Как заявил глава кабмина, ключевой статьей расходов республиканского бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов остается социальная политика.
«Задачи, которые он должен решить, достаточно масштабны, мы исходили из необходимости безусловного исполнения всех социальных обязательств перед гражданами. На социальную политику планируется выделить почти 13% от всех бюджетных назначений (24,7 млрд руб.), а если учитывать сферы здравоохранение и образование, то в совокупности такие ассигнования составляют 45,8 % от всех расходных статей, которые мы на себя берем (87,6 млрд руб.). Поэтому проект бюджета у нас строго социально ориентированный, направленный, прежде всего, на обеспечение социальных гарантий», — сообщил Абдулмуслимов.
Абдулмуслимов призвал министров эффективнее расходовать бюджетные средства
Председатель Правительства Дагестана обратил внимание на необходимость контроля за необоснованным ростом расходов, сохранение бюджетного баланса, повышение финансовой исполнительской дисциплины:
«Каждый бюджетный рубль должен расходоваться максимально эффективно! Риски возврата средств обратно в федеральный бюджет из-за халатности нерадивых чиновников должны быть нивелированы, от слова полностью».
В бюджет Дагестана в 2022 году поступили дополнительные налоговые поступления
«Благодаря принятым мерам в текущем году удалось сохранить финансовую стабильность, о чем говорят дополнительные налоговые поступления. Так, результаты исполнения доходной части бюджета за 9 месяцев 2022 года отразились плюсом в бюджет в 905,5 млн руб. (102,5%), а это новые школы, больницы, дороги, другие мероприятия», — сказал Абдулмуслим Абдулмуслимов.
Об основных параметрах бюджета
С основным докладом на заседании выступил первый заместитель министра финансов Дагестана Али Исламов. По его словам, при формировании бюджета республики предусматривается индексация социально-значимых расходов с учетом уровня инфляции, прогнозируемым в проекте федерального бюджета, на 2023 год – 5,5%, на 2024 и 2025 годы по 4%, в том числе социальных выплат населению — с 1 января, стипендий — с 1 сентября, заработной платы работников, не подпадающих под майские указы президента – с 1 октября, дотации муниципальным образованиям с 1 января.
В качестве исходных данных на 2023 год приняты макроэкономические показатели, а именно: валовый региональный продукт в объеме 1 000, 2 млрд рублей или 104,3% к оценке 2022 года; рост фонда заработной платы – 110,7%.
Доходная часть проекта республиканского бюджета, как сообщил первый замминистра финансов РД, определена в сумме 163 млрд 39,5 млн рублей.
Прогноз налоговых и неналоговых доходовреспубликанского бюджета составляет 41, 8 млрд рублей или 95,6%.
По всем видам налоговых доходов предусмотрен рост поступлений к уровню плановых назначений текущего года.
В структуре налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета наибольший удельный вес, как всегда, занимает НДФЛ –35,3% или 14,8 млрд., акцизы на ГСМ – 19,6 проц. (8,2 млрд.), налог на прибыль – 16,2 % (6,7 млрд), налог на имущество организаций – 10,5 проц. (4,4 млрд), транспортный налог – 7,2% (3 млрд), акцизы на алкоголь – 2,6% (1,1 млрд рублей). Неналоговые доходы в общем объеме указанных доходов составляют 3,3 млрд рублей или 7,9 процента. К текущему году рост 179,2 процента.
Что касается расходов республиканского бюджета на 2023 год, по словам Али Исламова, их общий объем составляет 191 млрд 446,5 млн рублей. Расходы бюджета планируются исходя из обязательности финансового обеспечения социально-значимых расходов — заработной платы с начислениями, пособий, социальных выплат и первоочередных статей — питания, медикаментов, коммунальных услуг, налогов и т.д.
Более подробно Али Исламов в своем докладе остановился на расходах по заработной плате.По его словам, увеличение к 2022 году по зарплате с начислениями составляет 6,7 млрд рублей или 112,8%.
