История одного дагестанского села и его традиций начинается с названия горы, у подножия которой оно развернулось
«Кабала беса» — по-тиндински Адалло-Шухгэль-меэр, которая величественными ледниками застыла на непроходимом Богосском горном массиве. Другой перевод отражает ту же отчужденность от всего мира — «Гора, куда не ступит нога человека». Несмотря на все легенды, жители села Тинди дружелюбны не только друг к другу, путешественникам, но и ко всем временам года. После тяжелой горной зимы, они, как и многие другие жители высокогорья, ждут теплой весны.
Смена времени года у тиндинцев Дагестана происходит абсолютно уникально. Праздник Кьаба нигде не повторяется. Куда уходят корни традиционного гуляния –определить сложно до сих пор, но из года в год молодое поколение под чутким присмотром старших соблюдает все традиции. Обряд встречи весны начинается через 40 дней после начала зимы. По местным расчетам суровый период несколько отличается от календарного: он длится с конца декабря по конец марта. И, по преданиям, именно Кьяба должна гарантировать смену сезона. Как только на полях заметили нежные, только проклюнувшиеся росточки пшеницы – значит пора. Именно эта злаковая культура по преданиям старожилов несет в себе счастье, благость и плодородие.
В назначенный день селяне издревле начинали готовить напиток из меда, ставили «общий котел», куда сносили муку, сыр или мясо. Свежевыпеченный хлеб употребляли вместе с разными угощеньями, но главное действо было связано со свадьбой. Невестой Кьаба становилась бедная женщина, обычно овдовевшая. Именно за ней отправлялся свадебный караван, который по дороге должен был отдать выкуп в виде еды и напитков. После определенной дани дорога освобождалась и больше не перекрывалась. Приданное «невесты» собиралось всем селом, несли постельные и кухонные принадлежности, одежду. В центре села разворачивалось настоящее народное веселье в честь пробуждения природы и прохождения пика зимы. До глубокой ночи в центре внимания была невеста, которую продолжали щедро одаривать.
Национальная культура дагестанцев бережно хранит тиндинскую свадьбу до сих пор. Сейчас сельский праздник –это уже история не про смену времени года, а про сплоченность, уважение к старшим, щедрость и важность сохранения национальных традиций. В наши дни на Кьябу приглашают представителей власти, которые с большим уважением принимают участие в празднике, примеряя национальные платья, шаровары, красный пояс, чухто с монетами и кольцами.