2022 год был непростым для нас всех, но есть организации, которые, несмотря на возникающие трудности, выполняют свои производственные задачи по максимуму.
И в их числе по Рутульскому району уже много лет в лидерах находится автодорожная отрасль во главе с ее руководителем Абдуллаевым Шафи Кафлановичем, Заслуженным строителем Республики Дагестан. Сегодня мы в интервью с ним будем говорить о положении дел в данной отрасли нашего высокогорного района.
— Салам алейкум! Шафи Кафланович, как мы видим, 2022 год для «дорожников» Рутульского района выдался очень насыщенным. Проводятся ремонты автодорог, возводятся капитальные мосты, идет местами и расширение дорожного полотна. Вместе с этим, наконец-то у нас в населенных пунктах проложено асфальтовое покрытие. Потому нам хотелось бы узнать у вас о проводимых в муниципалитете масштабных работах.
— Добрый день всем нашим читателям и жителям!
Специфика нашей работы такова, что ни один год похожим на другой не бывает. У нас, как вы упомянули и все видите, в автодорожной отрасли из года в год большими темпами идет строительство инфраструктурных капитальных объектов. Работы в районе по ремонту участков дорог на промежутке «Рутул – Лучек» проводило (и они продолжаются) подрядная организация ООО «СМУ-55». Плановые работы на 2022 год они завершили, местами и мы оказывали им необходимое содействие. Более 2 км асфальта уже проложено в селах Кала и Амсар. Капитально ремонтируется арочный мост в Кала. Это так называемые «внешние подрядчики».
Помимо этого, у нас в районе в рамках госпрограммы «Безопасные и качественные дороги» (БКД) вдоль автодорог установлено более 680 специальных бетонных блоков ОПТ. Сюда входят участки как республиканские, так и местные дороги.
А в Рутульском ДЭП-30 мы занимались содержанием автомобильных дорог в муниципалитете. Хочу подчеркнуть, что наша организация – единственная, которую нам удалось на конец 2022 года сохранить как успешно функционирующую. Остальные наши «коллеги» в районах вдоль р. Самур ликвидировались, обанкротились …
Теперь о деятельности ООО «Дорстрой-К»: в 2022 году.
На участке а/д «Рутул-Лучек-Дженых» (27-31 км) в конце октября сдана новая автодорога 5-й категории протяженностью 4 км 100 м, с полным обустройством всей необходимой инфраструктуры (дор. знаки, сигнальные столбы, блоки ОПТ т.п.).
Строится капитальный мост через реку Самур, на 12 км а/д «Рутул-Лучек-Дженых», недалеко от речки Майик-мыри. Протяженность объекта – 42, 6 метра, высота балки – 2 м. 42 см; 4 опоры буронабивным способом доведены до 15 м. глубины в скальном грунте; мост уникален по сути своей как для наших отдаленных мест, так и для всего региона. И возводится без смены русла реки, прямо над потоком воды …
Вместе с этим, по выигранному тендеру мы работаем на ремонте а/д «Лучек-Ихрек-Аракул» на промежутке участка 0-6 км. В 2022 году, в рамках плана, мы завершили 2 км участка (от Лучека в сторону Джилихура).
В наше время заметно усилился контроль за ведением работ со стороны кураторов, фиксируется каждый промежуток выполненных работ. Контракты подписываются по результатам аукционов, а уже в момент начала работы, и где-то к середине работ цены оказываются ощутимо подскочившими и на топливо, и на запчасти, и на металлоконструкции, и остальной стройматериал. Такие колебания сильно сказываются на все. Но у нас на первом месте всегда было и остается качество проводимых работ, и благодаря этому мы на хорошем счету – это наш бренд, если можно так сказать.
— Качество и своевременность ведь зависят и от работающих в отрасли специалистов …
— Безусловно! Подбор специалистов, в том числе и дефицитного среднего звена, повышение их квалификации и постоянный контроль, есть также и сопутствующие факторы.
Нам удалось сплотить хороший трудовой коллектив специалистов, и все они – из нашего района. Они все хорошо работают и получают хорошие зарплаты, причем — своевременно!
У нас, благодаря данной активной деятельности, в «ДЭП-30» в 2022 году работой было обеспечено 27 человек. А ООО «Дорстрой-К» 25 специалистов, и вдобавок на временные работы мы в течение сезона привлекаем еще 8 – 10 человек.
Везде идут сокращения, а мы создаем рабочие места. Пользуясь моментом, еще раз хочу сказать нашим гражданам: нам всегда нужны бульдозеристы, водители, которые умеют работать, также уже и на современной строительной технике. Мы плотно занимаемся попутно и над переобучением, всегда помогаем специалистам овладевать новыми навыками в своей профессии.
У нас зарплата от 30 до 40 тыс. рублей в месяц, а есть и специалисты, у которых доходит оплата за труд до 70-80 тыс. рублей.
