Я написал заявление-жалобу на имя Господа миров, чтобы он меня утешил и избавил от угнетений угнетателей, навлекших на нас беды.
Гасан Алкадари
Гасан из Алкадара, талантливый ученик своих учителей, волею судьбы ставший на службу в царской администрации в Южном Дагестане. Вплоть до начала восстания 1877 года он являлся наибом (главой администрации) Южного Табасарана. И в начале восстания отстранен от власти в числе «вызвавших недоверие неисправным несением службы царской России во время восстания в Дагестане в 1877 году». Он оказался в списке «справедливо или несправедливо» подлежащих ссылке.
10 апреля 1879 года ссыльных провожала вся природа бушующей весны: уже давно раскрылись и расцвели весенние краски. Дербентского морского порта отчаливал корабль с ссыльными на борту. Пароход направился в Петровск, а оттуда в Астрахань, и дальше по Волге к Царицыну.
В царицынской тюрьме их задержали на две недели. Затем по железной дороге добрались до Харькова. И наконец они остановились в городе Спасске Тамбовской губернии.
10 июля сыльных поместили под полицейский надзор в казенном доме на берегу реки Цна.
Настало время назвать ссыльных товарищей Гасана. Это достойные и видные люди. Просто так царская охранка не стала бы тратиться на всю процедуру ссылки с ее начала, на всем протяжении и до конца «за счет казны Российского государства». Безусловно, это были незаурядные люди, и каждый из них оставил достойное потомство.
Нухбек из Зухрабкента, Имранбек и Гусейнбек из Дербента, Агабек из Рукеля, Абдулабек из Хрюга, Гасанханбек из Рутула, Абдужалилбек из Чумли.
На руках у Гасана в Спасске умер штабс-капитан из табасаранского аула Агабек, сын Исакади. Когда его повезли по российской «столбовой» дороге, ему шел семидесятый год. Конкретных обвинений ему, как, впрочем, и остальным ссыльным сотоварищам Гасана, предъявлено не было. Тем не менее, этот пожилой горец также оказался здесь. Его похоронили на мусульманском кладбище.
Гасан посвящает ушедшему другу элегию, потому что
Ушел из мира друг,
утолявший печаль,
не кстати окончил жизнь в чужих краях.
…оставил ты Мамнуна
в тысяча двести девяносто седьмом году,
в городе Спасске, как Меджнуна,
в плену и печали.
Конечно, среди нас живут и здравствуют потомки ссыльных, имена которых я при помощи Гасана Алкадарского назвал выше, и поэтому заранее прошу у них прощения за то, что пока не нашел их и не поговорил с ними.
А все-таки…В 2000 году я «нашел» правнука одного из ссыльных: Гасанханбека из Рутула. Абдулкафар Казибеков, сын Абумуслима, уроженец Рутула, по материнской стороны он, как, впрочем, и его жена Шекерханум — потомки Сурхай-хана (второго) Казикумухского. Проживает в городе Куба, в Азербайджане. Жизнерадостный, деловой, целеустремленный, отличный семьянин, знаток советской, российской, дагестанской и рутульской истории, тонкий юрист, мастер на все руки. В кладовой своей незаурядной памяти хранит историю своих ближних и дальних предков, гордится древней родословной. Его далекие предки по отцовской линии в начале исламизации Дагестана пришли из страны Шам(Сирии). Его отец носил имя первого мусульманского предводителя, принесшего в Дагестан ислам: Абумуслим.
Предки Абдулкафара обосновались здесь в 1 веке мусульманского летосчисления в числе первых арабов, занимались мусульманской миссионерской деятельностью, служили мусульманскими судьями, назначавшимися правителями или наместниками в города и провинции исламизируемого Дагестана, занимали ответственные посты в религиозной иерархии. Более ближние предки Абдулкафара породнились с рутульским обществом, заслужили почет и уважение среди местного населения.
Предприимчивый и энергичный работник земли Гасанханбек не был в числе бедствующих горцев. Держал сильное животноводческое хозяйство. Являлся одним из почетных управителей рутульского общества.
В городе Спасске вместе с присланной к нему семьей Гасанханбек жил в неблагоустроенном доме, в тяжелых материальных условиях. Вынужден был каким-то образом подрабатывать, занимался изготовлением овечьих тулупов, для чего приобретал на местном рынке овчинку.
Во время вот такой ценовой сделки Гасанханбека заметил один русский мужчина средних лет. Предложил поехать к себе домой, мол, у него дома овчинок много. На санях по заезженной снежной колее они проскользнули 15 верст и остановились у добротного дома. И едва вошли в него, как русский человек воскликнул: «Наташа, смотри, кого я привел. Это тот самый горец, а теперь мой кунак, который спас меня в самое тяжелое для меня время».
И тут постаревший Гасанханбек узнал в хозяине дома одного из трех больных русских офицеров, которых в свое время он приютил и выходил в своем доме. Русский оказал Гасанханбеку почет и уважение, и на следующий день поселил в своем доме его семью и держал до конца ссылки. Его дети здесь выучились русскому языку, начальной грамоте.
Об остальных ссыльных сотоварищах Гасана из Алкадара, надеюсь, у нас еще будет возможность подробно рассказать.
Годы, прошедшие в ссылке, не прошли даром. Дагестанские ссыльные, в том числе и высокочтимый Гасан, имели довольно свободное хождение в той местности, где проживали. Они общались с местными властями, простым людом, интересовались бытом и культурой населения местного края, где жили не только русские, но также татарские и другие мусульмане. Гасан и его товарищи много читали, занимались наукой. В частности, Гасан здесь многое переосмыслил, выучил хорошо русский язык, глубже вник в русскую культуру. Как потом делился с читателями Гасан Алкадари в своих воспоминаниях о ссылке, она, несмотря на лишения и невзгоды на чужбине, оказала благотворное влияние на развитие его мировоззрения.
После окончания ссылки все сосланные за пределы своей родной земли вернутся к своим очагам, продолжат выполнять свои обязанности добросовестного служения своему родному краю и его сынам и дочерям.
Крылатые слова, письма,
корреспонденции Алкадари
Аллах велик и славен.
Красноречивые слова достигают цели.
Если сведения эти окажутся смутными, а речь моя печальною, то не удивительно, ибо и меня судьба смутила и опечалила.
Каждый может дать лишь то, что имеет.
Страна, называемая Дагестаном, называется счастливым краем.
Предки здешних мусульман произошли от смешения и скрещивания групп, живших здесь издревле до прихода ислама, с арабами, пришедшим с исламом и с другими.
Шамиль-эфенди ввёл среди народа очень справедливые порядки, желанный строй и законченное политическое и гражданское управление.
Самая сдача Шамиля и подчинение России при вполне соответствовавших условиях была ещё одним доказательством его геройства.
В возникших здесь часто прегрешениях вроде насилий и восстаний считать виновными всех жителей будет несправедливо, так как большинство их некультурно и выбивается из колеи несколькими зачинщиками зла.
Хотя характеры и нравы дагестанских племён составившихся из многих разнообразных и взаимно противоположных классов и групп различны, всё-таки они характеризуются некоторыми хорошими качествами, такими, как храбрость, самолюбие, щедрость и уважение к гостям.
Гусейнов Генрих