Исмаила Шиназского являются выходцами из Ирана. Первым в Шиназ переселился Мухаммад, который был внуком известного седьмого завоевателя Дагестана Абу Муслима Хорасанского. Как нам известно, завоеватель этот после покорения Южного Дагестана оставил своих внуков в следующих населенных пунктах: Шиназе – Мухаммада, Рутуле – Рамадана, Хнове – Насираддина, Куруше – Юсуфа, Микрахе – Сайфаддина, Курахе – Абдаллаха, Риче – Хамзы, Маке – Али Бархута, Кубе – Джамала. Все они были сыновьями Санджаба, четвертого сына самого Абу Муслима Хорасанского. И весь их род, происходивший от основателя Мухаммада, в Шиназе был назван «сагьа1дар» (Саиды). Такое название они получили лишь по той причине, что прадеда Мухаммада называли Саидом (отец Абу Муслима Хорасанского). Следовательно, из сказанного можно сделать вывод, что наука в Шиназе появилась лишь после прихода сюда пришельцев из Ирана.
Исмаил аш-Шинази входит в число учёных, наложивший отпечаток в истории человечества. Родился он 1753 году в селении Шиназ Самурского округа Дагестана. Отец его Хаджи Ибрагим, посетитель Мекки и Медины, тоже славился учёностью, которая перешла ему от своих предков – отца Джаная и деда Мухаммада. По имеющим данным, Исмаил с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Первоначальное образование он получил в Ширване и Шеки (Азербайджане), а затем стал изучать математику, геометрию, логику, физику, философию, астрономию и медицину по произведениям древнегреческих и восточных авторов под руководством авторитетных учёных и богословов своего века. А конкретно, кто были его наставниками, мы не знаем, так как научные труды его были уничтожены в первые годы Советской власти.
Во второй половине 18 века в Шиназе Исмаил-Эфенди открыл средневековый университет, а следом под его руководством появились здесь обсерватория и публичная библиотека, где преподаванием за период их существования занимались великие, известные во всем Востоке, ученые Исмаил-Эфенди Шиназский, его сын Саид-Эфенди, внук Исмаил-Эфенди и правнук Гарун-Эфенди. Главным занятием Исмаила Шиназского и его учеников было усовершенствование астрономических приборов. Исмаил считается первым создателем астролябии в Дагестане. Он составил описание и руководство для применения этого прибора на практике. Кроме того, здесь он преподавал и написал множество трудов по математике, философии и инженерии. Занимался также медициной, логикой и поэзией. Оставил после себя множество комментариев глоссарии по различным областям науки. Он пользовался большим авторитетом среди ученых того времени. Сообщение о нем мы также находим в работе великого дагестанского ученого Али Каяева «Биография дагестанских ученых», где он пишет: «Исмаил-Эфенди родом из села Шиназ, расположенном в Самурском округе. Известен как первый астроном (астурлат) в Дагестане. Он пользовался книгой «Хуласат ал-Хисаб», по которой обучал астрономической науке. С помощью астрономических приборов он обучал способам измерять горные высоты. Однако никто кроме самого Исмаила-Эфенди не сумел применять эти способы. Кроме астрономии он преподавал такие науки: математика, инженерия, философия. Написал много научных трудов по этим наукам. Неизвестно, где изучал эти науки Исмаил-Эфенди. Но, очевидно, учился он этим наукам у ученых в соседних областях Азербайджана. Исмаил-Эфенди был одним из выдающихся ученых двенадцатого века, он был жив ещё 1195 году (1780)».
