Вероломное нападение гитлеровской Германии 22 июня 1941 года на нашу страну всколыхнуло махачкалинцев, как и все население страны. В тот же день после выступления на радио наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова в городском саду состоялся многочисленный митинг махачкалинцев, где горожане выразили готовность бороться с врагом до полного его разгрома.
«Мы, трудящиеся Махачкалы, готовы вместе с Красной Армией выступить на защиту Родины и сокрушить врага. Мы полны решимости бороться до последней капли крови за Родину… В ответ на призыв Советского правительства мы клянемся честно, самоотверженно, дисциплинированно работать каждый день на своем посту, чтобы, чем только сможем, помочь родной Красной Армии, обеспечить ее всем необходимым» – так заявили трудящиеся столицы Дагестана на митинге.
На многочисленных митингах, прошедших на предприятиях и учреждениях столицы, рабочие и интеллигенция давали клятву защитить Отечество, крепить обороноспособность страны и объявили себя мобилизованными на трудовой фронт.
Проявляя патриотизм, многие махачкалинцы прямо с митингов направлялись в городской военный комиссариат с заявлениями зачислить их в ряды действующей армии добровольцами. Достаточно указать, что в первые дни войны в горвоенкомат было подано 1799 заявлений от добровольцев с просьбой отправить их на фронт. Организованно прошла в столице Дагестана мобилизация военнообязанных.
Многие махачкалинцы летом и осенью 1941 г. по примеру ленинградцев и москвичей вступили в ряды народного ополчения. Первые отряды ополченцев возникли в Махачкале в морском порту и на фабрике
III Интернационала. На 10 августа 1941 года по городу Махачкале поступило 3571 заявление о зачислении в народное ополчение. Из зачисленных в ополчение сформировали один стрелковый полк, три отдельных батальона и одну стрелковую роту. В составе ополченцев было 560 коммунистов.
Решением махачкалинского городского комитета обороны от 27 октября 1941 года в Махачкале была сформирована особая рота из руководящего республиканского и городского актива в количестве 300 человек, задача которой состояла в соблюдении порядка в городе и ведения борьбы с вражеской деятельностью в охране важных предприятий и других особо важных объектов. Осенью 1942 года махачкалинский истребительный батальон численностью 800 человек был переведен на казарменное положение. Зимой 1941-1942 гг.
в районе города Махачкалы была сформирована стрелковая дивизия под командованием генерала П.В. Сорокина. Над этой дивизией республика взяла шефство. В апреле 1942 г. из девушек-комсомолок сформировали 744-й зенитно-артиллерийский полк в составе 980 добровольцев, значительное число которых составили махачкалинки.
Осуществляя постановление ГКО СССР от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», махачкалинский Горисполком создал Дом обороны как центр подготовки военных кадров, который уже к середине 1942 года подготовил 34508 человек-резервистов: младших командиров, снайперов, пулеметчиков, автоматчиков, минометчиков, танкистов, радистов и других. Была организована также 141 группа самозащиты, подготовлено
305 медсестер, 319 дружинниц. В октябре 1942 г. Махачкалинский городской комитет вновь создал пять отрядов народного ополчения в городе Махачкале численностью несколько тысяч человек, укомплектовал экипажи шести бронепоездов, построенных в махачкалинском паровозном (вагонном) депо.
В своих планах гитлеровцы особое значение придавали захвату города Махачкалы. Как писал Черчилль И.В. Сталину 30 сентября 1942 года, командование вермахта намеревалось захватить Махачкалу, превратить ее в главную военно-морскую базу на Каспийском море и даже назначило адмирала, который должен был осуществлять здесь военно-морские операции.
Исходя из этого, в период защиты Кавказа город Махачкала и весь Дагестан были превращены в плацдарм для срыва геополитических и стратегических целей вермахта.
В районе Махачкалы, ставшей прифронтовым городом, была сформирована новая 58-я армия в составе 4-х стрелковых дивизий, стрелковой бригады и двух артиллерийских полков под командованием генерала В.А. Хоменко. Кроме того, здесь также были дислоцированы 44-я армия, 135-я авиадивизия, махачкалинская военно-морская база и другие воинские части, в ряды которых влилось немало дагестанцев. В это суровое время тысячи махачкалинцев добровольно вступали в ряды Красной Армии.
