В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, 2023 год Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника.
«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год – год 200 -летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского – будет посвящён в нашей стране педагогам и наставникам. Будет Год учителя, Год педагога… . Именно педагог, учитель формирует в каждом из нас основы нашего мировоззрения, от этого в значительной степени зависит устойчивость, стабильность и будущее нашего государства. Личность учителя, его эмоции, мудрость, теплота, внимание и сила убеждений оказывают колоссальное влияние на интеллектуальное и нравственное становление учеников», — сказал в своём выступлении перед педагогической общественностью Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин.
На наш взгляд, очень важно, что Год педагога и наставника объявлен в честь высокой общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, ведь миссия года – это признание особого статуса педагога, повышение престижа профессии учителя, в том числе и педагога, осуществляющего наставническую деятельность.
Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Поэтому в этом году мы часто будем рассказывать читателям нашей газеты о лучших учителях и наставниках нашего района. Роль учителя в формировании личности невозможно переоценить. В значительной степени судьба человека, выбор его жизненного пути зависят от того, какие у него были учителя. Есть педагоги, для которых школа — это место работы, но есть и другие, для которых профессия учителя — призвание. Первые быстро выветриваются из памяти выпускников, а о вторых с теплотой вспоминают всю жизнь.
Мы часто произносим слово «учитель», но не задумываемся, какую огромную роль играет оно в нашей жизни. Многие согласятся с тем, что учитель — это не просто профессия, это миссия. Ведь всех нас во многом сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги. Трудно переоценить заслуги талантливого учителя, который открывает перед ребенком дверь в мир знаний, влияет на формирование его человеческих качеств, закладывает основы его будущего… . Сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли достойными людьми. Каждый день, из года в год учитель отдает себя детям.
О таком учителе по призванию я и хочу рассказать читателям.
Курбанисмаилов Фезли Гагаевич — педагог, наставник и просто хороший человек. Так скажет о нем каждый житель нашего села. Фезли Гагаевич прожил яркую и насыщенную событиями жизнь. Это человек, который просто не мыслит своей жизни без труда и общения с людьми. Героем своего времени считали учителя выпускники Рутульской средней школы №1, из стен которой вышло немало учёных, учителей, врачей, инженеров, он выпускал их год за годом, класс за классом.
После окончания Дербентского педагогического училища Фезли Гагаевича направили на работу в Рутульскую среднюю школу, где он начал работать учителем начальных классов. К своим должностным обязанностям всегда относился добросовестно, со всей ответственностью и старанием, чего требовал и от своих коллег.
Сотни выпускников школы сегодня работают в системах образования и здравоохранения, в промышленности, занимают ответственные должности не только в нашем городе, Дагестане и России, но и в других странах. Фезли Гагаевич сделал немало для духовного, нравственного и культурного воспитания подрастающего поколения.
Его добрая улыбка, тёплое, радушное рукопожатие говорят, что он рад каждому человеку, готов разделить с ним и радость, и беду. Он всю жизнь старался быть лучше, чище, скромнее, и это у него получалось. Фезли Гагаевичу пришлось испытать немало лишений, он рос в трудные военные и послевоенные годы. Но, несмотря на это, сохранил бодрость духа и энергичность.
Говоря о своём методе воспитания, как-то Фезли — муалим заметил: «Я категорически против воспитания и обучения методом кнута, мне по душе метод пряника. Физическое наказание унижает, оскорбляет ученика, а доброе слово, вера в него — окрыляет».
С теплом вспоминают его ученики, на его уроках всегда интересно, а его советы они применяют и сегодня. И почти все получили высшее образование. Каждому из них он отдал частицу себя. Отзывчивый и понимающий, он мог быть строгим и требовательным.
Фезли Гагаевич не только признанный учитель, но и хороший отец, и чудесный дедушка. Все дети получили хорошее образование и работают по избранной профессии. Педагогический коллектив, учащиеся и выпускники МКОУ «Рутульская СОШ№ 1 им. И. Гусейнова» желают Фезли Гагаевичу крепкого здоровья, долгих лет жизни и добрых вестей от детей и внуков.
«Дети подпитывают меня своей энергией, задором. Они чисты и доверчивы и не способны предать, смалодушничать. И для меня в удовольствие, когда я вижу их искренний интерес к предмету, — рассказывает Фезли Гагаевич. — Я люблю детей, очень часто им говорю, что они у меня самые лучшие, советую то же делать коллегам и родителям. Ведь, как сказал один великий педагог: «Дети больше всего нуждаются в вашей любви именно тогда, когда они меньше всего ее заслуживают».
