80 лет освобождению от фашистских оккупантов Крымских городов Ялта и Алупка

Памятные даты военной истории

80 лет назад Советская армия освободила от немецкого ига города Крымского полуострова

                                                                                        

16 апреля 1944 года:
— Освобождены города Ялта и Алупка.
— Войска Отдельной приморской армии заняли более 40 населенных пунктов.
— К югу от Тирасполя наши войска овладели селами Урсоя, Кицкань, Копанка.
— В Черном море потоплены четыре самоходные баржи с пехотой противника. Несколько вражеских кораблей получили серьезные повреждения.

Красная Армия и советские органы власти покинули Ялту 8 ноября 1941 года. Оккупанты создали гетто, в которое согнали всё еврейское население города — 4,5 тысячи человек. К 18 декабря 1941 все евреи расстреляны в районе Массандры. За 2,5 года нацисты расстреляли и замучили тысячи ялтинцев.

Целью Крымской наступательной операции было освобождение полуострова — важного стратегического плацдарма на Черноморском побережье. К середине апреля 1944-го захватчиков уже выгнали из Армянска, Керчи, Феодосии, Симферополя, Бахчисарая и Алушты.

С горы Ай-Петри к Ялте спустился первый батальон 777-го полка 227-й Темрюкской стрелковой дивизии под командованием полковника Георгия Преображенского.

А со стороны поселка Никита в город вошли отряды 383-й дивизии под командованием генерал-майора Вениамина Горбачева, Второй гвардейской Таманской стрелковой дивизии под руководством полковника Никиты Самохвалова, 339-й стрелковой дивизии под командованием полковника Гавриила Василенко и партизаны Седьмой бригады Южного соединения. Также Южный берег освобождал 10-й Ялтинский партизанский отряд.

К исходу 16 апреля Отдельная Приморская армия вышла к укреплённым позициям фашистов под Севастополем.

Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин своим приказом объявил благодарность войскам, которые участвовали в освобождении Ялты. В Москве дали салют 12-ю артиллерийскими залпами из 124 орудий.

Несмотря на повальный террор, уже в день оккупации гитлеровцы приехали на «Массандровый винный комбинат». Старший офицер приказал всем работникам в срочном порядке собраться возле проходной. Собравшимся людям, запуганным до смерти, нацистский командир заявил, что отныне они обязаны работать под его руководством до назначения гражданского немецкого администратора, а нарушители трудового распорядка и люди, уличённые в воровстве, будут немедленно расстреляны.

После этих слов немец немедля вывел из строя одного из работников, некого Мустафу Абдарманова. На свою беду Мустафа взял раздаваемые даром перед эвакуацией коллекционного фонда две бутылки вина. Гитлеровец достал пистолет и отвёл работника за угол заводского клуба, но выстрела не последовало. Офицер заявил, что решил на первый раз отложить исполнение приговора.

Вскоре немецкого офицера сменил формально гражданский администратор – австрийский винодел Гегель. Несмотря на «гражданский» статус администратора, Гегель придерживался на комбинате всё тех же нацистско-гестаповских методов: неявка на работу – смерть, саботирование – смерть, опоздание или ненадлежащие исполнение обязанностей – смерть или отправка в концентрационный лагерь. Именно благодаря этим кровожадным мерам Гегелю даже удалось выпустить две партии вин – сезона 42-го и 43-го годов.

При этом стоит отметить, что, несмотря на беспредельное национальное чванство немцев того времени и европейскую гордыню извечных «цивилизаторов», прибывший в Массандру Гегель с удивлением обнаружил, что ему, виноделу Европы, модернизировать, усовершенствовать или менять банально нечего. Технологический процесс был идеален и без его европейского опыта, поэтому немецкий администратор не стал вносить никаких корректив, и имел только функцию надзирателя. Правда, стоит отметить, что Гегель всё же не перенёс весь опыт ялтинского гестапо в Массандру – уж очень нацистам хотелось вина.
И опять-таки гитлеровцам не терпелось продемонстрировать всей коленопреклоненной Европе, как новые земли будут работать на рейх. Естественно, таким показательным примером и должно было стать изысканное массандровское вино. Несмотря на драконовскую политику в отношении местного населения, крымчане отнюдь не желали трудиться на «новую Европу». Поэтому виноград на комбинат сдавали крайне неохотно. Вскоре немцам даже пришлось установить закупочные цены, которые были выше расценок при советской власти. Но и это помогало слабо. В итоге в 1943-м, как говорится, «под страхом», местное население было обязано сдавать немцам весь урожай винограда, что привело к интересному эффекту. Множество виноградников были намеренно заброшены, чтобы избежать участи сырьевого придатка нацистов.

Освобождение Ялты и Массандры
Утром 8 апреля после артиллерийской подготовки в наступление перешли войска 4-го Украинского фронта в районе Армянска на севере Крымского полуострова, и вскоре завязались бои на Перекопском перешейке, где немцы организовали оборону. А в ночь с 10-го на 11-ое апреля войска Приморской армии начали наступление с востока Крыма в районе Керчи. Уже к шести часам утра будущий город-герой Керчь был полностью освобождён от оккупантов, а наступление продолжилось.