Хочу отметить слаженную руководящую работу и наших главных организаторов рабочего процесса на местах.
Это – Зиядхан Габибуллаев, главный инженер «ДЭП-30». Человек еще советской закалки, он очень ответственен, его контроль и исполнительность – выше всех похвал.
Хочу отметить трудолюбие и ответственность также главного инженера ООО «Дорстрой-К» Весрета Джумаева и мастера Али Сейранова, которые круглосуточно, как часовые, находятся в производственном процессе, в контроле и обеспечении работ на объектах предприятия по району.
И, конечно же, поблагодарить весь коллектив обоих организаций за их добросовестное отношение к своим обязанностям, несмотря порою на тяжелые погодные условия в наших горах.
— Шафи Кафланович, спаянный, настроенный на труд коллектив и есть то, с кем удается достичь высоких, качественных результатов. В чем секрет вашего умения собрать, сколотить коллектив единомышленников?
— Вы правы. Секрет в человеческом отношении! Просто нужно знать каждого специалиста, его особенности, положение его семьи. Этот же человек уже как член нашей «трудовой семьи», и он всегда должен чувствовать, что он у себя дома, в своем коллективе. И получать стимул за свой труд. И его, его семью нужно поддержать в разные моменты жизни.
— Меня удивило высокая уважительность и слаженность между вами и работниками ООО «СМУ-55». Вроде вы и конкуренты …
— Знаете, как только подрядчик стал ясен, и они начали создавать свою базу в районе, то я им сказал: работы будете вы делать, но это есть подотчетная нам территория и есть необходимость слаженно работать над устранением многих трудностей на автодороге посредством ремонта… И мы нашли взаимопонимание и до сих пор слаженно работаем во благо нашего района, наших граждан.
— Мечта об асфальте и в Рутуле, и в Кала, и в Амсаре уже стала явью! Но люди уже сегодня хотят знать – будет ли сплошной асфальт на а/д от с.Рутул до с.Лучек?!
— Да, вы правы: люди быстро привыкают к хорошему, и многие имевшиеся неудобства забывают …
Скажу так: когда в течение последних пару лет в нашем районе побывали многие руководители республики, в том числе Глава РД С. Меликов и Председатель Правительства РД, то от нас на многих уровнях были обращения для решения вопроса об обустройстве и асфальтировании данного участка дороги района.
К нашему общему счастью, на решение данной задачи в республике — на ведение разработки сметно-проектной документации на эти остающиеся 9 км — в бюджете региона по тендеру предусмотрено 8 млн. руб. Эти работы будут доводиться до конца, пройдут экспертизу, и если все будет соответствовать требованиям, то далее безотлагательно будет поставлена задача на полное асфальтирование а/д до Лучека (а внутри села асфальт проложат уже до конца 2023 г.).
Пользуясь случаем, хочу подчеркнуть: у нас многих почему-то преследовало пессимистическое настроение о «невозможности у нас чего-то нового»! Это большая ошибка, недальновидность!
Нам же всем надо видеть, мы все чувствуем то, как в последние годы наше государство сильно начало решать многие социальные вопросы и проблемы, всесторонне поддерживать граждан, семьи. Всюду масштабно строятся новые и ремонтируются годами находившиеся в запустении школы, ФАПы, Дома культуры.
Мы же и в Рутуле за счет районного бюджета проложили асфальт!
Сегодня весь Рутульский район, как и Дагестан, стал большой строительной площадкой.
Так, в 2023 году у нас будут также отремонтированы еще 2 участка а/д: до Шиназа – 5,5 км, и промежуток от с. Цахур до с. Мишлеш.
Кроме нас, в районе прокладываются водопроводы, ремонтируются линии электропередач, проводится современная оптико-волоконная и мобильные связи для интернета, строятся спортплощадки, ФАПы и т.п. Об этом я говорю потому, что по мере их строительства мне приходиться тесно сотрудничать и работать почти со всеми с ними, помогать им строительной техникой, и потому в курсе всего.
И удается всего этого созидательного процесса достичь благодаря строгому, скрупулезному отношению к делам компетентных людей, в том числе и Главы Рутульского района Ибрагима Гусейновича.
А по нашей линии всегда, когда есть возможность, наш земляк из Цахура Ханмагомед Магомедович, заместитель руководителя ГКУ «Дагавтодор», всегда старается включить в плановые проекты объекты по нашем району.
Основываясь на вышеизложенном, хочу сказать: только такая планомерная и целенаправленная работа на всех уровнях власти приводит к воплощению в жизнь таких многовековых народных мечтаний, как асфальт на автодорогах нашего дружного, трудолюбивого района, и многое другое.
Всем нашим жителям хочу пожелать всех благ и удач в 2023 году!
— Спасибо большое, и Вам всего самого доброго!
Къинады САИД,
фото автора