Магомедали Магомедов — «Он был как скала»

94 года со дня рождения Председателя Государственного совета Республики Дагестан Магомедали Магомедова

Магомедали Магомедов — «Он был как скала»

Магомедали Магомедов руководил Дагестаном почти четверть века. Его не стало на 93-м году жизни. После его ухода многие констатировали: «Ушла эпоха». Почетный председатель Госсовета и Дедушка всей республики. Каким он был и каким войдет в историю?

«Он прожил великую жизнь, наполненную большими событиями»

Магомедали Магомедов руководил Дагестаном почти четверть века, на которые выпал, наверное, самый сложный период в новейшей истории Дагестана. Его уход из жизни назвали большой потерей многие: от первых лиц страны до простых дагестанцев.

В своей телеграмме президент России Владимир Путин выразил соболезнования главе Дагестана Сергею Меликову, родным и близким Магомедали Магомедова.

«Ушел из жизни Магомедали Магомедович Магомедов – выдающийся государственный и общественный деятель, верный сын Дагестана. Магомедали Магомедович искренне заботился о судьбе родного края, благополучии земляков, хорошо знал их проблемы и чаяния. В сложное время испытаний для Северного Кавказа и всей России проявил беспримерное мужество и твердость духа, внес большой личный вклад в укрепление мира и согласия в республике, сохранение территориальной целостности страны.
Мы навсегда запомним этого яркого, неординарного, наделенного несгибаемой волей человека – настоящего патриота и гражданина», – говорится в тексте телеграммы.

Соболезнования в связи со смертью Магомедали Магомедова выразила и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Председатель Совфеда назвала его уход невосполнимой потерей для Дагестана и России. По словам Матвиенко, он был мудрым руководителем, талантливым и многогранным человеком.

«Добрая память о созидательных делах и поступках Магомедали Магомедовича никогда не померкнет. Мы всегда будем чтить его как настоящего патриота, который до последнего дня оставался верен собственным принципам и идеалам», – отмечалось в телеграмме, направленной на имя Сергея Меликова.
Глава Дагестана также выразил свои соболезнования, назвав Магомедали Магомедова мудрым и отзывчивым человеком, патриотом Дагестана и России.

«Планировал в ближайшее время навестить Магомедали Магомедовича, но, к сожалению, не успел. Каждый разговор с ним – это урок жизни, Магомедали Магомедович всегда делился своим опытом и подсказывал, как лучше поступить в той или иной ситуации. Дагестанцы всегда с уважением относились к нему, помня, что именно его дальновидность и любовь к родине в самые сложные времена помогли сохранить мир в Дагестане и целостность нашей страны», – говорилось в заявлении Меликова.

5 декабря в республике был объявлен днем траура. На траурном митинге, состоявшемся в день похорон Магомедали Магомедова в его родном селе Леваши, председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов назвал Почетного председателя Госсовета Дагестана легендарной личностью.

«Всю свою жизнь он был государственником. Это человек, который в самые тяжелые минуты для Дагестана, когда на кону стояло будущее республики, взял на себя ответственность и сохранил Дагестан, наше российское государство. Нам, молодым, есть чему учиться у Магомедали Магомедовича. Каждая встреча с ним – это урок мудрости», – сказал премьер Дагестана.

Заместитель руководителя администрации президента России, сын Магомедали Магомедова Магомедсалам Магомедов поблагодарил земляков, коллег и друзей за то, что разделили с его семьей это горе: «Каждому Всевышний Аллах отмерил свой срок. Отец прожил достойную жизнь. Я думал, он будет всегда. Он такой… мощный, сильный, могучий человек был. Он был как скала. Как гора. И ты всегда был уверен. И я, и брат Магомед, даже когда уже сами стали седовласыми, у нас есть внуки, пока он жил, чувствовали себя детьми.
С самого детства и до этих дней мы знали, что есть человек, отец, который подскажет, поможет, возьмет за руку и, если ты ошибся и перепутал дорогу, выведет тебя на правильный путь.
Он был и строгий, где надо, он был и добрый. Он был требовательный, но он был и заботливый. Он любил, он учил честности и справедливости. Учил не только мудрыми словами, которых у него тоже было много, но учил в первую очередь своей жизнью, своими поступками, своими действиями. Это был настоящий отец».

