Съедобную пасту из фруктовых косточек делают по старинной технологии на водяной мельнице.
В этот рождественский пост православные неожиданно открыли для себя новое блюдо. И связано это с расширением турпотока в Дагестан. Местный урбеч произвел впечатление. Съедобную пасту из фруктовых косточек делают по старинной технологии на водяной мельнице. Корреспондент «Известий» Мурад Магомедов отправился на самый необычный завод.
Дагестан – один из немногих регионов в стране, где все еще работают водяные мельницы. К примеру, в небольшом горном Ботлихском районе сегодня открыты шесть старинных мельниц. Одну из них возвели в XIX веке, недавно отреставрировали и вновь запустили. Мельница стоит на реке Ансалтинка. Вода неустанно крутит лопасти вот уже два с лишним века.
Сотни лет назад горцы здесь мололи кукурузную и пшеничную муку. Сегодня делают только урбеч — дагестанскую сладкую пасту. Сейчас мельница в распоряжении Таибат Шарапудиновой. Женщина здесь делает урбеч, а затем отправляет его по всему миру.
«Покупают много. Иркутск, Греция, Венгрия, Бразилия. Мы, которые делаем урбеч, меньше его кушаем, чем русские. Русские много кушают», — говорит Таибат Шарапудинова.
Урбеч – это очень питательная смесь. Для ее приготовления используют разные семечки, косточки фруктов, орехи. Их перетирают на каменных жерновах. На выходе получается тягучая, однородная, сладкая масса.
Врачи и диетологи называют урбеч целебным лакомством. Можно есть понемногу для лечения и профилактики самых разных болезней. Эта паста богата полезными витаминами и микроэлементами. До сих пор считается, что именно урбеч – один из самых важных секретов долголетия кавказских горцев. Горянки и вовсе считают урбеч панацеей.
При мельнице есть обжарочный цех для семян и орехов. Кто-то предпочитает урбеч из сырых косточек и семечек, а кто-то из жареных.
«Миндаль, семечки, лен, бывает и тыквенные семечки. Когда жарим, очень хороший и вкусный урбеч получается», — отмечает Патимат Магомедова.
Туристические бум в Дагестане вызвал небывалый спрос на урбеч. Гости покупают лакомство ведрами. Управляющий здесь Магомед рассказывает, что водяная мельница настолько востребована, что люди стоят в очереди по три-четыре месяца. Сейчас в списке ожидания более двухсот фамилий.
«Из других сел и даже городов приезжают люди. Там есть электрические мельницы, но люди все равно хотят на водяной мельнице производить», — говорит Магомед Гаирбеков.
Водяная мельница однозначно лучше электрической. Во-первых, нет трат на энергоснабжение, во-вторых, ледяная вода горной реки постоянно охлаждает нижний камень — паста не греется и не теряет вкусовых свойств.
На мельнице каждая семья делает как минимум 500-600 литров пасты. Камни крутятся без остановки круглосуточно. Женщины здесь делают урбеч и днем, и ночью. У каждой мельницы стоит кровать с подушками и одеялами, тут можно поспать часик. Впрочем, при таком шуме надо еще постараться уснуть.
Шумит река, стучат мельничные жернова. Подобных водяных мельниц в России совсем немного. Сюда за банкой урбеча, приготовленного по бабушкиному рецепту на старинных жерновах, приезжают люди со всех концов страны.