В современных условиях небывалого обострения международных и межгосударственных отношений чрезвычайно важно безотлагательное и своевременное решение вопросов образования, духовно-нравственного и прежде всего патриотического воспитания подрастающего поколения.
В указе Президента России Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (пункт 5а, абзац 2) отмечено: «Правительству при разработке национального проекта в сфере образования необходимо обеспечить: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Российская Федерация представляет сложную этническую структуру, состоящую из более 180 этносов и этнических групп. Более 40 коренных этносов, носителей около 30 родных языков проживают в Республике Дагестан. В стране и городах республики невозможно найти ни одной общеобразовательной школы или вуза, в которых бы не учились дети разных национальностей.
Выпускники общеобразовательных школ, продолжая образование в вузе, приступают к профессиональной и учебной деятельности, которые определяются не только выполнением своих обязанностей, но и взаимодействием с членами коллектива, социальным окружением и образом их жизни. Поэтому молодежь, обучающаяся в полиэтничном регионе, должна достойно представлять свой народ в процессе обучения и будущей трудовой деятельности и для этого необходимо овладеть элементарной культурой в межличностных, межэтнических и межнациональных отношениях. Освоение, понимание и принятие менталитета рядом проживающих народов – важное требование времени.
Вопрос в том, чему уподобиться, равняться, откуда «черпать» морально-этические и духовно-нравственные ценности, веками присущие тому или иному народу, в данном случае народам Дагестана?
Народы Дагестана располагают целой плеядой ученых просветителей, мыслителей, создавших значительные труды по проблемам народного просвещения, образования и воспитания, посвятивших всю свою сознательную жизнь формированию морально-этического облика подрастающих поколений. Не останавливаясь на колоссальном вкладе дагестанских ученых Х1Х, ХХ веков, о чем можно писать многотомные монографии, отметим лишь имена мыслителей, вошедших в энциклопедии арабомусульманского востока. Как отмечает ученый-исследователь Д. М. Алхасова в свей статье «О жизни и деятельности дагестанских ученых в странах арабомусульманского востока» один только «Дербент дал исламской культуре таких выдающихся учёных и религиозных деятелей, как Йусуф б. ал-Хусайн б. Дауд Абу Йакуб ал-Баби ал-Лакзи (ум. до 1089–90 г.) — автора хроники «Дербент наме» (протографа одноимённого сочинения XVII в. Мухаммада Аваби ал-Акташи), а также его ученика, крупного мусульманского теолога Абу Бакра Мухаммада ад-Дарбанди (ум. в пер. пол. XII в.) – автора уникального словаря суфийских терминов «Райхāн ал-хакā’ик ва бустāн ад-дакā’ик», составленного им за пределами Дагестана в 1098–99 гг.». В книгах профессора Абдуллаева М. А. «Мыслители народов Дагестана XIX и начала XX вв». — Махачкала, 1963; «Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана». Махачкала, 1993; «Мыслители Дагестана (досоветский период)». — Махачкала, 2007 и другие довольно подробно раскрывается выдающие достоинства мыслителей и просветителей Дагестана: Магомеда Ярагского, Магомеда-Эфенди Османова, Абдурахман Гаджи Согратлинского, Али-Гаджи Акушинского, Джамалутдин Казикумухского, Гасана-Эфенди Алкадарского, Али Каяева, Гасана Гузунова, Дамадан-Эфенди, Дауд-Эфенди из Усиша, Мурад-Бей Дагестанлы, Дамадан-Эфенди из селения Мегеба и других. Каждый из них выражал свои просветительские взгляды на благо достойного просвещения и воспитания народов Дагестана, что имеет исключительную значимость в современных условиях развития страны и республики. Думаю, современные ученые культурологи, историки, педагоги, психологи, да и все неравнодушные к воспитанию подрастающего поколения учителя и воспитатели непременно восстановят и возьмут на вооружение педагогические идеи и взгляды дагестанских мыслителей и просветителей. Если мы не сделаем это сегодня, то завтра будет уже поздно. Как сказал один мудрец: «Если мы выстрелим в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в нас из пушки».
В настоящей статье мы остановимся лишь на морально-этических взглядах выдающегося дагестанского ученого, мыслителя Гасана-Эфенди Алкадари.
В своем творчестве Г. Алкадари предстает перед нами как ученый историк, философ, просветитель, учитель — наставник и педагог — практик.
Первое, что необходимо отметить — основой его педагогической деятельности было глубокое осознание того, что только просвещение и образование народных масс выведут народы Дагестана из глубины невежества. Нам кажется, что к Г. Алкадари был бы близок лозунг Бэкона «Знание – сила». «Необразованность лишает человека возможности жить хорошо, уродует его жизнь как морально, так и материально”, — говорил Г. Алкадари. Он был убежден, что «государство должно заботиться об образовании и воспитании молодежи, щедро выделять средства на науку, в достатке обеспечивать педагогов, максимально заинтересовывать молодежь в научной деятельности».
Во-вторых, принципиально новым в методах преподавания Г. Алкадари было то, что ученикам позволялось самостоятельно выбирать те предметы для изучения, которые были им наиболее интересны. С учетом того, что преподавание основывалось на механическом заучивании тех знаний, которые им преподносились учителем, причем зачастую учеба велась на мало знакомом языке, необходимо было повысить заинтересованность учеников к изучаемым предметам.
В-третьих, с целью углубления знаний учащихся и расширения их кругозора, а также, осознавая, что теоретические знания часто остаются бесполезными без практики, Г. Алкадари не только ввел в программу своей школы новые предметы (ранее не преподававшиеся: историю, географию, математику, физику, философию), но и стал совмещать их с полезными знаниями в области ремесленных промыслов, садоводства, полеводства.
В-четвертых, будучи сам полиглотом, отлично владея помимо родного языка еще и арабским, азербайджанским, русским, он вел преподавание в своей школе и на тюркском языке, помимо традиционного арабского. Это было обусловлено тем, что Южный Дагестан в те годы был тесно связан экономически и культурно с Азербайджаном. Знание нового языка всегда повышает культуру любого человека, открывает перед ним новые горизонты. К сожалению, Алкадари не ввел обучение русскому языку, но после ссылки он понимал, что приобщение к русской культуре, а через нее и к мировой культуре дадут очень многое дагестанским народам: «Мусульмане должны устраивать свою жизнь в соответствии с запросами эпохи, которая требует изучать светские науки, приобщаться к передовой цивилизации и культуре».
В-пятых, т. к. обучение основано на изучении знаний, добытых огромным трудом ученых, живших в прошлом, Г. Алкадари не устает прославлять и почитать алимов прошлого и настоящего, как личности, беззаветно преданные науке, посвятившие жизни поиску знаний и неустанно несшие их всем, кто желал ими овладеть. Своим ученикам он прививал уважение и почитание перед личностями, обладающими справедливостью: «Единственное, что возвышает человека — это добрые дела, совершаемые им во имя народа»; распространяющими знания и хорошие нравы: «Тот, кто не заботиться о знаниях, об обучении детей, не является полноценным человеком»; обладающие высокими качествами, украшенными достоинствами и совершенствами: «Достоинство человека определяется не богатством, а умом и пользой, которую он приносит народу». Как отмечают все исследователи жизненного пути Г. Алкадари, он сам был отмечен в высшей степени всеми теми качества, которые так прославлял в других. И без сомнения для его учеников личность учителя была совершеннейшим образцом ученого, педагога и наставника.
Составной частью научно-педагогических взглядов Г. Алкадари являются морально-этические взгляды и идеи. Этическая мысль является частью духовной культуры и мировоззрения людей. В истории этической мысли каждого народа, кроме общего, имеется специфическое, обусловленное особенностями его социально-экономического, политического и культурного развития. Только выяснив это общее, особенное, можно установить вклад народов в нравственный прогресс человечества, его этическую культуру.
