Итоги работы за 2022 год подвели на заседании коллегии Минобрнауки Дагестана

Расширенное заседание коллегии Министерства образования и науки РД прошло 24 декабря. Участники подвели итоги деятельности ведомства за 2022 год и определили пути дальнейшего развития системы образования республики.
Министр образования и науки РД Яхья Бучаев открыл заседание и напомнил, что по инициативе Главы Дагестана Сергея Меликова 2022 год был объявлен Годом образования в республике. Подводя итоги, он отметил, что все мероприятия, предусмотренные на этот период, успешно реализованы.

В 2022 году Минобрнауки Дагестана продолжило работу по решению стратегической задачи развития системы образования республики.

За прошедший период разработана и утверждена Концепция развития образования в Республике Дагестан на период до 2030 года; выданы лицензии и начат образовательный процесс в 21 образовательной организации; проведен капитальный ремонт в 210 зданиях 191 общеобразовательной организации и в 7 профессиональных образовательных организациях; созданы Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Альтаир»; центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; образовательно-производственный центр «Сельское хозяйство» Республики Дагестан.

«Это был насыщенный год. Благодарю каждого, кто активно участвовал в реализации всех мероприятий.
Впереди ещё много работы. Только совместными усилиями с участием всех органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов мы сможем решить непростые задачи формирования современной системы образования в республике. Наступающий год в стране объявлен Годом педагога и наставника. Кроме того, в 2023 году отмечается столетний юбилей Расула Гамзатова. Работа, проделанная нами в Год образования станет хорошим подспорьем для достижения целей в наступающем году», — отметил министр.

О ходе реализации Концепции развития образования в Дагестане на период до 2030 года рассказал врио первого заместителя министра образования и науки РД Магомед Абидов.
«Содержание концепции выстроено по соответствующим уровням образования.
Именно по этой структуре министерством построена «дорожная карта» по реализации Концепции. Полагаю, что аналогичные дорожные карты должны быть разработаны и на муниципальном уровне», — отметил он.

В продолжение выступления Магомед Абидов рассмотрел вопросы развития каждого уровня образования. Говоря о развитии профессионального образования, он отметил, что в 2022 году в республике в рамках проекта «Профессионалитет» создан образовательный кластер агропромышленного комплекса куда вошли все образовательные организации СПО, реализующие подготовку специалистов среднего звена сельскохозяйственной направленности и опорные работодатели республики.

«Ключевым тезисом Концепции развития образования в республике является формирование единого образовательного пространства в нашей в нашей республике, обеспечение равного доступа всех детей к качественному образованию. Работа над решением этой задачи является нашим профессиональным долгом», — заключил он.

О мотивирующем мониторинге деятельности органов управления образованием региона и проблемных вопросах сферы образования рассказала заместитель министра образования и науки РД Аида Далгатова.

Напомним, для достижения стратегической цели по вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, определенной в Указе президента страны Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года», Министерство просвещения России разработан Мотивирующий мониторинг деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Он является частью единой системы оценки качества образования и мониторинга эффективности системы управления качеством образования, а также технологией совершенствования модели управления качеством образования.

«Региональный мотивирующий Мониторинг становится частью единой системы оценки качества образования, повышения его качества и технологией совершенствования управления образовательным комплексом в Республике Дагестан.
В текущем учебном году Мотивирующий мониторинг внедрен и на муниципальном уровне. Наша основная цель – до 2024 года сформировать качественную экосистему образовательной среды на базе проводимых мероприятий инфраструктурных и национальных проектов», — отметила она.

Говоря о проблемных вопросах системы образования, Аида Далгатова обратила внимание на снижение бюрократической нагрузки на педагогов, и определённый с этой целью перечень документов, который должен вести педагог. Она обратилась к начальникам управлений образованием, руководителям образовательных организаций с просьбой обеспечить должное исполнение указанной нормы законодательства.

Отметим, с сентября 2022 года список документов, которые должен вести педагог. Он включает всебя рабочую программу учебного предмета, курса, модуля; журнал учета успеваемости; журнал внеурочной деятельности; план воспитательной работы и характеристику на обучающегося.

Механизмы повышения качества образования на муниципальном уровне участникам заседания представила ректор Дагестанского института развития образования Гульнара Ахмедова.

«Эффективность управления муниципальными образовательными системами определяет жизнеспособность, динамику, тенденции развития образовательных реформ, кардинальных преобразований и повышения качества образования на муниципальном уровне», — отметила она.

С докладом о ключевых направлениях развития дополнительного образования в республике выступила начальник Управления по воспитательной работе и дополнительного образования детей Минобрнауки РД Лариса Калмыкова.

Она рассказала об обновлении инфраструктуры и модернизации содержания дополнительного образования.

Отметим, за нынешний год в республике открыт Детский технопарк «Кванториум», 2 центра цифрового развития, 171 точка роста в 40 муниципальных образованиях и 2 малых городах республики. Также в рамках национального проекта «Образование» в Дагестане создан Республиканский центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Альтаир».

«Сегодня, при поддержке федерального центра и республиканских властей система дополнительного образования детей меняется на глазах, от обновления инфраструктуры до модернизации содержания дополнительного образования», — отметила Лариса Калмыкова.

Об обеспечение доступности и качества дошкольного образования рассказала начальник отдела дошкольного образования Управления развития общего образования Минобрнауки РД Хадижат Алиева

«Развитие дошкольного образования — один из приоритетов образовательной политики на всех уровнях власти и наш основной вектор роста — это обеспечение 100% доступности для всех детей», – отметила она.

Хадижат Алиева представила результаты анализа доступности дошкольного образования в разрезе населенных пунктов и предложила пути решения проблемы недостижения 100% доступности.

На заседании коллегии также рассмотрели результаты организации и проведения государственной итоговой аттестации в 2022 году и подготовке к ее проведению в 2023 году.

Проректор по цифровой трансформации-руководитель Регионального центра обработки информации Аскандар Магомедов обозначил основные задачи для качественного проведения ГИА в следующем году, в том числе необходимость обеспечения наличия в штабе пункта приёма экзамена основного и резервного канала связи для взаимодействия и обмена данными между ППЭ, Региональным центром обработки информации и Федеральным центром тестирования.

Подводя итоги государственной итоговой аттестации за 2022 год, начальник Управления надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РД Шамиль Омардибиров отметил экзаменационная кампания прошла в штатном режиме, без массовых нарушений.
«По возникающим единичным сбоям или нарушениям оперативно принимались меры по их устранению и привлечению виновных лиц к дисциплинарной или административной ответственности», – подчеркнул он.

О примерных типовых штатах образовательных организаций и методике распределения субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию государственного стандарта общего образования рассказала начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Минобрнауки РД Заира Исрапилова.

Отметим, для разработки примерных штатных нормативов Минобрнауки создало рабочую группу с привлечением специалистов из других органов исполнительной власти, муниципальных образований, подведомственных организаций и Профсоюзов образования.

«Принятие штатных нормативов необходимо для расчета базового норматива затрат на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного и общего образования на одного учащегося в год и не приведет к ограничению компетенции образовательной организации в установлении штатной численности», — подчеркнула Заира Исрапилова.

На основе, разработанных примерных штатных нормативов с учетом численности обучающихся и классов комплектов будет рассчитан норматив затрат на обучение одного ученика.

Завершилось заседание коллегии награждением лучших муниципальных управленческих команд. В рамках мероприятия также прошло награждение работников образования республики и лучших молодых учёных.

Пресс-служба Минобрнауки РД