Артём Здунов участвовал в расширенном заседании коллегии Минобрнауки РД

1

25 февраля Председатель Правительства РД Артём Здунов участвовал  в расширенном заседании коллегии Минобрнауки Республики Дагестан,  где обсуждались итоги проделанной за 2018-ый год работы и планы на текущий 2019-ый год.

Основным докладчиком по теме заседания была зам.председателя правительства – министр образования и науки Дагестана Уммупазиль Омарова.

2

Ею было напомнено о том, что система образования республики вбирает в себя 2745 образовательных организаций, в которых обучением охвачены порядка 826 тысяч детей.

3

Согласно ее докладу, в числе задач на 2019-ый год — обеспечение исполнения графика достижения целевых показателей заработной платы, установленных для работников образования. «Средства на ее выполнение предусмотрены в законе о республиканском бюджете на 2019 год. С целью увеличения базового оклада заработной платы педагогических работников, по инициативе Председателя Правительства  Дагестана вносятся соответствующие изменения в нормативную базу», – уточнила У. Омарова.

4

Министр продолжила: Минобрнауки РД планируется участвовать в восьми из десяти федеральных проектов, разработанных в рамках национального проекта «Образование». «Реализация нацпроекта позволит создать и ввести новые места в образовательных организациях (в детских садах – 23,5 тысячи мест, в школах – 31,6 тысячи), оснастить их современным оборудованием и создать цифровую образовательную среду, создать условия для раннего развития детей и многое другое», – разъяснила Омарова.

Было рассказано и о реализации проекта «100 школ». «В 2018 году благодаря этому проекту удалось провести капремонт в 117 школах. Проект будет продолжен и в текущем году. На эти цели в республиканском бюджете заложено 300 млн. рублей, за счет которых мы сможем улучшить материально-техническое состояние еще 150 школ», – добавила руководитель министерства.

Ею было также подчеркнуто, что необходимо навести порядок также и в вопросе ликвидации трехсменного режима обучения: на начало текущего учебного года в 18 дагестанских школах дети все еще обучаются в три смены.

В 2018 году в регионе завершили строительство 24 общеобразовательных организаций на 10 тысяч мест, в  числе которых – завершение 7 школ-долгостроев и 1 спорткомплекса. Из них уже в 18 идет образовательный процесс. У. Омаровой было рассказано и о проводимой работе по улучшению ситуации в этом направлении.

На коллегии было высказано и о необходимости создания условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. «В прошедшем году в рамках госпрограммы “Доступная среда” реализованы мероприятия по созданию условий для инклюзивного образования в 41 образовательной организации республики. Вместе с тем на проведение мероприятий в 2019 году планируется направить 68,6 млн. рублей. Эта программа крайне важна для наших детей, в ней очень заинтересованы родители, и она должна продолжаться», – акцентировала руководитель министерства.

Было заявлено и о том, что ведомством особое внимание уделяется вопросам обеспечения жильем детей-сирот — в 2018 году 313 человек были обеспечены жильем требуемого качества.

В докладе зампредправительства-министра отдельно говорилось об обеспечения учащихся республики учебниками: «Для достижения 100% обеспеченности учебниками учащихся республики за счет средств федерального и республиканского бюджетов было закуплено 2 млн. 240 тыс. книг, в том числе 156 тыс. учебных пособий на национальных языках на общую сумму 828 млн. рублей».

Следующей была озвучена проблема, связанная с подвозом учащихся школьным автотранспортом. Сообщалось, что благодаря усилиям Главы РД и Председателя Правительства РД в 2019-ом году республика получила 140 школьных автобусов, что в 5 раз больше по сравнению с предыдущим годом!

Уммупазиль Омаровой было к этому добавлено: с учетом того, что высокая потребность в школьном транспорте еще сохраняется, принято решение продолжить работу по замене транспорта и в 2019 году (за счет республиканских средств).

Затем руководитель ведомства подробно остановилась на работе, связанной с  повышением качества образования и улучшением вцелом образовательного процесса в РД. Одной из основных проблем современной школы было ею  названо качество образования и сообщено, что для улучшения ситуации создан Центр качества образования.

У. Омаровой  было рассказано: в 2018 году в регионе удалось на высоком уровне провести государственную итоговую аттестацию; во всех пунктах проведения экзамена (ППЭ) была внедрена технология печати и сканирования экзаменационных материалов. Она также обратила внимание руководителей на местах на необходимость обеспечить высокую готовность к госэкзаменам и в 2019 году.

В ходе выступления министром были также затронуты вопросы относительно обеспечения детей летним оздоровительным отдыхом, внедрения современных технологий в образовательный процесс, реализации на территории региона проекта «Земский учитель». (Обсуждались  также  проблемы нехватки педагогических кадров, повышения квалификации педагогов и многие другие).

Дослушав доклад главы Минобрнауки РД, Артём Здунов затем попросил ее рассказать подробнее участникам коллегии о принимаемых мерах по повышению зарплаты педагогическим кадрам.

Уммупазиль Омаровой было доложено: совместно с депутатским корпусом прорабатывался вопрос повышения заработной платы педагогическим работникам. «Это касается всех работников отрасли. Речь идет о том, чтобы поменять систему, при которой заработная плата зависит от стимулирующих выплат при низкой базовой части оклада. Мы вносим изменения в два проекта Постановления Правительства Дагестана. Это позволит увеличить зарплату практически всех наших педагогических работников», – добавила министр.

