Семья для дагестанца священна, именно с нее начинаются уважение и любовь к родителям, тухуму, родному селу, которые в свою очередь являются основой любви к Родине, к Дагестану, к Отечеству – России.
Продолжая тему роли дагестанских этнокультурных традиций в контексте выявления их потенциала в противодействии терроризму в целях оптимизации межнациональных отношений, обратимся к традиционным семейным ценностям народов Дагестана.
Семья в традиционных представлениях дагестанцев является базовой ячейкой общества, основанной на супружеском союзе и родственных связях. Однако в последние годы в сознание некоторых групп молодежи начинают проникать другие оценки места и роли семьи в обществе. Это вызвано новыми западными ценностями, в которых семья отодвигается на второй план, происходят обесценивание, лишение святости семьи. Благо, эти негативные тенденции в Дагестане слабы, поскольку именно семья несет в себе особую ценность. Для дагестанского общества семья была и остается его основой. В сплоченной и здоровой во всех отношениях семье, соблюдающей дагестанские традиции, нет места радикальным, экстремистским представлениям.
В настоящее время немногие дагестанцы могут подробно, в деталях рассказать о традициях и семейных ценностях народов Дагестана. Поэтому есть настоятельная необходимость возродить то, что ценили наши предки и ныне ценят в семьях, где сохраняются дагестанские традиции. Это важно, т.к. именно в семье формируются, выращиваются сакральные и культурные ценности дагестанцев, которые передаются старшими младшим.
В соответствии с традиционными представлениями дагестанцев мужчина должен обладать мужественностью, благородством, трудолюбием, благочестием, честностью, щедростью, уважением к старшим, чувством чести и собственного достоинства, великодушием, смелостью, отвагой. Согласно этим нормам мужчине считалось предосудительным выказывать усталость, жаловаться на неудобства, голод, жажду, холод, зной, показывать утомление беседой со старшими, шумно реагировать на неприятность, пасовать перед трудностями.
Идеалу современной дагестанки, воспитанной на традиционных представлениях наших народов, отвечает понятие «умность», отчасти адекватное русскому «целомудрие», которое и подразумевалось в первую очередь. Наряду с этим были обязательны в девушке, в женщине такие качества, как благочестие, трудолюбие, скромность, верность, благовоспитанность.
По традиционным представлениям всех народов Дагестана человек должен оказывать материальную помощь, поддержку родственникам, соседям, сельчанам по мере возможности, быть щедрым, обязательным, способным к одариванию, приветливым, сострадательным, совестливым, нравственно безукоризненным.
В настоящее время многие взрослые люди начинают забывать эти и другие нравственные правила предков, и поэтому еще меньше о них знает молодежь. И если дагестанские вековые ценности не будут переданы от старших новому поколению, то очень высока вероятность, что маргинализация населения будет необратимой. Это будет началом полной утраты этнической культуры народов Дагестана, а дагестанцы станут превращаться в людей, забывших своё прошлое, отказавшихся от своих национальных обычаев, традиций, ценностей, потерявших нравственные ориентиры.
Поэтому представляется весьма актуальным, чтобы каждый дагестанец буквально ежедневно трудился над возрождением и сохранением духовных и нравственных ценностей наших народов; сохранить и передать эти ценности новому поколению является священным долгом гражданина Дагестана и России.
www.dagestanpost.ru.jpgГлавным условием семейного благосостояния и здоровья было и остается теплое, доброе отношение друг к другу. Большое значение для благополучия и здоровья семьи имело отношение ее членов к труду. В семье обязаны были трудиться все, кто мог. Существовало четко обозначенное подчинение главе семьи, а также старшему члену семьи. Любая просьба пожилого человека – как мужчины, так и женщины – для детей, подростков и молодых людей была законом. Отказ выполнить просьбу рассматривался как позор.
Строго иерархические отношения особенно стойко удерживались в среде социальной верхушки общества. Эти отношения воспроизвел поэт и собиратель народных обычаев М. Алибеков: «Сын при отце не садился, – писал он, – стоял и слушал при нем, отвечал на его вопросы. При отце не ел, не курил, исполнял всякое приказание отца беспрекословно, не рассуждая о том, правильно это или неправильно… Он находился в кунацкой, пока не заснет отец».
Ценностные ориентации дагестанцев формировались в семье, именно она занимала большое место в системе воспитания детей, подростков, молодежи. В семье происходила передача им правил этикета, поведения в общественных местах, во время трапез, празднеств, совершения обрядов, трудовой помощи односельчанам.
