В Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова в Махачкале 25 декабря состоялось торжественное открытие выставки «Рутул. Сад камней». Организаторами выставки выступили администрация Рутульского района и Рутульский национальный музей совместно с ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул». Выставка вызвала огромный интерес, как у специалистов, так и всех дагестанцев, интересующихся историей и этнографией Дагестана.
Открыла выставку директор ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова. Она отметила уникальность выставки, неоценимую и огромную роль автора проекта Багаутдина Гасанова, после чего предоставила слово официальным гостям выставки.
Перед собравшимися выступили гостями: Р. Сефербеков — старший научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН, А. Мачаев — председатель Общественной палаты РД, Д. Сулейманов — депутат НС РД, Т. Петенина — искусствовед, заслуженный деятель культуры РД, член Союза художников РФ, Э. Раджабов — друг и односельчанин Багаутдина Гасанова, К. Курбанов — представитель администрации Рутульского района и другие официальные представители республиканских ведомств.
Все они высоко оценили работу рутульского краеведа Б. Гасанова, отметили уникальность собранных артефактов и самой выставки. Ярко и полно обрисовала проделанную огромную работу Багаутдина Курбанисмаиловича Т. Петенина. И чтобы наш читатель имел полноценное представление о данном интересном проекте Б. Гасанова, ниже мы даем отрывки из буклетного текста под авторством Т.П. Петениной, выпущенного к началу открытия выставки:
— За двадцать лет неутомимой изыскательской деятельности Багаутдин Курбанисмаилович собрал коллекцию, насчитывающую около 9 тыс. предметов быта, материальной и духовной культуры рутульского народа, которые вошли в собрание Рутульского национального музея, имеющего пока муниципальный статус. Чего здесь только нет! И археологический материал, неполивная керамика, которую производили в нескольких селах до 1970-х годов без гончарного круга и с обжигом кизяком на костре, и деревянная утварь, не столь богатая резным орнаментом как у других народов Дагестана, но имеющая свои самобытные формы, и удивительные ковры, среди которых есть килим, датированный серединой XIX века…
Но самому Багаутдину Курбанисмаиловичу особенно дорого собрание резных камней, которое он неустанно пополняет и которое уже насчитывает 1920 единиц.
Безусловно, не все из них находятся в собрании музея. Петрографика, резные строительные камни, фрагменты архитектурного декора, намогильные стелы существуют в контексте живой природы или архитектурных памятников. Гасанов знает историю, датировку, историко-художественную значимость каждого камня, каждой находки. Ему принадлежит идея создания в родном Рутуле музея под открытым небом под названием «Сад камней», для которого Администрация района выделила специальный участок.
Благодаря энтузиазму Б. К. Гасанова, его преданности своей малой родине и возникла у этнографического музея «Дагестанский аул» идея фотовыставки «Рутул. Сад камней», проходящей в рамках проекта «Традиционные ремесла. Прошлое и настоящее».
Всего в Рутульском районе проживают представители шести народностей: цахуры (11 селений), лезгины (2), азербайджанцы (1), лакцы (2), аварцы (1). Аулы, населенные рутулами, расположены в высокогорной части бассейна реки Самур. Всего насчитывается 22 аула: в долине Самура и его притоков 18 селений (Рутул, Киче, Хунюх, Пилек, Лучек, Куфа, Кала, Шиназ, Уна, Амсар, Кина, Фучук, Вруш, Нацма, Фартма, Джилихур, Михрек, Ихрек). В долине реки Ахты-чай расположены села Хнов и Борч, за Главным Кавказским хребтом на территории Азербайджана находятся селения Шин и Кайнаф.
Территория рутулов была заселена уже более тысячи лет тому назад. К сожалению, этот край, весьма богатый историческим, эпистолярным и этнографическим материалом, недостаточно изучен археологами. Древнейшие сведения о племенах Южного Дагестана относятся к первым векам до нашей эры, когда они входили в состав одного из ранних государств на Кавказе — Кавказскую Албанию, народы которой исповедовали христианство. Но в результате борьбы династии Сасанидов за Восточный Кавказ и нашествия в IV в. кочевых племен гуннов Кавказская Албания во II пол. V в. потеряла самостоятельность и была включена в состав Сасанидского Ирана, где государственной религией был зороастризм.
Позднее в степях Северо-восточного Кавказа возникает государство Хазарский Каганат, также сыгравший важную роль в судьбах южнодагестанских народов.
Периодически хазары проникали на юг и даже владели Дербентом, о чем рассказывается в местной хронике «Ахты-наме». Иудаизм как государственная религия каганата также оставил в Рутуле свои следы.
В VII в. арабы приносят в Дагестан ислам. Южный Дагестан становится ареной борьбы Арабского халифата и Хазарского каганата. Территория рутулов одной из первых подвергается исламизации. Надпись на камне в кладке мечети с.Лучек свидетельствует, что ислам здесь утвердился в 128 г. хиджры (745-746 гг. р.х.)
Таким образом, последовательно сменяющиеся религии (язычество, христианство, зороастризм, иудаизм, ислам) на территории Рутулии оставили множество памятников духовной и материальной культуры, имеющих большую художественную и историческую значимость. «Верховья р.Самур, — пишет выдающийся историк и этнограф Л. И. Лавров, — где проживают рутульцы, являются самым богатым на Кавказе районом распространения надписей, сделанных на арабском языке старым, так называемым куфическим шрифтом, который вышел из употребления в XIII в. Они представляют собой эпитафии, религиозные изречения, строительные надписи….»
До XVIII в. нет письменных сведений о политической структуре Рутула. XI-XVBB. — период политической раздробленности для Южного Дагестана и формирования народностей лезгинской группы, в том числе и рутулов. Здесь по этническому принципу сложился ряд мелких политических образований или союзов вольных обществ, одним из которых был Рутульский магал, состоящий из 17 аулов.
Управление находилось в руках потомственных беков, по преданию происходивших от потомков арабских завоевателей, но тем не менее, вынужденных считаться с мнением жителей общества, которые могли изгнать неугодного бека.
Этот краткий исторический экскурс дает некоторое представление о сложных социально-политических условиях, в которых проходило формирование рутульского этноса и его культуры.
Облик рутульского аула неотделим от рельефа и горного пейзажа. Старые аулы обычно располагались в неудобных для проживания, но выгодных в оборонительном отношении местах, так как постоянно существовала военная угроза. В интересах совместной обороны малые аулы нередко объединялись в один большой.
Многие рутульские селения являются древними по своему происхождению. Л. И .Лавров на основании археологических данных и куфических надписей считает, что Рутул существовал уже в самом начале средневековья, Ихрек — до 1016-17 гг., Лучек, Михрек, Амсар и Хнов — в XI-XIII вв., Шиназ — до 1275 г. В километре выше Лучека, в урочище Рухудюг, есть наскальные рисунки с изображением лошадей, всадников, человеческих лиц, парусного корабля с веслами, тамгообразные знаки, арабские цифры. Рисунки наносились без какой-либо связи друг с другом, некоторые накладываются один на другой, что говорит об их разновременном создании, но в целом они выполнены в общей стилистике. Некоторые линии высечены, часть выбита. Лучекские наскальные рисунки относятся к мусульманскому времени и датируются не старше VIII-ХIII вв.
В сс. Шиназ, Лучек и Ихрек Л.И. Лавровым обнаружено значительное количество куфических надписей, высеченных на камнях, вделанных в стены домов, мечетей и заборов. Здесь встречаются и геометрические фигуры — квадраты, треугольники, ромбы, кресты, свастики, спирали и лабиринты как отголоски домонотеистических верований, мусульманская восьмиконечная и иудейская шестиконечная звезда.
На ихрекской мечети изображены рядом змея в виде спирали и конь: это сочетание часто встречается в фольклоре и верованиях разных народов, так у кабардинцев и адыгов божество грозы «шибле» переводится как конь-змея.
Все эти знаки и символы имели не декоративное, а магическое, охранное значение. Это доказывается и тем, что некоторые камни с древнейшими геометрическими символами вмонтированы в стены саманных домов, которым всего несколько десятков лет и куда они были бережно перенесены из более старых построек. Резными камнями оформляли не только жилые дома, но и общественные здания — мечети, минареты.
Интересно оформление резными камнями боевых башен в селениях Ихрек и Мюхрек (в последнем переделанной в минарет), где камни расположены фризом по периметру на определенной высоте, и где преобладают изображения лабиринтов, шестиконечных звезд, сложных переплетений кругов, сочетание геометрических и растительных элементов и других древних символов.
Большая часть наскальных изображений и резных строительных камней в Рутульском районе относится к Х1-нач. ХIII вв. По-видимому, у населения верховьев Самура в этот период происходил значительный культурный подъем, прерванный монгольским нашествием XIII века. Характерно, что в это же время наблюдается расцвет культуры в Грузии и Азербайджане. Поражает стилистическое разнообразие, временной диапазон, богатство орнаментальных мотивов и технических приемов петрографики, резных строительных камней, намогильных стел этого и последующих периодов.
В настоящее время па территории Рутульского района выявлено около 2 тыс. резных камней. На выставке «Рутул. Сад камней» представлено 95 фотографий резных камней, многие из которых впервые предстанут перед зрителем.
Данный проект осуществлен на средства гранта Главы РД Васильева В.А., которому Б. Гасанов и участники проекта выражают глубокую благодарность.
Посетил выставку и Министр по туризму и народным художественным промыслам РД Ибрагимов Руслан Шапиевич, которому автор проекта организовал экскурсию по выставке с подробными комментариями к экспонатам.
Гости выставки с интересом провели время — рассматривали более 90 фотографий резных камней, более 20 артефактов — подлинные резные камни, датируемые Х-ХVIII вв., пили рутульский древний напиток — хаIн, пробовали различные национальные блюда многонационального народа и фотографировались на память.
Выставка удалась, прошла на славу, и есть надежда, что сделан первый шаг по дальнейшему изучению богатого этнографического наследия и культуры Рутульского района.
Б. МыхаIды