Ацамаз Мисиков о трагедии в Беслане: «Это могла быть моя первая торжественная линейка»

В этом году исполняется 20 лет со дня теракта в Беслане. Во время торжественной линейки 1 сентября 2004 года террористы захватили заложников в школе №1 города Беслана. Более 1100 заложников три дня держали в тяжелых условиях. В результате теракта погибло 334 человека, из которых 186 детей.

На сегодняшний день в баскетбольном зале, где боевики держали заложников, расположился мемориальный комплекс. Здесь фотографии погибших педагогов, учеников и правоохранителей, боровшихся за их освобождение. Рядом со снимками поминальные венки и цветы. На баскетбольных кольцах развешены фигуры ангелочков, символизирующие невинных детей. На полу остались ямы от бомбежек. Тишину нарушает лишь крик стен, которые расписаны словами скорби от представителей разных городов и стран.

Нам удалось побеседовать с Ацамазом Мисиковым, которому на момент теракта было 7 лет. Он шел тогда в первый класс.

«Это должна была быть моя первая торжественная линейка. Мы только отрепетировали стихи и вышли. Неожиданно раздались выстрелы. Сразу никто не сориентировался. Просто думали, что кто-то балуется петардами. Я помню, как мама схватила меня за руку и побежала к одному из выходов, а оттуда уже стреляли террористы. Мы рванули ко второму выходу, но и там нас окружили», – вспоминает он.

Вместе с мамой Ириной Дзуцевой и братом Батразом они укрывались с остальными учениками в классах. Но там их нашли террористы и загнали всех в спортзал.

Глава семейства Казбек Мисиков на момент выстрелов сидел в машине, но зная, что там остались его жена и сыновья, не смог остаться в стороне и ринулся к ним. Находясь в заложниках, он сумел обезвредить некоторые из бомб, поскольку был сапером по образованию.

«Так как он знал систему, а тем более это были достаточно примитивные бомбы, он смог, имея опыт, обезвредить их. Позже эксперты доказали, что некоторые бомбы действительно не взорвались. То есть жертв могло быть больше. До сих пор многие приходят к моему отцу с благодарностью за то, что он предотвратил большее количество жертв», – поделился Ацамаз.

Стоит отметить, что заложники на протяжении трех дней оставались без воды и еды. Именно поэтому особый символ в мемориальном комплексе – сюда несут бутылки воды с открытыми крышками, раскладывают рядами на полу.

«Представьте в этом зале было более тысячи человек. Сейчас мне это тяжело осознавать: как столько людей поместилось в таком маленьком помещении? Без еды было не так страшно. Честно, после тех событий у меня был большой страх ходить в школу. Тяжелее всего было без воды. И у меня зародилось более трепетное отношение к воде. Я всегда носил с собой в рюкзаке бутылку. И даже сейчас я никогда не выкидываю воду, даже если остается совсем немного», – рассказал он.

Всем членам семьи Ацамаза Мисикова удалось выжить. При этом он до сих пор хранит память о своей классной руководительнице Гулемдан Хаджимухамедовне Ватаевой, которая погибла во время теракта.

«Мы называли ее Галина Хаджиевна, хотя по паспорту у нее было другое имя, потому что она сама была из Туркменистана. Память о ней я храню до сих пор. По поводу школы было и такое мнение: “Мы не хотим сохранять школу. Как мы будем жить здесь и видеть это?”. Но со временем, когда люди осознали масштаб трагедии, они поняли, что если бы школу снесли, то всё просто забылось бы. Этот мемориал стал напоминанием о том, что такое больше не должно повториться», – делится он.

Ацамаз Мисиков сообщил, что школа находится на этапе реконструкции. Нетронутым останется только баскетбольный зал, где держали заложников. Здесь планируется создать уникальный международный центр противодействия терроризму.

Источник: