КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ И МЕХАНИЗМ ЕГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Антикоррупционные нормы первоначально в Федеральном законе № 273-ФЗ были изложены в 14 статьях, в 2018 году уже в 27 статьях, принятых вновь или в новой редакции. Дело в том, что ряд статей изложен с элементами отсылки к другим нормативным актам.
В Федеральном законе № 273-ФЗ много бланкетных норм, которые трудно системно применять для определения мер профилактики коррупции. В связи с этим актуально развитие среди населения, особенно занятого на государственной и муниципальной службе, антикоррупционного образования, включающего обучение и воспитание, разработку рекомендаций по применению антикоррупционных мер.
Остановимся на таком антикоррупционном институте, как конфликт интересов и порядок его предотвращения или урегулирования.
Данный институт предусмотрен Федеральным законом № 273-ФЗ в 2008 году, но практика потребовала в последующем внесения в его редакцию изменений, конкретизирующих ряд положений в свете развития законодательства против коррупции.
История появления в официальных документах такого понятия, как конфликт интересов, связана с Концепцией реформирования системы государственной службы (утверждена Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15.08.2001 № Пр-1496), где говорилось о воздействии на формирование механизма конфликта интересов, который может влиять на выполнение служебных обязанностей госслужащих.
Наиболее удачно конфликт интересов характеризуют дополнительные разъяснения, содержащиеся в пункте 5 статьи 8 Конвенции ООН против коррупции, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003 и ратифицированной Российской Федерацией 08.03.2006. Конвенция ООН против коррупции предлагает государствам-участникам стремиться устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять декларации среди прочего о внеслужебной деятельности, занятиях инвестициями, активах и о существенных доходах или выгодах, в связи с которыми может возникнуть конфликт интересов в отношении их функций в качестве публичного должностного лица. Данное обязательство Российская Федерация выполнила, и конфликт интересов с порядком его урегулирования сформулирован в статьях 10 и 11 Федерального закона № 273-ФЗ.
Понятие конфликта интереса по российскому законодательству дано в статье 10 «Конфликт интересов» Федерального закона № 273-ФЗ и определяется как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В упрощенном понимании конфликт интересов представляется как ситуация, при которой личная заинтересованность сотрудника или работника, замещающих должности государственной или муниципальной службы, влияет или может повлиять на ненадлежащее выполнение им должностных обязанностей.
Личная заинтересованность рассматривается как возможность и как реальность получения широкого круга благ собственно сотрудником, его близкими родственниками либо лицами, связанными иными корпоративными и близкими отношениями.
Сигналом о возможном возникновении конфликта интересов с большой степенью вероятности могут быть нарушения стандарта антикоррупционного поведения, т.е. запретов, ограничений и требований для госслужащих. Весь их перечень привести затруднительно, поскольку он значительный, но к наиболее вероятным можно отнести:
— выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников или иных лиц, с которыми служащий поддерживает отношения;
— выполнение оплачиваемой работы;
— владение имуществом, ценными бумагами, банковскими вкладами;
— получение подарков и услуг;
— имущественные обязательства и судебные разбирательства;
— взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с госслужбы;
— использование служебной информации.
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов закон возлагает на государственных и муниципальных служащих, а также на служащих организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Следует отметить, что обязанность по самоконтролю в части недопущения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов возлагается на сотрудников и работников, включенных в перечни, предусмотренные Федеральным законом № 273-ФЗ.
Лицо, являющееся стороной конфликта интересов, в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ обязано:
— принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
— уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов осуществляется путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С. Р. Абасов,
Прокурор района,
старший советник юстиции