Эксперты «Созвездия Флагманов образования» проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» провели лекции в рамках XII Всероссийского Форума для специалистов художественного образования «Достояние России. Искусство и Культура – детям», который проходит с 1 по 3 ноября в онлайн-формате. Участники экспертного сообщества провели секцию, посвященную лучшим практикам дополнительного образования. Проект «Флагманы образования» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование», проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
2 ноября в рамках секции «Флагманы образования: лучшие практики дополнительного образования» выступила эксперт сообщества «Созвездие Флагманов образования», заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №17 города Тюмени Ольга Еликова. На своем примере создания краеведческого музея в школе Ольга рассказала, как создать нескучный школьный музей. Эксперт выделила множество успешных приемов, которые помогают привлечь учащихся. Среди них – записи коротких видеороликов, созданных экскурсоводами-школьниками, в которых они рассказывают о самых необычных экспонатах музея. Также проводятся выезды с экспонатами быта XIX – XX веков и игра «Определи предназначение предмета», которая способствует знакомству учащихся с историческими предметами и их функциями. Кроме того, эксперт упомянула проект «Свидетели истории», в рамках которого проводятся интервью с родителями. Они делятся интересными фактами из своего детства и юности, а также рассказывают о старинных вещах, которые хранятся в их домах. Эти мероприятия не только обогащают школьный музей, но и делают его более интерактивным и увлекательным для учащихся.
«Для нас очень ценно предоставить возможность экспертам сообщества «Созвездие Флагманов образования» поделиться лучшими профессиональными практиками в рамках форума: рассказать о том, что школьный музей может быть нескучным, региональная история и культура захватывающей, а блоггерство — выступить инструментом воспитания патриотизма у детей. Мы верим, что обмен опытом и идеями не только обогащает образовательный процесс, но и вдохновляет коллег на внедрение инновационных подходов, способствующих развитию творческого мышления и критического восприятия у наших детей. Вместе мы можем создать пространство, в котором каждый ребенок почувствует себя частью великой русской истории и культуры, а также осознает свою роль в современном мире», – считает руководитель проекта «Флагманы образования» АНО «Россия – страна возможностей» Борис Соловьёв.
Другой эксперт «Созвездия Флагманов образования», учитель русского языка и литературы из Черемушкинской средней школы №1 Марина Якунина поделилась опытом реализации проекта «Сибирь – слияние культур», который представлен центральной библиотечной системой города Саяногорска Республики Хакасия. Проект, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, направлен на популяризацию местной литературы и развитие творческой одаренности школьников и студентов 5-9 классов. Одним из основных результатов данной инициативы стало создание литературной карты, которая помогает лучше узнать и оценить культурное наследие региона.
Опытом организации краеведческой деятельности через проекты для обучающихся 6-8 классов поделилась эксперт сообщества «Созвездие Флагманов образования», учитель истории и обществознания, педагог-организатор средней общеобразовательной школы №15 города Тюмени Елена Булычева. Она рассказала о важности вовлечения школьников в создание краеведческого контента, который включает в себя видеоролики, инфографики, настольные игры, квесты и викторины. Эти форматы работы помогают детям исследовать историю своих улиц, домов и культурного пространства города. Также обсуждалась организация краеведческой работы с детьми-мигрантами, что помогает интегрировать их в культурную среду.
Эксперт сообщества «Созвездие Флагманов образования», учитель английского языка средней общеобразовательной школы №12 города Махачкалы Аида Касумова поделилась опытом использования блоггерства как инструмента воспитания патриотизма у детей и сохранения их культурной идентичности через проект «Дербент – мой город». Она рассказала о том, как дети могут быть вовлечены в создание контента для блога о Дербенте, что оказалось эффективным способом погружения юных жителей в историю и культуру своего города. Современные технологии помогают раскрыть перед школьниками увлекательный мир традиций, архитектуры и быта Дербента.
В рамках форума была представлена региональная образовательная программа по краеведению для детей детсадовского возраста Псковской области под названием «Россия начинается здесь: пскововедение для дошкольников». Эксперт «Созвездия Флагманов образования», заведующий кафедрой дошкольного и начального образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования Ольга Дмитриева рассказала о целях и ценностях программы, а также о ее содержательных особенностях, которые способствуют раннему знакомству детей с родным краем и его историей.
Еще один эксперт «Созвездия Флагманов образования», заведующий учебно-методическим отделом Малой академии наук «Искатель» Республики Крым Руслан Макаров поделился опытом в области виртуальной реконструкции древних и средневековых городов Крыма. В своем выступлении он осветил современные возможности, которые позволяют привлечь молодое поколение к изучению истории и культуры родного края. Руслан подробно рассказал о применении виртуальной реконструкции как инновационного инструмента в образовательном процессе. Это решение помогает создавать интерактивные и увлекательные занятия, способствующие более глубокому пониманию исторических объектов. Участникам форума было представлено, как цифровые технологии влияют на изучение наследия Крыма и как такие подходы способствуют развитию критического мышления и творческих навыков у детей и подростков. Данный опыт ценен тем, что его применение в рамках дополнительных общеобразовательных программ открывает новые горизонты для учебного процесса и вовлечения молодежи в изучение исторического наследия.
«Созвездие Флагманов образования» – сообщество, способствующее профессиональной реализации и продвижению экспертного потенциала участников проекта в регионах страны. Региональные органы исполнительной власти в сфере образования и другие управленцы могут получить методическую, информационную и экспертную поддержку своих проектов и идей, а также найти профильных специалистов для мероприятий. Эксперты сообщества помогают в реализации федеральных и региональных проектов по различным направлениям: экономика и финансирование, государственная политика, лидерство и командообразование, проектная деятельность и управление на основе данных.
«Форум «Достояние России. Искусство и Культура – детям» – это всегда сообщество единомышленников, которые разделяют мнение, что доступ к художественному образованию имеет решающее значение для развития ребенка. Цель Форума—2024 – обмен опытом профессионалов лучшими практиками, методиками и программами по изучению народного искусства и сохранению культурных традиций, музыки, хореографии, театра, изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства, созданию образовательной среды, мотивирующей детей на изучение искусства, освоение художественных ремесел и прочее», – отметила президент Ассоциации участников рынка артиндустрии Ирина Егорова.
Проект «Флагманы образования» создает условия для выявления и поддержки наиболее талантливых мотивированных и целеустремленных педагогов и управленцев в сфере образования, а также студентов, предоставляя им доступ к возможностям для профессионального, карьерного и личностного развития.