День за днём наши войска освобождали один город за другим. К 16-му апреля освободители подошли к Ялте. Следует отметить, что в апреле крымские партизаны открыли настоящую охоту на полицаев, также планы немцев срывались многочисленными партизанскими диверсионными операциями, которые в конце концов обернулись настоящими боями ещё до прихода армии. Всё это обозлило оккупантов, не способных ни контролировать территорию, ни дать отпор партизанам и наступающим советским войскам. Поэтому мирные жители с начала апреля и вплоть до освобождения Ялты боялись показаться на улице, чтобы не стать случайной жертвой оскотинившегося нациста.

Советские солдаты в Ялте 

Таким образом, немцы бежали из Ялты в основном под напором партизан, а ялтинцы всё ещё не верили в долгожданное освобождение. Советские бойцы Приморской армии входили в «пустой» город. Со стороны Ай-Петри, что северо-западнее Ялты, в город вошёл первый батальон 777-го полка 277-й Темрюкской стрелковой дивизии. С востока от посёлка Никита в Ялту зашли бойцы 383-й дивизии, 2-й гвардейской Таманской стрелковой дивизии, 339-й стрелковой дивизии в содействии с партизанами 7-й бригады Южного соединения крымских партизан. О последних стоит упомянуть отдельно, ведь именно они спасли многие инфраструктурные объекты Ялты и жемчужину этих мест – Массандру.

Отступающие немцы при всех современных россказнях о цивилизованности планировали ликвидировать всю возможную инфраструктуру Ялты, то есть объекты, представляющие культурную, историческую промышленную ценность. Даже знаменитый Ливадийский дворец и Массандровские винные подвалы подлежали подрыву по плану нацистов. Работники Массандры, поняв намерения немцев, за некоторое время до прихода партизанских отрядов и сил регулярной армии закрыли крепкие двери винподвалов и прочих объектов комбината и скрылись, надеясь, что у нацистов просто не хватит времени вскрыть подвалы и заминировать здания.

 

Но центральную роль в спасении Массандры сыграл Леонид Вихман и его партизаны боевой группы 7-го отряда. Леонид родился в июне 1919-го года в белорусском Гомеле в еврейской семье, однако школу заканчивал будущий герой уже в Джанкое. В ряды РККА Леонида призвали в Москве, судя по опубликованным наградным документам, а в 1941-м году Вихман закончил Каспийское высшее военно-морское училище.

В том же многострадальном 1941-м новоиспечённый лейтенант был участником кровопролитной обороны Севастополя в составе бригады морской пехоты. После падения города Леониду удалось прорваться в лес и вступить в ряды 3-го партизанского района под командованием Георгия Северского. Всего таких районов на октябрь 1941-го было пять.

После множества боёв и удачных диверсий Леонида Вихмана оценили по достоинству, и в конце октября 1942-го он уже был назначен командиром крупного партизанского отряда. Был известен как большой знаток манёвра. Он активно использовал отвлекающий приём для выманивания противника. За успехи в боях 24 октября 42-го Леонид был награждён Орденом Красного Знамени.

Таким образом, ко времени освобождения Ялты Леонид Вихман был уже очень опытным командиром, отлично знающим местность. На рассвете 15 апреля 1944-го года 7-я бригада Южного соединения партизан Крыма под командованием Вихмана перешла в самое настоящее наступление на оставшиеся в Ялте подразделения нацистов. Одной из задач, которые пришлось решать во время боя, было спасение важных объектов региона.

Спешно отступающие немецкие войска не смогли провести подрыв запланированных к ликвидации объектов, поэтому в последние дни оккупации, уже в атмосфере хаоса, нацистское командование послало несколько отрядов подрывников. Часть из них должна была взорвать Ливадийский дворец, другой части в качестве цели отводился порт, а третьи обязаны были подорвать объекты Массандры. 7-я бригада Вихмана смогла оперативно отрезать эти немецкие отряды от указанных целей и уничтожить. Знаменитые массандровские подвалы были спасены для будущих поколений.

Конечно, Массандра весьма серьёзно пострадала от обстрелов и бомбардировок, но всё же сохранилась. 16 апреля 1944-го года в Ялте бойцы Приморской армии встретились с первыми освободителями города – партизанами Крыма. Город медленно отходил от нацистского кошмара, лишь после радостных возгласов местных партизан и солдат люди потихоньку стали показываться на улицах.

По материалам и с использованием фотографий с сайтов :

  • Министерство обороны Российской Федерации (encyclopedia.mil.ru)
  • Федеральный портал Истории России (histrf.ru)
  • Военное обозрение (topwar.ru)
  • «Календарь Истории» https://tunnel.ru
    https://www.pnp.ru/social/yaltu-izbavili-ot-gitlerovcev-75-let-nazad.html?ysclid=luv767qjh2981699693

Источник