«Он прожил великую жизнь, наполненную большими событиями», – сказал Магомедсалам Магомедов о жизненном пути своего отца.

«Ему часто приходилось выбирать наименьшее из зол»

Политолог, публицист, бывший пресс-секретарь президента Дагестана и министр по национальной политике, информации и внешним связям республики Эдуард Уразаев, с 1998 года занимавший должность пресс-секретаря председателя Госсовета и руководителя пресс-центра администрации председателя Госсовета и Правительства Дагестана, рассказывает о Магомедали Магомедове как о требовательном, но справедливом руководителе.

«Справедливость его выражалась в основном в разного рода поощрениях, материальной поддержке в трудных ситуациях, продвижении по службе. Магомедали Магомедович придерживался коллегиальных методов управления, хотя его личный авторитет сказывался при принятии решений. Он бережно относился к членам своей команды, а при принятии кадровых решений оговаривал условия совместной работы назначаемого министра или чиновника другого уровня», – вспоминает Уразаев.

«Отставки же в течение срока полномочий министра происходили редко, но после очередных выборов Госсовета РД состав правительства значительно обновлялся. При этом он старался сделать это максимально корректно по отношению к бывшим руководителям. Понятно, что в условиях зачастую открытого противостояния его команде различных политиков и лидеров политических группировок ему приходилось находить компромиссные решения по кадровым вопросам, которые многим не нравились. Но в сложных общественно-политических условиях начала 90-х годов прошлого века и в 2000-х годах ему приходилось часто выбирать «наименьшее из зол».
Когда «крутые» оппоненты обвиняли его в клановости, он, сетуя, напоминал, что при нем его сыновья не занимают каких-либо государственных или муниципальных должностей, хотя могли бы достойно работать.

Среднее и старшее поколение помнит Магомедали Магомедова в основном по трагическим событиям, связанным с захватом больницы в Кизляре бандой Радуева в 1996 году, захватом сторонниками лидеров национальных движений Дома Правительства в 1998 году и нападением на Дагестан террористов в 1999 году. Именно в этих сложных ситуациях он проявил себя как мужественный человек и мудрый руководитель, сумевший повернуть ход событий в наиболее безопасное русло», – отметил политолог.

«В тени же остаются его усилия по урегулированию противостояния национальных движений в начале 90-х годов, организации борьбы с бандитизмом, терроризмом и экстремизмом, сохранению социально-экономической стабильности в республике.

Всё это происходило в условиях ослабленной центральной власти, мизерного по нынешним меркам республиканского бюджета, острой политической борьбы на федеральном уровне и в Дагестане. Тогда большинство аналитиков предсказывали Дагестану масштабные межнациональные и межконфессиональные конфликты, но их удалось избежать во многом благодаря личности Магомедали Магомедова. В то же время множество обстоятельств, объективных причин и противоборство с криминально-политическими группировками не могли не сопровождаться негативными оценками некоторых сторон его деятельности. В основном это касается кадровых решений. Но обвинения либо явно преувеличены, либо не доказаны. Надо учесть, что в плане борьбы с коррупцией, получившей распространение по всей стране, многое зависело от работы правоохранительных органов, которые входят в систему федеральной власти.
Руководители государства понимали трудности управления одним из самых сложных для управления регионов России, и поэтому Магомедали Магомедов был удостоен самых высоких наград. Но он пользовался уважением подавляющего числа дагестанцев и поэтому уже занял достойное место в истории Дагестана и России», – резюмировал политолог.

«Он был человеком, который верил в людей»

Экс-госсекретарь Дагестана, руководитель Дагестанского кадрового центра администрации Главы и Правительства РД Такибат Махмудова, проработавшая в Госсовете двенадцать лет сначала в должности советника, а затем, в течение десяти лет (с 1996 по 2006 гг.) – на посту зампреда, вспоминает о Магомедали Магомедове как об уникальном руководителе, смелом, справедливом, умеющем находить правильные решения в кризисных ситуациях.