Действительно, Исмаил Шиназский написал ряд трудов по астрономии, геометрии, физике, математике и философии, но, к сожалению, многие из них до нас не дошли. Сохранилась лишь одна из его рукописей, которая находится в рукописном отделе Дагестанского Государственного университета. С этой рукописью меня ознакомил известный арабист Дагестана Магомед-Галиб Садыки. Он случайно нашёл её в 60-ые годы 20 века в с. Рутул. Кое-какие места рукописи были переведены самим Магомед-Галибом Садыки, а затем её передал в рукописный отдел Дагестанского Государственного университета. По данным Садыки Г.М., сама рукопись состоит из сочинений по физике, астрономии, математике, философии. Кроме сочинений здесь имеются астрономические таблицы, медицинские рецепты по разным болезням и 50 стихотворений на арабском, азербайджанском и персидском языках. На 321 странице Исмаилом написано: «Завершено очерненье этого толкования нашего господина — учёного Гул Ахмеда с помощью всезнающего бога, и он , создатель вселенной, рукой самого слабого из божьих рабов и тупейшего из искателей наук, утомленным в море грехов и недостатков и нуждающимся в прощении милосердного господа бога человеком, носящим имя сына Ибрагима, то есть Исмаилом – сыном совершившего паломничество в оба святые места Ибрагима, а он сын Магомеда. Да простит бог им всё. Аминь! В день четверга перед закатом солнца в медресе нашего крупного учёного Абдулгани–Эфенди ал–Микрахи (1766г)». Смысл этого высказывания заключается в том, что Ибрагим был библейский и коранский пророк Авраам, имя которого Ибрагим по-арабски. Он считается принесшим в жертву своего любимого сына Исмаила, так как тот Исмаил был сыном Ибрагима. А наш Исмаил Шиназский считает себя его далеким продолжением. Завершает он свою рукопись следующими словами: «Эта книга завершена с помощью всемилостивейшего бога рукой Исмаила аш–Шинази в 1771 году у учёного Абдурагима-Эфенди . Я написал эту книгу красивым почерком, истратив много времени из жизни, но придет время, я умру, и продадут мою книгу по очень дешёвой цене». К сожалению, некоторые места рукописи невозможно читать: здесь буквы еле различаются, есть отдельные участки текста полностью стёртые, словом, трудно её читать без реставрации. Вот сколько лет хранится эта рукопись в архиве ДГУ, и непонятно, почему её не переводят на русский язык?
Далее после долгих поисков в 1983 году учеником сельской школы Самсаевым Басиром Эмирхановичем в развалинах бывшей астрономической школы был найден уникальный нож с ценным изображением на клинке. Сотрудники Московского Института Археологии, изучив эту находку, пришли к выводу, что изображение на ноже представляет очень большой научный интерес.
А в 1986 году мне сообщили, что сохранился телескоп Исмаила Шиназского, которым он пользовался в своей жизни. По словам очевидца, сам телескоп находился в краеведческом музее города Уфы, я имел подробное описание этого небесного прибора, но, к сожалению, не смог вернуть его на родину. Да, многие интересуются и спрашивают, откуда у меня описание астрономического прибора?. Очевидцем этой находки был хирург Рутульской районной больницы Кулиев Амрах Исмаилович, который в 1963 году служил в рядах Советской армии в городе Уфе. По его словам, рядом с площадью находился музей Чингизхана, где он и увидел телескоп с подробным разъяснением, что он принадлежал Исмаилу Шиназскому Самурского округа Дагестана. После этого он часто стал посещать этот музей с друзьями, чтобы любоваться телескопом земляка. По моей просьбе Амрах Исмаилович составил мне схему этого прибора, где были указаны его размеры, а также нарисовал и узоры, изображенные на её трубе. А за год до этого известия, то есть в 1985 году, в Шиназ приехала группа студентов с руководителем из города Уфы для изучения Унинской пешеры. Как местный краевед, я им оказал посильную помощь для её исследования. Побывав несколько дней в Шиназе, исследователи уехали. После этого с руководителем группы я долго переписывался. А в 1986 году, узнав о месте нахождения телескопа Исмаила Шиназского, я обратился к своему знакомому из Уфы с просьбой проверить мои данные о приборе. Он посетил указанный музей и ответил, что музей этот сейчас называется краеведческим, а телескопа там нет, возможно, его унесли в кладовую. Он посоветовал мне обратиться через районные органы управления к директору музея Рим Гибатовичу Ниязгулову. Я написал письмо от районного исполнительного комитета со всеми данными. Ответ получил, что такого астронимического прибора в фондах Башкирского государственного объединенного музея не имеется.
