Сегодня, 14 ноября, глава Дагестана Сергей Меликов провел совещание по развитию транспортного комплекса региона.
В том числе были обсуждены вопросы развития многосторонних автомобильных пунктов пропуска, дорожной инфраструктуры, логистических площадок, системы автозаправочных комплексов в республике.
«Активно развивается коридор «Север-Юг». Дагестан становится его важнейшей частью по автомобильному, железнодорожному и морскому сообщению. На сегодня препятствием для активной эксплуатации дорог, проходящих по коридору, является в том числе отсутствие придорожной инфраструктуры и современных заправочных комплексов», – открыл мероприятие глава республики.
Сергей Меликов подчеркнул, что отсутствие современных транспортно-логистических центров сдерживает развитие транспортного потенциала региона.
Руководитель республики напомнил – масштабная модернизация транспортной инфраструктуры в регионе продолжается. В том числе это касается расширения участков федеральной трассы Р-217, строительства дорог в объезд Махачкалы, Дербента, Хасавюрта, новой подъездной дороги к Махачкалинскому морскому торговому порту.
«В Дагестане отсутствуют крупные транспортно-логистические центры, предлагающие площади экспедиторским и транспортным компаниям. Это не позволяет осуществлять таможенные и другие услуги, в том числе по организации отдыха, питания и ремонта автотранспорта. Кроме того, наши дагестанские производители не могут вывезти, перегрузить производимую продукцию для последующей реализации», – отметил глава республики.
В настоящее время подготовлен проект концепции современных транспортно-логистических центров. Предполагается, что они расположатся в восьми локациях в разных частях республики вдоль федеральной трассы.
О развитии многосторонних автомобильных пунктов пропуска на Российско-Азербайджанской Государственной границе проинформировал вице-премьер Дагестана Ризван Газимагомедов.
Всего на границе пять международных пунктов пропуска, которые располагаются в Магарамкентском районе. В том числе это четыре автомобильных – «Яраг-Казмаляр», «Гарах», «Ново-Филя» и «Тагиркент-Казмаляр».
На сегодняшний день пропускная способность «Яраг-Казмаляра» составляет 500 единиц в сутки. Его реконструкция проводится в 2 этапа, ввод объекта в эксплуатацию планируется до конца этого года.
По окончании работ показатели пропускной способности пункта будут увеличены почти в 3 раза и составят 1400 ед. в сутки, в том числе грузовых – 630. После реконструкции там планируется запустить 22 полосы движения.
Многосторонний автомобильный пункт пропуска «Яраг-Казмаляр» является наиболее популярным на границе с Азербайджаном и имеет особенное значение, поскольку входит в международный транспортный коридор «Север-Юг».
Второй по значимости международный пункт пропуска – «Тагиркент-Казмаляр», пропускная способность которого – до 200 автомобилей в сутки. На сегодняшний день здесь функционируют 6 полос движения: 3 – на въезд в Россию, 3 – на выезд из РФ.
Планируется реконструкция этого пункта, идет подготовка проектно-сметной документации, реализация которой планируется завершить до конца 2027 года. Это позволит увеличить пропускную способность до 2 360 транспортных средств в сутки, в том числе 1100 грузовых автомобилей.
Еще один многофункциональный автомобильный пункт пропуска – «Ново-Филя». В настоящее время там ведутся проектные работы по его реконструкции. После завершения реконструкции пропускная мощность составит 1020 транспортных средств в сутки. При этом предполагается использовать пункт для пропуска до 4 тысяч физических лиц в сутки, которые передвигаются автотранспортом. Завершить модернизацию планируется в 2027 году.
Реконструкция пункта пропуска дневного функционирования «Гарах» завершается уже в этом году. Строительно-монтажные работы выполнены, поставка оборудования произведена. В полном объеме он будет запущен через год.
В целом, по словам Ризвана Газимагомедова, к 2028 году пропускная способность автомобильных пунктов будет увеличена почти в семь раз.