«О Магомедали Магомедовиче можно говорить очень долго. Как человек и руководитель он был уникален во всем. Он никогда публично не критиковал подчиненных. На заседаниях Госсовета он мог сделать замечание, но никогда не допускал грубость, не переходил на личности, не опускался до оскорблений. Даже сделав подчиненному замечание в эмоциональной форме в узком кругу у себя в кабинете, он потом мог позвонить и как-то смягчить допущенную эмоциональность», – рассказывает наша собеседница.
«В вопросах, касающихся безопасности и территориальной целостности республики и страны, он не допускал компромисса, но допускал его во всем остальном, например, при разрешении межнациональных конфликтов – здесь он всегда находил компромисс и принимал правильные решения.

Он был большой человеколюб. Очень любил простых людей и всегда говорил: «Мы должны служить простому человеку». Не пропускал ни одно соболезнование. Собирал всю команду и ехал даже в самые отдаленные районы республики, чтобы выразить сочувствие семье, морально и материально поддержать.

Он был большой государственник. Наверное, ни один руководитель региона не мог позволить себе тон, с которым Магомедали Магомедович говорил с Борисом Ельциным во время вторжения в республику боевиков в 1999 году, когда он, ударив кулаком по столу, спрашивал, почему нет необходимой поддержки, и был вынужден на следующий день, на заседании Госсовета, объявить всеобщую мобилизацию в республике.

Когда речь шла об интересах республики и страны, он не позволял себе ошибок. Несмотря на волевой характер, Магомедали Магомедов, возглавляя Госсовет, всегда прислушивался к мнению остальных членов совета, –отмечает Такибат Махмудова, – не выносил на обсуждение вопрос, не согласовав его со всеми членами совета. Поэтому у нас фактически не бывало разногласий. Ни одного решения не принималось кулуарно, отдельно с кем-то, для кого-то, под кого-то…».

Вспоминая эпизод с захватом здания Госсовета в мае 1998 года и решение Магомедали Магомедова пойти на переговоры в захваченное здание, Такибат Махмудова отмечает, что принятое им решение оказалось правильным: «В тот день мы все были в здании правительства. Не хочу говорить высокопарных слов, но я даже думала, что зайду к нему в кабинет и буду там сидеть. Так получилось, что в последний момент, когда захватчики ворвались в здание и уже поднимались на третий этаж, были те, кто чуть ли не вытолкнул нас из здания. Когда прилетел Магомедали Магомедович, рассказывали, что ему советовали остаться в Каспийске, но решение нужно было принимать безотлагательно, и он его принял.

В тот момент проявилось его личное качество – мужество. Он был человеком, который верил в людей, верил в народ, он был уверен, что никто ничего с ним не сделает. И уже находясь в своем кабинете среди этих одиозных людей, многих из которых уже нет в живых, он и принимал эти решения. И они в итоге оказались единственно правильными.
О его поступках уже много сказано, написано в книгах, снято в документальных фильмах. Я считаю, что со временем он превратится в легенду, потому что он и был человеком-легендой».

Что останется главным в наследии Магомедали Магомедова, какие его поступки и дела будут вспоминать спустя годы? Такибат Махмудова считает, что самой главной его заслугой останется создание Госсовета и то, что он уравнял 14 титульных народов республики.

«Он был большим интернационалистом. При нем фактически впервые в республике малочисленные народы были приравнены к крупным этносам, войдя в состав Государственного совета. Это была его инициатива. Госсовет был уникальным органом государственной власти, в котором присутствовали представители всех национальностей на равных правах, и в Конституции республики это было отражено. Агульцы, рутульцы, цахуры впервые почувствовали, что в республике они есть. Но при этом вопросы в Госсовете решались в интересах всех народов, а не отдельно взятых», – подчеркивает зампред Госсовета.

Помимо создания органа управления, основанного на принципах равенства и коллегиальности, Такибат Махмудова называет и другие важные решения и поступки Магомедали Магомедова, которые останутся в истории:

«Он запомнится проявленным им мужеством при захвате здания правительства, при захвате заложников в Кизляре. Он шагал впереди всех и нас на это настраивал.
Он сохранил целостность нашей республики. И то, что Дагестан не объявил о суверенитете во время Первой чеченской, является его заслугой.
Благодаря его усилиям национальные движения, набравшие силу в 90-е годы, сошли на нет. Многие отказались от националистических идей осознанно, поняв, к чему это ведет – он умел убеждать людей».

Источник