В данном контексте 1-ым зампредом Правительства РД Гаджимагомедом Гусейновым было добавлено: основная суть нормативно-правового акта заключается в том, что ранее у педагогов был небольшой оклад, но стимулирующие надбавки были высокие, теперь же будет наоборот. «Ранее мы давали возможность руководителям учреждений распределять эти средства где-то по субъективным отношениям, что приводило к тому, что некоторые учителя получали невысокие надбавки, а другие – сверх заработной платы по республике. Для того чтобы нивелировать это неравенство, мы увеличиваем оклад, тем самым давая возможность стабильно увеличить и защитить заработную плату», – было разъяснено вице-премьером. Им было также заявлено:  соответствующий документ необходимо принять в короткие сроки; а что касается финансирования, то проблем не должно возникнуть, так как вопрос уже прорабатывался с Минфином.

А Елена Ельникова, вице-спикер парламента Дагестана, от себя предложила еще раз продумать все нюансы важного вопроса: «Увеличение базового оклада – это замечательно, это первый шаг, но стимулирующая часть в 10 процентов – это очень мало, потому что сюда входят и звания, и категории, и еще что-то».  Ею было предложено пересмотреть соотношение базовой и стимулирующей частей, вместе с тем, «усилив контроль за начислением и  выдачей стимулирующих выплат наряду с повышением базового оклада».

Главой кабмина РД поручено в ближайшие дни детально проработать данный вопрос с привлечением всех заинтересованных сторон и подготовить все необходимые по нему документы.

Муртазали Рабадановым,  ректор ДГУ,  выступая следующим, была затронута проблема качества знаний выпускников: «Перед вузами поставлены задачи обеспечения конкурентоспособности системы высшего образования и кадровое обеспечение экономики. Одним из основных барьеров к этому является обеспечение должного качества образования. По-прежнему недостаточным является качество школьного образования. Если мы посмотрим мониторинг эффективности вузов, то с сожалением отметим, что все время два-три вуза нашей республики оказываются “в красной зоне” по среднему баллу ЕГЭ студентов, зачисленных на первый курс. Кроме того, если не считать города, то только 6-7 муниципальных образований дают нам абитуриентов с баллами выше 60».

На заседании были заслушаны выступления и родительского сообщества, и депутатского корпуса, где подробно говорилось о проблемах в сфере образования, накопившихся годами.

Артёмом Здуновым было  обещано некоторые предложения и рекомендации из них рассмотреть детально и использовать в работе.

Главой Правительства Республики Дагестан в конце были подведены итоги коллегии. Им было подчеркнуто — сложившаяся система прошлых лет, многие нерешенные вопросы в сфере образования требовали детального анализа ситуации для понимания дальнейшей работы. Сейчас необходимо более трезво подходить к поставленным задачам. Он также напомнил: в 2018 году была проделана большая работа, благодаря чему обеспечено функционирование отрасли, сохранены и исполнены социальные обязательства.

В целях улучшения ситуации для 100% обеспечения дошкольным образованием в течение 2018 года в регионе введено 20 детсадов на более чем 2 тысячи мест.  Работа будет продолжена и что в 2019-ом году запланировано начать строительство порядка 54 детсадов для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Для ликвидации трехсменного режима обучения в школах Дагестана введено 24 школы, в том числе 7 школ-долгостроев на 10 тысяч мест. Вместе с тем, остаются еще 18 школ (2,6 тысячи учащихся), функционирующих в трехсменном режиме: по ним определены мероприятия и источники финансирования на период 2019 – 2021 годов.

«Необходимо серьезно подойти к этой работе, должны четко определить реальную потребность в строительстве новых объектов (с учетом местности, количества учащихся), нужно держать на постоянном контроле, принимать меры по своевременному освоению выделяемых средств на указанные цели», – было заявлено премьер-министром РД.

В 2018 году из-за наличием в республике значительного числа ветхих школ был реализован проект «100 школ», что позволило улучшить материально-техническое состояние 117 школ. А. Здунов выразил благодарность всем, кто принимал активное участие в данной работе, и особенно — меценатов. «Мы продолжим реализацию данного проекта и в этом году, в рамках которого планируем улучшение материально-технического состояния порядка 150 школ, на это в бюджете предусмотрено 300 млн. рублей», – уточнил премьер.

Для решения вопроса с подвозом учащихся получено 140 школьных автобусов и премьер-министр попросил «внимательно заняться их распределением по муниципалитетам, следить за эксплуатацией их по назначению».

Им было напомнено, что долго не решался вопрос с обеспечением учащихся учебниками, и родители вынуждено покупали их за свой счет. На сегодня благодаря поддержке Правительства РФ  Дагестану было выделено порядка 608 млн. рублей на закупку нехватающих учебников. «В настоящее время учебники закуплены, поставлены во все муниципальные образования, теперь задача их правильно распределить и вести их учет. За доведение учебников до каждого учащегося несут ответственность министерство образования, главы муниципальных образований, начальники управлений образования и закрепленные в школах ответственные лица», – заявил Артем Здунов.

Далее Председатель Правительства РД говорил о реализации «майских указов» главы РФ по достижению индикативных показателей повышения заработной платы педагогических работников и добавил: «Необходимо продумать меры поддержки учителей, работающих в сельской местности, с учетом предложений по разработке программы “Земский учитель”, озвученных Президентом РФ в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации».

Остановился А. Здунов и на вопросе организации летней оздоровительной кампании детей: «В летний сезон 2018 года благодаря дополнительному финансированию из республиканского бюджета удалось обеспечить отдыхом и оздоровлением на 3 тысячи детей больше, чем в 2017 году. Вместе с тем прошедшая летняя кампания показала, что необходимо более ответственно подходить к ее организации».

В этом премьером кабмина призвано уделить особое внимание вопросам улучшения материально-технической базы загородных лагерей.

«Очень важно не потерять то, чего добились в 2018 году, не снижать темпов в достижении поставленных руководством страны задач», – подытожил Артём Здунов.