Проектно-изыскательные работы начаты также по реконструкции железнодорожного пункта пропуска «Дербент» (Самур-II). Его модернизацию планируется провести в два этапа до 2028 года. В результате ожидается значительное увеличение объема грузоперевозок, количество приемо-отправочных путей вырастет втрое, грузооборот составит 20 млн тонн к 2028 году.
Как было отмечено на совещании, в связи с ростом интенсивности движения грузового транспорта и автопоездов международного следования большое значение приобретает развитие автодорожной инфраструктуры и логистических центров на федеральных дорогах.
В настоящее время с учетом грузопотоков и структуры спроса сформированы предложения по комплексному плану развития объектов придорожного сервиса. Определены восемь локаций для размещения логистических центров, два из которых индустриально-транспортной направленности. Также определен примерный перечень объектов и их расположение, технико-экономические показатели, визуализация типового транспортно-логистического центра, а также концепция их развития.
Центры планируется разместить с севера на юг вблизи таких населенных пунктов, как Кочубей, Тарумовка, Богатыревка, Тюбе, Загородный, Манас, Авадан, Яраг – Казмаляр. Эти площадки подобраны с учетом грузообразующих зон, наличия инженерной инфраструктуры, связи и трудовых ресурсов.
Согласно проекту, на территории центров будут располагаться: гостиничный комплекс, холодильный терминал, торгово-офисный центр, розничный сельхозрынок, фруктово-овощной склад.
После завершения формирования земельных участков, отметил Ризван Газимагомедов, республика приступит к детальной проработке вопросов подведения инженерной инфраструктуры, заключения инвестиционных соглашений, подготовки проектно-сметной документации.
Вместе с тем уже сейчас проведены переговоры с потенциальными инвесторами, а также с органами исполнительной власти ряда субъектов, заинтересованными в совместном развитии инфраструктуры Дагестана по маршруту МТК «Север-Юг».
Как заявил руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям РД Гусейн Гусейнов, в настоящее время заинтересованность со стороны бизнес-сообщества к данному направлению есть. Однако потенциальный инвестор готов вкладывать финансовые средства в проекты только при условии устранения всех обременений с земельных участков.
«Нам нельзя останавливаться. В следующем году работу в этом направлении нужно эффективно продвигать, изучив и используя опыт других субъектов. В соседних регионах, проезжая по федеральной трассе, мы не увидим свободного неблагоустроенного места. Зоны отдыха переходят в логистические центры, логистические центры в зеленые зоны. Нам тоже надо изменить наконец отношение к придорожной инфраструктуре», – прокомментировал глава региона.
Еще один вопрос, обсужденный на совещании, касался развития системы автозаправочных комплексов на федеральных автодорогах.
Как сообщил первый вице-премьер региона Манвел Мажонц, в ближайшие три года компания «Газпром» планирует построить в Дагестане не менее 6 автозаправочных комплексов и 5 газонаполнительных станций.
«Правительством республики подобраны земельные участки для строительства комплексов вдоль федеральных дорог.
На данный момент компания рассматривает коммерческую привлекательность представленных территорий. Вместе с тем продолжается взаимодействие со структурами ПАО «Газпром» по подбору новых локаций», – сказал первый зампред правительства.
Дополнил вопрос заместитель Председателя Правительства РД-министр по земельным и имущественным отношениям РД Заур Эминов. По итогам главам муниципалитетов было рекомендовано внести изменения в схемы территориального планирования районов, утвердив определенные под строительство комплексов участки в качестве промышленных зон.
«Сегодня наши заправочные станции не могут удовлетворять никого. Ни уровень сервиса, ни качество топлива, ни ценообразование. Мы эти вопросы обсуждали с вице-премьером страны Александром Новаком. Республике нужны серьезные, крупные представители этой отрасли. Я хочу, чтобы в Дагестане был чистый, качественный бензин и современные условия на АЗС. Для этого нужны земельные участки. Мы готовы рассматривать пожелания частников при создании многофункциональных зон. Те, кто является владельцами земельных участников, будут рассмотрены как потенциальные резиденты, которые могут войти в инвестпроект со своим бизнесом», – сказал Сергей Меликов.