Столица Дагестана – город Махачкала превратилась в прифронтовой город. В конце августа самолеты люфтваффе (военно-воздушные силы третьего рейха) – «хейнкели» и «юнкерсы» подвергали территорию Дагестана бомбардировке. Так, 29 августа «хейнкель» обстрелял город Хасавюрт, а спустя несколько минут он появился над Махачкалой, где сбросил три осколочные бомбы, в результате которых погибло 6 человек, ранены 21, повреждена городская телефонная сеть. 31 августа на Махачкалу была сброшена фугасная бомба. 6 сентября гитлеровцы вновь сбросили фугас, упавший примерно в 300 метрах от Наркомата Внутренних дел: погиб один красноармеец, несколько человек были ранены. 10 сентября две авиабомбы были сброшены на перегоне станции Темиргое – разъезд Пельтиевск, в 27 километрах севернее Махачкалы. 11 сентября «хейнкель», воспользовавшись трехминутной задержкой с подачей сигнала «воздушная тревога», сбрасывает авиабомбы вблизи расположения военной части в Махачкале: убито четверо и ранено пятеро красноармейцев. 24 сентября фашистские бомбардировщики появились над территорией завода №182 (ныне «Дагдизель» в Каспийске, в те годы территория
г. Махачкалы), и тут же попали под массированный обстрел наших зенитчиков ПВО. Беспорядочно разбросав бомбы и не причинив заводу и жилым строениям большого вреда, самолеты поспешно ретировались.
28 сентября ночью на Махачкалу были сброшены 15 осколочных авиабомб. Нападению подвергались железнодорожная станция Махачкала-сортировочная и стоящие на путях цистерны с горючим.
Для обеспечения противовоздушной обороны важных промышленных объектов г. Махачкалы организовали 41 пост воздушного наблюдения 23-го батальона ВНОС.
Во второй половине
1942 года в районе Махачкалы в соответствии с распоряжением Ставки Верховного Главнокомандования были размещены: база по сборке и хранению боеприпасов Главного управления вооружения минометных частей, артиллерийский склад №65 со снарядительно-сборочной мастерской, авторемонтная база Южного фронта, военный склад №6 химического отдела Черноморского флота, Управление службы Военно-воздушных сил Военно-морского флота СССР, склад Главного Управления вооружения гвардейских минометных частей Ставки Верховного Командования, штаб 24-й армии, Управление штаба Северо-Кавказского военного округа, Орджоникидзевский (ныне Ставропольский) краевой комитет партии, Ростовский морской техникум и другие организации и учреждения.
Одновременно с этим на территорию Дагестана было эвакуировано большое количество скота, материальных ценностей, сельхозпродукции со всего Северного Кавказа. Огромный размах по всему Советскому Союзу приняла эвакуация людей. Иногда в Махачкале скапливалось 100-150 тысяч человек: больше, чем само население города. В районе порта и железнодорожной станции было размещено до 50 тыс. человек эвакуированных. Десятки тысяч из них долгое время жили в Махачкале. Махачкалинцы предоставили им жилплощадь в своих квартирах. Молодежь Махачкалы собирала одежду, белье и обувь для детей эвакуированных. Сотни эвакуированных детей определили в школы ФЗО и ремесленные училища. Суровые испытания Великой Отечественной войны еще более сплотили народы нашей многонациональной страны в единую братскую боевую семью.
Огромное значение имело и строительство оборонительных рубежей в Дагестане, и прежде всего в Махачкале, расположенной на узком перешейке между Каспийским морем и Главным Кавказским хребтом. В Махачкале соорудили одних только каменных и дерево-земляных огневых точек – 50, баррикад – 132, огневых точек – в окопах и на чердаках домов – 500, а также десятки километров противотанковых препятствий, много траншей и окопов. Махачкала была опоясана тремя линиями оборонительных сооружений.