Этическая мысль, как и любая другая форма идеологии, на каждом новом этапе своего развития исходит из того идейного материала, который накоплен на предыдущих этапах. Этот идейный материал, как правило, выражается в различных источниках, которые способствуют созданию общей идеологической атмосферы, и служат исходной основой общественной, в том числе этической мысли.
В воззрениях Гасана Алкадари отразились не только интересы определенных социальных сил, но и его нравственные идеалы. Гасан-Эфенди — один из немногих дагестанских мыслителей второй половины XIX века, который занимался этическими проблемами.
Этические взгляды Гасана Алкадари формировались, прежде всего, под воздействием сложившихся веками и бытующих среди горцев традиций, нравственных идеалов, этических норм поведения, их нравственного долга и обязанностей по отношению друг к другу, к родному краю и т.д.
В своих работах Гасан-Эфенди дает характеристику нравам, нормам поведения дагестанцев. Из высказываний автора можно сделать некоторые выводы о его нравственных идеалах, о его этических воззрениях: «Хотя характеры и нравы дагестанских племен, составившихся из многих разнообразных и взаимно противоположных классов и групп, различны, все-таки они характеризуются некоторыми хорошими качествами, такими как храбрость, самолюбие, щедрость и уважение к гостю». Эти качества людей, по мнению мыслителя, не порицаемы, а должны быть всемерно поощряемы.
В поведении человека порицаемы такие качества, как безрассудство и трусость, расточительство и жадность.
Задумываясь над тяжелым положением своих соотечественников, мыслитель высказывает предположение, что грубость в поведении горцев зависит от того, что они, т. е. горцы, ограничены миром своих гор, и дагестанский народ не знаком с нравами правящего класса и нации: «В общем, беда, всегда постигающая их, происходит от проживания в горах без общения с миром и от незнакомства с нравами правящего ими начальства, которое они редко видят, ибо, как сказал почтенный Физули «дружба всегда бывает ветвью общения».
Резкой критике подвергал Алкадари правителей и старейшин Дагестана, которые поощряли хищения, грабежи, убийства и не заботились о благополучии населения. По мнению Гасана-Эфенди, общественные деятели должны быть просвещенными, умными и высоконравственными людьми, а правитель — справедливым, мудрым, просвещенным и действующим в интересах всех своих подданных.
Таким образом, все эти вопросы имели большое общественное значение, и характер их решения представляет интерес для определения этических воззрений Гасана Алкадари. Этика Гасана-Эфенди исходит из его просветительской деятельности и направлена, главным образом, к освобождению горского населения от социального и духовного гнета.
В этических воззрениях Г. Алкадари важное место занимает анализ нравственности и традиций народов Дагестана и вопрос о характере горцев. Мыслитель с гордостью отмечает, что для горцев еще с глубокой древности характерны такие положительные черты характера, как щедрость, храбрость, гостеприимство, уважение к старшим, трудолюбие, честность и т. д. Одной из важнейших обязанностей Гасан-Эфенди считал совершение полезных для людей поступков и дел. По этому поводу он цитирует стихи Аббас-Кули Бакиханова:
Не правоверен никто, если не совершает добрых дел,
И кяфир тот, кто не ищет правды.
С особой радостью он писал о тех, кто для общего пользования построил дороги, мосты, родник, водопровод, здания для школ, забор для кладбища и т. д.
К лучшим чертам характера людей Алкадари справедливо относил аккуратность, бережливость, умеренность, он осуждал пьянство, расточительность и тех, кто «будучи и не будучи богатым, оденется в дорогой костюм или возведет высокую постройку, другие, подражая ему и не учитывая своих доходов, увлекаются такими примерами».
