Ворота в космос: порт Байконур строился под руководством выдающегося архитектора Албури Алхазова

Сегодня, 2 июня, по случаю юбилея основания космодрома Байконур, президент России Владимир Путин обратился с поздравлением к сотрудникам, ветеранам и строителям легендарного объекта.

Мало кто знает, что одним из создателей этого космического порта был наш земляк — советский архитектор и военный инженер, заслуженный архитектор РСФСР Албури Магомедович Алхазов.

Он родился 27 ноября 1910 года в селении Урахи Кайтаго-Табасаранского округа, ныне Сергокалинского района. С 1924 года он учился и воспитывался в интернате для горцев в городе Буйнакске. Затем он поступил в первый Дагестанский педагогический техникум.

В 1927–1930 годах он учился на рабфаке искусств в Москве, а затем поступил в Московский архитектурный институт, который окончил в 1935 году. С 1935 по 1937 год трудился в мастерской по проектированию зданий при МАРХИ в качестве помощника архитектора И. С. Николаева.

С 1937 года работал в проектной конторе НКВД. В 1941–1945 годах он служил в действующей армии, где занимал должность заместителя начальника дорожного отдела 40-й армии. После окончания войны вернулся к работе в проектной организации. После расформирования НКВД работал в проектных организациях при МВД и МО.

Албури Алхазов долгие годы был главным архитектором МВД СССР, а затем руководителем Центрального проектного института Минобороны СССР (ЦПИ-20). Под его руководством были построены многочисленные военные объекты по всей стране, в том числе на космодроме Байконур и военно-стратегические объекты в странах Варшавского договора. Он также проектировал и строил санаторно-курортные комплексы на Черноморском побережье (в Крыму, городах Абхазии) и в городах Кавказских Минеральных Вод. В 1936 году участвовал в разработке одного из вариантов генерального плана ВСХВ (ВДНХ).

Космодром Байконур. Фото: «РИА Новости».

На примере зданий, построенных в столице Дагестана по проектам Албури Алхазова, можно увидеть, как классические элементы античности и ренессанса гармонично сочетаются с деталями народного зодчества, подчеркивая уникальность этих сооружений.

Здание министерства внутренних дел в Махачкале представляет собой образец стиля «триумф», также известного как «сталинский ампир». Оно воплощает архитектурные формы, которые ассоциируются с достижениями социализма и отражают исторические реалии того времени.

Однако при более детальном изучении чертежей проектов здания (которых было несколько) становится ясно, что изначально на фасаде рядом с гербом СССР предполагалось разместить изображение человека в национальной дагестанской черкеске и бурке с одной стороны и фигуры советского солдата с другой. Это, вероятно, символизировало объединение Дагестана и России.

В качестве строительного материала на чертеже от 13 мая 1953 года указаны «белый акушинский известняк» и «камень из месторождения около аула Тарки».

Здание правительства Дагестана планировали семиэтажным со шпилем, но построили только три этажа без шпиля. Архитектор был недоволен. Добавили еще этаж.

Одной из наиболее ярких работ архитектора является комплекс зданий Московского государственного автомобильно-дорожного института (ГТУ) на Ленинградском проспекте, 64, который он спроектировал совместно с С. Е. Чернышевым и при участии инженера И. Оршанского. Также он спроектировал Лабораторный корпус МАДИ на Ленинградском проспекте, 64/2.

Албури Магомедович Алхазов был выдающимся общественным и государственным деятелем, заслуженным чекистом СССР, заслуженным работником МВД СССР, членом Союза архитекторов СССР, заслуженным архитектором РСФСР и заслуженным деятелем искусств ДАССР. В столице Дагестана, Махачкале, он спроектировал здания правительства РД, министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности, которые создают неповторимый ансамбль центральной площади города. По его проектам были созданы лучшие образцы городской скульптуры — памятники Гамзату Цадаса и Сулейману Стальскому.

Албури Алхазов умер в 1986 году и был похоронен на Митинском кладбище в Москве.

ИСТОЧНИК