В годы войны своим самоотверженным трудом в тылу махачкалинцы ковали оружие победы. С началом войны в сжатые сроки предприятия промышленности были переведены на военный лад. К середине ноября 1941 года из
40 промышленных предприятий города Махачкалы 22 из них уже выполняли военные заказы. Опыт организации и освоения заводом «Двигательстрой» вооружения и боеприпасов использовали не только коллективы предприятий Дагестана, но и другие республики и области СССР.
Производству оборонной продукции подчинили свою деятельность завод имени
М. Гаджиева, Химзавод, Судоремонтстрой, Паровозное депо, Бондарный завод, мебельная фабрика, Фабрика им. III Интернационала и другие предприятия.
Даже предприятия Промкооперации и Коопинсоюза были переоборудованы для удовлетворения нужд фронта. В конце лета и осенью 1941 года в Махачкале были размещены ростовский завод «Красный металлист», а «Двигательстрой» принял эвакуированные из прифронтовой полосы Токмакский торпедный завод №175 из Запорожья, часть Таганрогского завода «Красный гидропресс» и Киевского завода №215, оборудование Феодосийского и Токмакского заводов, ленинградского завода «Двигатель».
В ноябре 1941 г. на «Двигательстрой» прибыл начальник штаба Закавказского фронта генерал Ф.И. Толбухин (с
1944 г. Маршал Советского Союза), который договоривался с руководством завода №182 о производстве стволов батальонных минометов. В течение одной недели в цехе №11 был освоен выпуск минометов, в качестве заготовок использовались буровые трубы. В цехе №3 стали отливать мины для минометов. Дорабатывались мины для ротных минометов на Махачкалинском судоремонтном заводе. На «Двигательстрое» было организовано производство глубинных бомб для военно-морского флота страны.
Рабочие коллективы предприятий с каждым днем наращивали производство военной продукции, необходимой фронту. Если в конце 1941 года в республике производилось
5 тыс. артиллерийских снарядов, то в октябре 1942 года только один махачкалинский завод им. М. Гаджиева изготовлял 16 тыс.снарядов, а завод «Двигательстрой» ежедневно отправлял фронту 9 вагонов снарядов.
За 10 месяцев 1942 года предприятия Дагестана произвели более 8,5 тыс. 85 мм зенитных гранат, 115 тыс. 82 мм чугунных мин, 631 тыс. 50 мм чугунных мин, 460 тыс. 45 мм снарядов, 335 тыс. гранат РГД – 33. В ноябре – декабре 1942 года, когда шли напряженные бои на Северном Кавказе, предприятия Дагестана, главным образом Махачкалы, отправили войскам Северной группы Закавказского фронта 100 тыс. 85 мм зенитных гранат, 35 тыс. 76 мм снарядов, 70 тыс. гранат РГД – 33.
В период битвы за Кавказ город Махачкала оказал фронту большую помощь. И в последующие годы предприятия промышленности столицы Дагестана продолжали выпускать военную продукцию в большом количестве. В 1944 году уже
11 крупных предприятий выполняли заказы фронта по
29 видам важных военных изделий.
Патриотизм махачкалинцев в годы войны проявился и в добровольном внесении в Фонд обороны СССР своих личных сбережений, драгоценностей, памятных реликвий. Махачкалинцы с первых дней войны активно включились в создание этого фонда. Достаточно указать, что на 1 июня 1942 года от рабочих, инженерно-технических работников и служащих города в фонд обороны страны поступило денег, драгоценностей и других вещей почти на 13 млн рублей, а всего за годы войны – более чем на 50 млн рублей.
Махачкалинцы в годы войны проявили большую заботу о фронтовиках, об их семьях и инвалидах. В сентябре 1941 года в городе развернулось движение по сбору теплых вещей для защитников Родины. До июля 1942 года для фронтовиков было собрано свыше 40 тыс. предметов теплых вещей. К началу 1942 года горожане отправили
16 000 посылок для красноармейцев. Всего в первый год войны махачкалинцы отправили на фронт 26 вагонов с различными продуктами. Кроме того, было взято шефство над госпиталями, дислоцированными в городе. Несмотря на огромные трудности и испытания военного времени, махачкалинцы с честью и достоинством выполняли свой долг перед Родиной и внесли достойный вклад в дело разгрома немецко-фашистских агрессоров в годы Великой Отечественной войны.