Автор Амирхан Межитов, исполнительный секретарь Ногайского местного отделения ВВП «Единая Россия», председатель Ногайского отделения Русского географического общества РФ.
Гибель человека всегда трагедия, и особенно трагична, когда она наступает в результате чьей-то бестолковости, необузданности желания «покрасоваться» перед публикой. Не утешить словами тех, кто страдает от потери близких после недавнего ДТП, вызвавшее эмоциональную реакцию главы Дагестана Сергея Алимовича Меликова.
Его риторический вопрос: «Разве я один могу объяснить каждому…?» можно было бы адресовать к тем, кто в настоящее время наделен властными полномочиями, кто по долгу службы должен реагировать на отклонения от нормы жизни, кто формирует управленческую элиту вопреки нравственным критериям, без учета профессиональных качеств и.т.д.
Но это было бы слишком просто и, я бы сказал, даже мелковато. Сергей Алимович, в данном случае обратился, минуя класс бюрократии, к дагестанскому джамаату, и поднимает проблему более глубинную. Эмоциональность данного обращения связана, прежде всего, с беспокойством от угрозы потерять цивилизационный код народа. А с этой проблемой чиновничеству не справиться, что очень хорошо понимает руководитель Республики. Он понимает, что оздоровление общества возможно на основе традиционных народных ценностей, корнями которых и питается цивилизованность народа.
Тут невольно задаешься вопросом, а что же случилось с нами, дагестанцами? Ведь Дагестан всегда славился народной мудростью и умением находить путь к решению сложнейших проблем. Многонациональная Республика, никогда не знавшая конфликтов на почве национальных или религиозных различий, отвергнувшая в 90-е навязываемый извне религиозный экстремизм, подставивший свое плечо российской армии в борьбе против международного терроризма и сегодня сможет воспрять духом.
Идеи сплоченности, ценностное измерение «семья», уважение к памяти предков, связь поколений, свойственные дагестанцам, надеюсь, не исчерпали свои созидательные возможности. Однако, в последнее время разрушительное влияние «европеизации» в сфере культуры в Дагестане все же оставило «семена для ростков» западной культуры, что во многом является причиной разложения некоторой части молодежи.
Противопоставить этому, пожалуй, мы можем, оживив более грамотно народные традиции воспитания и народной педагогики, соединив с новаторскими идеями советской школы 80-х.
На Кавказе еще есть понимание необходимости этнокультурного возрождения и вопреки мнениям, что в современных условиях народная педагогика малоэффективна, обращение к духовным народным и исламским ценностям дают весьма положительные результаты. И то, что наши сыновья, немалая часть дагестанской молодежи, выполняя боевые задачи СВО, воспитаны в духе патриотизма и защиту семьи, Родины, традиционных ценностей воспринимают в равной степени, есть ярчайшее свидетельство этого.
Жизненная практика наглядно демонстрирует эффективность педагогических возможностей ислама в качестве духовной основы народной педагогики. В тоже время, со стороны светской школы наблюдается некоторая однобокость, отдавшая на откуп духовное воспитание служителям культа, что чревато однобокостью уже со стороны последних.
Профессиональному педагогическому сообществу пора бы осознать, что в исламской педагогической доктрине ключевые положения формирования личности совершенно не противоречат светскому пониманию воспитания гармоничной личности.
А отдельные положения народной педагогики мусульманских этносов, в свете современного мировосприятия и вовсе сложно отнести сугубо лишь к религиозным трактовкам. Вот, например, концепция жизненной необходимости и бого-угодности неустанной работы человека над самосовершенствованием, приобретением знаний, физическим и духовным развитием. Что касается бережного и рачительного отношения к природе, то Ислам даже более обязывает человека и общество, в отличие человека технократического общества.
Сергей Меликов в своем обращении подчеркивает, что здесь мы сталкиваемся с проблемой мировоззренческой, призывая «следовать законам страны и предписаниям Всевышнего».
О предписаниях Всевышнего, содержащихся в Коране ливанский алим Фатхи Якан очень ёмко сказал: «Ислам – всестороннее учение, содержащее в себе организацию отношения индивидуума к самому себе, к своей семье, обществу и экологической среде, в нем четко разъясняются нормы и правила, на которых базируются организационные формы и законы, определяющие движение общества и людей в соответствии со взглядами Ислама на мир, человека и жизнь».
Разумеется, затронутая Сергеем Алимовичем тема неисчерпаема и в рамках статьи можно лишь только обозначить, что важно обращение главы Республики услышать и не сидеть сложа рук.