Однако, хотя до нас не дошли научные мысли учёного, а в народе до наших дней после его смерти сохранились названия некоторых планет и звёзд, по которым по сей день определяют разное время года и суток. Известно общепринятое название Венеры – «Зугьра ха1дей»; Марса – «Яквад ха1дей»; звездное скопление — «т1ырыкайбыр»; «хылибыр» — шесть звезд, расположенные прямолинейно по три в виде крыльев птицы; млечный путь — «мисийды хьал». По Венере определяли наступление вечера, по Марсу – наступление рассвета, по звездам – наступление лета в горах. Без соответствующих знаний по астрономии невозможно было правильно построить мечети, минареты и другие культовые здания, определить время обрядов, праздников, молитвы. Это говорит о многолетных набдюдениях шиназцев за природой и пользовании ими в своей практической деятельности. По сей день сельчане пользуются его рецептами использования мумиё при определенных болезнях. Ведь только шиназцы знакомы с этим медицинским препаратом и имеют своё название на родном языке — «мумыйен».
Важно отметить, что в Шиназ обучаться приезжали не только дагестанцы, но и жители других соседних областей Востока. В окрестности села сохранились две могилы святых, бывших учеников того периода. Одна могила – Исмаила, внука известного шейха Ахмада-Эфенди ат-Тали (Азербайджана), умершего от болезни, а другая – неизвестного пришельца, который погиб трагически, став жертвой религии. Из дагестанцев, обучавшихся здесь, пока известны нам имена Зейда Ислама Булатова из Куркли, Магарама-Эфенди Ахтынского, Магомеда Ярагского, Ахмеда-Эфенди Катрухи, Бакри-Эфенди (Мишлеша).
Исмаил-Эфенди умер в 1798 году. Он прожил всего 48 лет. Похоронили его на их тухумном кладбище и построили купольное надмогильное сооружение – «гумбаз» (от иранского «гамбаз» — купол, свод) с рельефной надписью на камне (174х80х14) в западной стене. «Гумбаз» представляет собой прямоугольное в плане купольное здание высотою до 3 метров без внутренней камеры. Такие строения отмечают могилы правителей местной конфедерации сельских общин, а также мусульманских учёных-алимов или павших в войнах за веру мучеников-шахидов. Их можно видеть во многих населенных пунктах района. Также на этом кладбище был похоронен и сын Исмаила Шиназского Саид-Эфенди, о котором, как о сыне «ученого-писателя», учеником которого был современник Сурхай-хана 2 «учёный-кадий» Мирза-Али-Эфенди Ахтынский, упоминает Гасан Алкадари в своей книге «Асари-Дагестан». Но в годы религиозных репрессий эти надмогильные строения были снесены с их могил. После погромов надмогильная плита Саида-Эфенди исчезла, а Исмаила-Эфенди спаслась чудом, её использовали для постройки придорожного забора. Однако в 1952 году ленинградский учёный – кавказовед Л. И. Лавров, заметив её в заборе колхозного сада, забрал её с собой для подробного научного исследования. Через некоторое время в печати появился следующий перевод: «Умерший, получивший прощение, переселился из жилища бренности в жилище вечности…Хаджи Ибрагим б. Мухаммад б. ч-й-р-р в дату пророка 1213, а прожил он 48 лет, да простит Аллах всех их! Разъяснение дает самое правильное, самое достоверное, самое предпочтительное, сообщенное Абдаллахом б. Аббасом, да будет Аллах доволен ими обоими! И он сказал:от Адама до Нухи 2256 лет, от потопа до Ибрахима 1099 лет, от Ибрахима до Мусы 549 лет, от Мусы до Сулеймана 535 лет, от Сулеймана до Искандара двурогого 770 лет, от Искандара до Исы 349 лет и от Исы до Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует! – 550 лет. Всего 6125 лет. Дата завоевания города Шемахи рукой Шах Аббаса — 114 год. Дата разорения города Шемахи рукой Искандара — 837 лет. Дата разорения селения Курах и Кюры рукой Шайх-шаха — 917 год. Дата завоевания города Шемахи рукой Шах-руха Кайтагского, да будет Аллах им доволен! — 942 год. Дата сожжения Ахты рукой Бархудар-Султана отступника — 1030 год. Дата разорения Мюшкуда тайной рукой Султан-Мурада Дагестанского – 1121 год. Дата сожжения селения Ахты руками жителей Кумуха и Рутула — 943 год».