«Повышение зарплаты соответствует федеральным и республиканским нормативным актам и предусматривает сохранение в 2023 году установленных «майскими» указами Президента РФ целевых показателей в оплате труда работников образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания. Объем расходов рассчитан исходя из роста прогнозной среднемесячной заработной платы наемных работников на 5,7 процента – с 27 963 до 29 555 рублей. Фонд оплаты труда по «указным» работникам дополнительно увеличивается на 1,6 млрд рублей и учитывает также потребность на новую сеть учреждений общего образования и дошкольных учреждений (654,5 млн рублей).
Также предусматривается увеличение МРОТ с 1 января 2023 года до 16 242 рублей или с приростом на 16,9% к размеру МРОТ, установленному с 1 января 2022 г. в сумме 13 890 рублей. Помимо этого, учитывается индексация заработной платы работников, на которых не распространяются «майские» указы Президента, на 5,5% – с 1 октября 2023 года, с учетом повышения на 4% – с 1 октября 2022 года, на что дополнительно предусмотрено 512,6 млн рублей», — доложил Исламов.
В бюджете республики важной социальной позицией были и остаются меры социальной поддержки граждан, с суммой бюджетных расходов в объеме 24,2 млрд рублей.
«Наибольшей суммой в этих расходах предусмотрена поддержка детей, или 18 млрд рублей, в том числе: ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет (включительно) – 11,5 млрд; ежемесячные пособия на детей – 1,6 млрд рублей.
Ежемесячные денежные выплаты, в том числе по оплате ЖКУ, составляют 3 млрд рублей. На социальные выплаты гражданам, признанным безработными, за счет федеральной субвенции будет направлено 613 млн рублей», — рассказал он.
Далее докладчик рассказал о других статьях бюджета, затрагивающих социальную сферу.
Так, лекарственное обеспечение льготной категории граждан за счет средств республиканского бюджета сохранено на уровне текущего года – 2,3 млрд рублей.
По разделу «Здравоохранение» также дополнительно предусмотрены средства в объеме 22,3 млн рублей на реализацию с 2023 года госпрограммы «Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимых в Республике Дагестан», и увеличены бюджетные ассигнования на оказание высокотехнологичной медицинской помощи на 43,1 млн рублей (составили 336,8 млн рублей), проиндексированы расходы на медикаменты и питание.
По разделу «Образование» на приобретение учебников для учащихся общеобразовательных школ предусмотрены средства в объеме 1,5 млрд рублей или с ростом на 1,3 млрд рублей, в том числе 220 млн рублей на учебники национального компонента.
Кроме того, предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на приобретение путевок в рамках оздоровительной компании детей и молодежи на 20 млн рублей (составило 381,8 млн рублей).
На ремонт дошкольных образовательных учреждений в муниципальных образованиях в рамках проекта «100 детсадов» в бюджете на 2022 год было запланировано 100 млн, затем объем был увеличен на 200 млн рублей. На 2023 год это увеличение сохранено, расходы составят 300 млн рублей.
Значительные средства или 1 млрд 744 млн предусмотрены на решение жилищных проблем, в том числе: на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 779 млн рублей (республиканский бюджет – 650, федеральный – 129); инвалидов и семей с детьми инвалидами – 478 млн рублей (300 млн рублей – республиканские средства). На улучшение жилищных условий инвалидов и ветеранов боевых действий в Афганистане, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов предусмотрено 385 млн рублей (в том числе за счет федерального бюджета – 145 млн рублей); молодых семей – 40 млн рублей (республиканский бюджет – 2, федеральный – 38)
На реализацию Республиканской инвестиционной программы планируется направить 23,5 млрд рублей, в том числе 7,3 млрд – федеральные субсидии, 9,2 млрд – средства республиканского бюджета и 6 млрд 750 млн рублей инфраструктурный бюджетный кредит.
В общей сумме на объекты социальной сферы предусмотрено 12,6 млрд рублей, жилищно-коммунального хозяйства – 10,3 млрд рублей.
Параметры проекта бюджета следующие:доходы – 163 млрд рублей, расходы – 191,4 млрд рублей, республиканского бюджета — 28,4 млрд рублей, из указанной суммы 6,8 млрд рублей инфраструктурный кредит. С учетом этого фактический дефицит бюджета 21,6 млрд рублей.
Работа над законопроектом будет продолжена между первым и вторым чтением после доведения показателей по дотации.