Современные дети очень способные, с огромным потенциалом, они разбираются в технике, порой даже лучше взрослых. Просто нужно их направлять, учить тому, как важно в любой ситуации оставаться, прежде всего, человеком», — с улыбкой в лице говорит Фезли муалим.
На наш вопрос о профессии учителя, и каким должен быть современный учитель, Фезли Гагаевич ответил так: «Профессия учителя трудная. Она требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Поэтому, наверное, она и самая интересная. Быть педагогом – особый дар, благодаря которому человек может донести до другого самое главное — знания. В любой работе всегда можно найти что-то новое, а учителям повезло в этом отношении больше всех. Каждый день мы общаемся с детьми, они растут у нас на глазах, взрослеют, становятся родителями и приводят к нам своих детей. Они делают это с радостью и верой в нас. Если не мы, то кто же поможет и их детям стать влюбленными в жизнь. В этой профессии просто надо любить детей. «Каким я хочу видеть современного учителя?» Это сложный вопрос. Современный учитель обязательно должен быть грамотным, справедливым, добрым и внимательным. Такими качествами обладают наши учителя. У каждого из них есть своя изюминка. А это значит, что они у нас самые современные. Я их люблю такими, какие они есть, и ничего в них не хочу менять. И ещё. Современный учитель обязательно должен обладать чувством юмора. Хорошо, если бы каждый урок учитель начинал с какой-нибудь шутки или небольшого рассказа, что позволяло бы задать тон уроку. Учитель должен включать в урок современные развивающие игры, позволяющие вырабатывать самостоятельность и уверенность учеников в себе. Учитель должен всегда помнить, что ученик — это личность».
Мы также попросили нашего героя высказать свои пожелания коллегам в Год педагога и наставника.
«Во-первых, всех педагогов района поздравляю с Годом педагога и наставника. Раз мы выбрали эту замечательную профессию, то работать надо не просто буднично, а видеть перед собой цель и идти к ней! Учиться смотреть и видеть: быть самокритичным, сравнивать, присматриваться, находить что-то интересное и новое у коллег. Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя всегда высоко оцениваются учащимися. Большое уважение, любовь ученики проявляют именно к мастерам своего дела. Мастерство приходит к тем педагогам, которые не боятся учиться, не останавливаются на достигнутом. А так всем желаю крепкого здоровья и семейного благополучия! Пусть будет так, чтоб в жизни Вашей светлой, всегда Вас окружали дети, как цветы, чтоб школа всем была надежной пристанью — счастливой, светлой, полной доброты».
«Скажем прямо: не каждый педагог смог бы пройти столь долгий и трудный путь с честью и достоинством. Уроки Фезли Гагаевича отличаются глубокой идейной содержательностью воспитательной наполненностью. Сразу видно, что он и по сей день добросовестно и ответственно готовится к каждой встрече с учениками; он знает — «забег» важно не только верно и грамотно начать, но и с честью завершить. В пути важен каждый шаг, и это педагог старается донести до учеников.
Отличается Фезли Гагаевич и как классный руководитель. Сказать коротко, дети по праву считают его своим школьным папой и поэтому доверяют ему свои маленькие классные секреты (а порой и не только). Это позволяет наставнику быть в курсе практически всех их трудностей и переживаний. Чтобы оценить работу учителя, достаточно, на мой взгляд, посетить хотя бы два три урока. Из этих уроков я вынес суждение: на место прежнего авторитарного стиля общения учителей и учеников, у него атмосфера сотрудничества. Фезли Гагаевич мотивирует детей на поиск правильных ответов, консультирует или помогает, но главное, что он делает, — это учит их умению самостоятельно учиться», — подчеркнул директор школы, «Заслуженный учитель Республики Дагестан» Ямудин Таибов.
Радует, что талант и умение Фезли Гагаевича были замечены властями: он по достоинству и гордо носит звание Заслуженного учителя нашей республики и Отличника народного образования РД, также является обладателем Грамоты Министерства образования СССР.
В заключение хотелось бы выразить от имени родительского сообщества сердечную благодарность и пожелать ему в будущем оставаться в педагогическом строю, чтобы его опыт послужил не только делу воспитания подрастающего поколения, но и стал примером для тех его коллег, которые находятся в начале своего педагогического пути.
Также пожелаем Фезли-муалиму всегда оставаться молодым и не терять бодрость духа! Пусть близкие дарят лишь радостные эмоции и поддержку!
Расим ТАИБОВ