Муж и жена активно участвовали в трудовой деятельности, подавая хорошие примеры детям. Началом трудового воспитания детей было приобщение их к домашней работе. Начиная с 6–7-летнего возраста, дети присматривали за малышами, учились прясть, помогали убираться в доме, в уборке урожая. Детский труд носил последовательный и посильный характер и сводился к заботе о сохранении здоровья, подготовке себя к дальнейшему труду. Пастьба скота и лошадей была обязанностью мальчиков-подростков. Мальчики и девочки с 6–8-летнего возраста начинали работать вместе со взрослыми в поле и на огороде.
Одной из характерных черт традиционного дагестанского быта было половозрастное разделение труда. Мужскими работами считались: вспашка, сев, полив, косьба, снятие урожая с деревьев, уход за деревьями, работа со скотом и упряжью, уход за скотом вне дома, выпас всех видов скота, изготовление орудий труда, оружия и вообще всякой металлической и деревянной утвари, уход на чужбину для обмена, для заработков и др.
Учитывая занятость и более высокое положение мужчины в дагестанском обществе, календарь женского труда гораздо насыщен, куда включались не только повседневные ее занятия по дому, хозяйству, но и много календарных занятий в течение года. Жизнь женщины в горных районах Дагестана была очень сложной и трудной. «Утро и вечер – это единственное свободное время, когда горянки, собираясь у фонтана, делятся впечатлениями, произведенными на них прошедшим днем или ночью; остальное же время они заняты работою», – писал о горянках один из исследователей второй половины XIX века Н. Львов.
К числу древних семейных традиций народов Дагестана относятся обычай уважения к старшим и обычай гостеприимства. Уважение к старшим по своему содержанию вышло за рамки семьи, поскольку уважение оказывалось не только родителям, но и другим пожилым, умудренным жизненным опытом людям. Эта традиция когда-то была распространена практически у всех народов мира.
Родители в семье и пожилые люди в обществе вели себя исключительно правильно, подавая примеры достойного поведения. Поскольку считалось, что потерять уважение – хуже физической смерти. Хочется надеяться, что уважение к старшим, особое к ним отношение как одна из лучших наших традиций будет сохранена нынешней молодежью, а она в свою очередь передаст ее будущему поколению. Эта позиция отражена в афоризме: «У народа, не уважающего старость, нет будущего».
Куначество – более позднее явление, выросшее на обычае гостеприимства и являющееся результатом процесса ослабления кровнородственных связей. Кунак – это наиболее близкий из гостей, человек, связанный с хозяином тесными узами личной дружбы и принимающий активное участие во всех важных событиях его жизни. Институт куначества настолько укоренился в жизнь и быт дагестанцев, что оно сплошь и рядом передавалось по наследству: кунаки отца и деда вместе с их потомками часто оставались кунаками сына, внука и их потомков.
Для нашей темы особенно важно то, что в отношениях куначества в подавляющем большинстве случаев находились представители разных народов Дагестана, нередко – и представители народов Северного Кавказа, Закавказья. Благодаря этим традициям, соблюдаемым всеми народами края, общение между его многочисленными народами происходило регулярно и беспрепятственно.
Заслуживает всемерной поддержки республиканский проект «Куначество», реализуемый в рамках приоритетного проекта «Человеческий капитал», который был одобрен Главой Республики Дагестан Рамазаном Абдулатиповым.
В проекте «Куначество» предусматривается выстраивание между муниципалитетами межнациональных и межконфессиональных отношений через формирование и возрождение принципов куначества, укрепление связи между проживающими в республике этносами на уровне отдельно взятых представителей этих народов, их семей. Для участия в проекте в каждом муниципалитете определяют по две моноязычные семьи – «приемная семья», чей ребенок выезжает в другое муниципальное образование, и «принимающая», где ребенок проживает 14 дней, знакомится с культурой и традициями этой семьи. Таким образом, возрождая один из древних дагестанских обычаев – куначество, на новом уровне будут формироваться тесные межличностные связи между представителями разных народов Дагестана.
Резюмируя, хочется отметить, что тот дагестанец, кто ценит свою семью и дорожит ею, будет заботиться о ней и оберегать домочадцев от радикальных идей и поступков, от экстремизма и терроризма.
Магомед-Расул Ибрагимов, ведущий научный сотрудник отдела этнографии ИИАЭ ДНЦ РАН, кандидат исторических наук.