Да, действительно, надпись, нанесенная на плиту, имела большое научное значение. Л. И. Лавров писал: «Хронограф, внесенный в эту эпитафию, является важным историческим источником. Ценность его заключается не в перечислении лиц и дат из библейских преданий, а в перечне конкретных событий прошлого Северного Азербайджана и Южного Дагестана 15 – 18 веков». До мая 2021 года эти две части плиты находились перед зданием Дагестанского федерального исследовательского центра Российской Академии наук по адресу: г. Махачкала, ул. М. Ярагского, д. 75. Из вышеизложенного становится ясно ,что эта надмогильная плита не имеет никакого отношения к Исмаилу Шиназскому, а предназначена она его отцу Гаджи Ибрагиму, что для меня всегда было загадкой.
Однако в декабре 2020 года мне стало известно, что Л. И. Лавров ошибся при переводе первых строк памятника, то есть он не смог прочитать вторую строчку, где содержится имя покойника. Оказалось, что эпитафия принадлежит одному из наиболее известных дагестанских учёных 18 века, представителю духовной элиты региона Исмаилу аш-Шинази. Следовательно, плита эта не Гаджи Ибрагима, а его сына Исмаила-Эфенди. Все эти данные мною были получены от профессора кафедры востоковедения ДГУ Закарияева Замира Шахбановича, что отражено в его научной статье.
Меня огорчает тот факт, что почти 70 лет этот надмогильный камень, разделенный на две части, лежал под открытым небом перед зданием ДФИЦ РАН. Если эта плита так ценна для науки, то почему она не хранилась в специальном помещении? Ведь можно было бы передать её в краеведческий музей. Видя такое отношение к надмогильной плите, у меня и возникла мысль — вернуть её на своё прежнее место. Первоначально я организовал встречу с людьми близкими по роду Исмаила Шиназского в лице Сейфудинова Алмаса Каировича. После их согласия с письмами от главы администрации и совета старейшин села Шиназ я обратился к председателю ДФИЦ РАН Муртазаеву Акаю Курбановичу с просьбой передать нам эту надмогильную плиту, чтобы вернуть её на бывшее тухумное кладбище рода «сагьа1дар». Просьба наша была удовлетворена, за что мы очень благодарны всем научным работникам ДФИЦ РАН, которые принимали участие в решении нашего вопроса.
2 мая 2021 г. мы с Рамазановым Камалдином Атрашовичем забрали надмогильную плиту Исмаила Шиназского из ДФИЦ РАН и отвезли её на его родину, село Шиназ. Там совместно с тухумными потомками учёного и общественностью села решили установить её рядом с могилами его сына Саида-Эфенди, внука Исмаила Шиназского, правнука Гаруна-Эфенди и правнучки Зилхат, так как точное место нахождения его могилы невозможно было установить из-за отсутствия её былых следов. Это место превратили в сенокосный участок, очистив его от надмогильных строений.
К сожалению, видя современный Шиназ, невольно возникает вопрос: куда делась та бывшая исламская культура такого исторического села? Дело в том, что после установления Советской власти в руины были обращены 11 мечетей села, а также бывшая школа Исмаила Шиназского. Огромная арабская библиотека, составляющая предмет гордости шиназских алимов, была полностью разгромлена. Все книги и рукописи, хранившиеся в ней, были сожжены в 30-е годы. При этом не пощадили даже астрономических сочинений Исмаила Шиназского, написанных на арабском языке. От советских религиозных репрессий сильно пострадали и простонародный «ислам Гробницы». В селе и его окрестностях были снесены почти все мавзолеи. Целый ряд могил святых шейхов были распаханы под пашню, устроенные при них строения снесены или завалены камнями. Религиозные гонения этих лет не обошли стороной и живых шиназских религиозных служителей, многие из которых стали жертвами репрессий дагестанского ГПУ – НКВД.
Выражаю искреннюю благодарность Закарияеву Замиру Шахбановичу, Рамазанову Камалу Атрашевичу, Бабаеву Магомеду Дамуровичу, Рамазанову Мавиду Султан-Магомедовичу за оказанную мне помощь в восстановлении памяти великого учёного Исмаила-Эфенди Шиназского.
Р. А. РАМАЗАНОВ, с. Шиназ