К лучшим традициям горцев Г. Алкадари относит любовь к родным местам, к независимой и свободной жизни, мужество, храбрость. Сам Гасан-Эфенди горячо любил свою родину и свой народ. Долг каждого человека должны составлять, по мнению мыслителя, такие качества. как достоинство и в дружбе, и в схватке с врагами, и в общении с людьми.
Хорошей традицией Алкадари также считал уважение к старшим. Мыслитель пишет: «Чествование же младшим старшего посредством снятия шапки, не есть свойство одних казикумухцев, а есть обычай, издревле сохранившийся в Дагестане в каждом округе, но у каждого народа есть свои выражения чествования».
Для Гасана Алкадари высшим счастьем было благо народа. По его мнению, все поступки человека должны оцениваться в зависимости от того, в какой мере они содействуют обеспечению блага людей. «Человека возвышают добрые дела, совершенные им во имя народа». «Все достижения человечества должны служить целям общественного прогресса, дружбе народов, интересам мира». Достижения человечества — значит добрые дела.
В поэме «Завещание сыновьям и внукам» Гасан-Эфенди излагает свои взгляды на требования к последующим поколениям. «Молодые поколения, — писал он, — обязаны с должным уважением относиться к памяти ушедших поколений».
Алкадари советует не стремиться к славе и высокому служебному положению. Он пишет, что если человек будет действовать по закону, он обидит половину людей, а если будет игнорировать законы, власти не простят его. Мыслитель внушает отвращение к подхалимам и пресмыкающимся перед сильными мира сего. «Чем поцеловать руку раболепствующих, — пишет он, — лучше отрубить руку свою». Гасан-Эфенди призывает сторониться «людей лени», «льстецов», «людей непостоянных», «жадных и скупых».
Ценными моральными качествами человека он считает борьбу за правду, стремление к научным знаниям, совершение полезных народу, в первую очередь беднякам, дел. «Герой — не разбойник на дороге, — пишет он, — а тот, кто себя бережет от дурных поступков и держится пути правды». «Не гонись за богатством, гонись за наукой, наука любого врага сокрушает». Гасан Алкадари считает, что в новую эпоху любовь к народу заключается уже не столько в храбрости, сколько в борьбе за приобщение горцев к передовой технике и культуре.
В этических взглядах Гасана-Эфенди Алкадари отразились сложившиеся веками и передававшиеся из поколения в поколение нравственные идеалы и этические нормы горцев. Многие из них направлены против отсталых традиций и этических норм и поэтому имели положительное значение в жизни населения Дагестана.
Г. Алкадари был одним из тех, кто ратовал за культурный прогресс горцев. Он выдвинул целую программу развития культуры и быта горцев в статьях в азербайджанской демократической газете «Экинчи», и в письмах к редактору Зардаби. В них ставится вопрос об улучшении планировки деревни, реформе арабского алфавита, создании письменности, отвечающей фонетическим особенностям горских языков, об изучении и приобщении горцев к европейско-русской культуре, открытии светских и профессиональных школ.
Алкадари знал мусульманскую и европейско-русскую культуры, уважал их, подчеркивал, что судьба горцев связана с этими обеими культурами. Эти мысли остаются не менее злободневными и в наши дни. В своих произведениях Г. Алкадари учил стремиться не к богатству, а к овладению наукой. Светские науки приносят большую пользу и умственному и нравственному развитию человека, направляют его добродетели. Невежество – враг добродетели, а наука – их основа. Алкадари не советует стремиться к славе и высокому общественному положению, ибо «в этом меде содержится и яд».
Морально-этические воззрения Гасана-Эфенди Алкадари, как впрочем и многих именитых дагестанских мыслителей и просветителей, отражают пути решения важнейших злободневных проблем жизни и деятельности горцев, что веками служили для оптимизации образовательной теории и практики и ныне представляют собой неисчерпаемый источник для воспитания подрастающих поколений на моральных сокровищах этической мысли народов Дагестана.
МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович, профессор ДГПУ,
БАБАЕВА Зарифа Мурадовна, канд.пед. наук