26 апреля Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов принял участие в работе Республиканского образовательного форума «Новое качество: новые цели».
«Сегодня мы собрались, чтобы обсудить острые вопросы и предложить решения, которые позволят образованию республики сделать очередной шаг по пути повышения его качества, содержательной наполненности и воспитательного эффекта. Мы должны создать молодому поколению все условия для получения качественного современного образования. Ведь именно молодым предстоит продолжить наше дело, работать дальше во имя процветания Дагестана и всей страны. В современном мире они могут обеспечить свое конкурентное преимущество только высоким уровнем образования и культуры. Поэтому от состояния системы образования зависит, каким будет наше общество.
Дагестан исторически на Кавказе считался одним из научных, учебных центров, его называли страной поэтов, ученых, мастеров. Более того, система мусульманского образования, в основном, была в Дагестане. Академик Крачковский говорил, что есть такой уголок просвещения и науки на Востоке, как Дагестан», — отметил, в частности, Рамазан Абдулатипов.
Руководитель региона также напомнил, что с 2013 года в республике уделяется предметное внимание вопросам системного управления качеством образования на всех уровнях.
«Как видите, навели порядок в организации и проведении ЕГЭ, обеспечили запуск непрерывной системы повышения квалификации педагогических кадров, запустили модернизацию и оснащение современным компьютерным оборудованием средних школ, построили и отремонтировали детских садов и школ больше, чем за предыдущие 10 лет. С 2013 года введено 100 дошкольных учреждений и свыше 32 тыс. дополнительных мест, 29 корпусов общеобразовательных организаций на 11 тыс. ученических мест», — констатировал Рамазан Абдулатипов.
По его словам, успешные результаты достигнуты не только в сфере образования. «В других отраслях, в социальной сфере также было сделано немало. Сегодня современный облик обретают наши города и села. Уровень преступности у нас в 1,5 раза ниже, чем в субъектах СКФО, и в 3 раза ниже, чем в среднем по стране.
Мы смогли добиться объективного проведения ЕГЭ. За последние годы Министерству образования и науки республики с помощью прокуратуры, МВД, УФСБ и, конечно, Рособрнадзора, глав районов и городов, в Дагестане удалось сделать многое. Наши выпускники уверенно поступают в ведущие вузы страны и показывают хорошие результаты.
Но на достигнутом останавливаться нельзя, средний уровень наших выпускников еще отстает от уровня выпускников по стране. Необходимо повышать качество преподавания в школе, улучшить профориентационную работу. Если система образования и культура не опережают человеческое общество, то само общество будет отставать»,- выразил уверенность Глава Дагестана.
В свою очередь, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев подчеркнул: «Если бы не Ваша воля, уважаемый Рамазан Гаджимурадович, и воля присутствующих здесь работников образования, профильных ведомств, вряд ли получилось бы навести порядок в этой области. Когда мы увидели ваш лозунг о том, что в первую очередь порядок должен быть наведен в образовании, то вместе с руководителем Рособрнадзора Сергеем Сергеевичем Кравцовым приехали в Дагестан и сообща начали трудную, кропотливую работу. Результат показал, что при наличии воли и желания все возможно. Думаю, что тема нашего форума актуальна для всех регионов, а его участники и приглашенные узнают много нового и применят этот опыт уже в своей практике».
Вице-премьер Правительства РД Екатерина Толстикова заявила о том, что пришла пора переходить от формального порядка работы к качественной составляющей. «Это указание Главы Дагестана Рамазана Гаджимурадовича мы уже начали реализовывать в каждом образовательном учреждении республики. За последние четыре месяца были проведены встречи практически со всеми участниками образовательного процесса, обсужден весь спектр проблем, существующих в этой сфере. Для нас важно, чтобы в рамках работы секций форума были рассмотрены заявленные проекты и конструктивные предложения, замечания по ним. Это позволит более предметно продолжить нашу работу и запустить сформулированные инициативы уже с первого сентября.
Главный вопрос, над которым мы работаем, все же не система подачи предметов или какие-то другие аспекты образовательной деятельности, а качество подготовки педагогических кадров. Именно от них зависит, как будет реализовываться даже самый современный, инновационный подход в наших учебных заведениях», — сказала Екатерина Толстикова.
Рамазан Абдулатипов подтвердил актуальность вопросов, связанных с подбором квалифицированных сотрудников, причем, не только в сфере образования: «Директора промышленных предприятий, заботящиеся о своем будущем, уже сейчас должны идти в школы и заинтересовывать учеников своей деятельностью. Даже я с трудом нахожу подходящую кандидатуру на должность руководителя того или иного министерства».
Затронув тему дополнительного образования, Глава Дагестана отметил: «И родителям, и детям будет лучше и спокойнее, если во всех школах начнут, кроме стандартной программы, обучать желающих рабочим профессиям, готовить технические кадры, так необходимые республике».
Победитель республиканского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2017», учительница русского языка и литературы Махачкалинской гимназии №38 Марина Гаджиева акцентировала внимание на проблемах профессионального роста молодого педагога: «Каждый студент выносит из стен университета определенный багаж знаний, но передать его — это уже искусство. Сегодня общество предъявляет иные требования к начинающим преподавателям: они должны быть творческими, обладать неординарным мышлением, выдерживать конкуренцию с медийной средой, продолжая при этом не просто передавать знания, но и воспитывать. Работать в таком ключе по старым методикам очень сложно».
Со своей стороны, победитель республиканского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2017» Гульбарият Темирханова подчеркнула, что именно в детских садах начинается раскрытие талантов, и они есть у каждого ребенка: «Одаренность детей зависит не только от природных данных, ее можно развивать. На это влияют окружение и воспитание. Но чем разнообразнее развит ребенок, тем больше он испытывает потребность в разносторонней информации. Поэтому воспитатели должны быть не просто готовы к неординарному мышлению, но и уметь развивать его».
В рамках пленарного заседания также выступили директор Махачкалинского лицея № 22 Саламат Анатова, вице-президент АО «Управляющая компания «Просвещение» Михаил Кожевников, заместитель начальника Департамента общего образования Томской области Елена Вторина, вице-президент Российского Союза ректоров, ректор Южного федерального университета Марина Боровская.
Работа форума продолжилась в 11 тематических сессиях, прошедших в Дагестанском институте развития образования по следующим направлениям: «Педагогическое образование: стратегия модернизации», «Система управления качеством образования», «Обучение детей с особыми образовательными потребностями» и др.