Ресурсы требуют учёта

Приборы учёта – существенная экономия семейного бюджета. Выплаты по ним значительно ниже. Однако не все понимают, что счётчики – технические устройства, требующие периодической поверки.

Каждому жильцу важно знать, что установленные приборы индивидуального учета должны быть зарегистрированы собственниками жилья в ресурсоснабжающей организации – поверены и опломбированы в установленном порядке (согласно постановлению Правительства РФ).

Что такое поверка и обязаны ли жители её проводить? Нам отвечает заместитель директора Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Дагестан» Даниял Абдуллатипов (ФБУ «Дагестанский ЦСМ»):

– Если говорить простым языком, то поверка – это определение пригодности средства измерения к применению по его прямому назначению. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 содержит недвусмысленное требование регулярной поверки счётчиков воды: «потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку».

– Правда, что по истечении срока поверки счётчик надо менять на новый?

– Нет. Если средство измерения в рабочем состоянии, то для дальнейшей его эксплуатации достаточно провести поверку. После её проведения показания будут считаться достоверными в течение межповерочного интервала. У разных средств измерения межповерочный интервал разный, он указывается в паспорте на прибор или в Госреестре средств измерений. Как правило, для счётчиков горячей и холодной воды он составляет от 4 до 6 лет, счетчиков газа – от 5 до 12 лет, счетчиков электрической энергии от 8 до 12 лет. Практика показывает, что в течение срока службы прибор может быть поверен неоднократно.

В настоящее время некоторыми организациями агрессивно навязывается мнение, будто большинство счетчиков по истечении срока службы 12 лет необходимо менять на новые. Это неправда: в паспортах на счетчики и в описаниях их типа срок их службы не ограничен. Имеется только фраза что он составляет не менее 12 лет. Мы пытались донести эту информацию до этих организаций, но, к сожалению, не нашли понимания.

– То есть срок службы счетчика и межповерочный интервал – это разные вещи?

– Безусловно. Наступление срока поверки не означает окончания срока службы водосчетчика.

Некоторыми организациями агрессивно навязывается мнение, будто большинство счетчиков по истечении срока службы 12 лет необходимо менять на новые. Это неправда: в паспортах на счетчики и в описаниях их типа срок их службы не ограничен

Межповерочный интервал указывается в паспорте на счетчик. После окончания этого интервала наступает срок следующей (периодической) поверки счетчика. Поверка проводится с целью выявления и изъятия из эксплуатации счетчиков, которые перестали соответствовать требованиям точности показаний.

– Кто заботится о том, чтобы поверка была проведена вовремя?

– Ответственность за техническое состояние средства измерения лежит на его владельце. Он же заинтересован и в своевременной поверке. Требования ФЗ № 102–ФЗ от 26 июня 2008 года «Об обеспечении единства измерений» – проводить обязательную поверку средств измерений, в том числе приборов учета воды, газа, тепла, электроэнергии. Также постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 содержит недвусмысленное требование регулярной поверки приборов учета: «потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку».

Если вы пропустите поверку, вам могут начать начислять плату по нормативам, опираясь на упомянутое постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. в № 354.

– Как же проводится поверка?

– Поверка счетчиков электрической энергии и газовых проводится на стационарных установках в ФБУ «Дагестанский ЦСМ» в Махачкале, Кизляре, Дербенте. Необходимо отметить, что демонтировать счётчик газа имеет право только газовая служба. Ни в коем случае не нужно пытаться снять счётчик самостоятельно. Также счетчик электрической энергии должен снимать только специалист энергосбыта.

– А можно провести поверку счётчиков на дому?

– Да, такая услуга у нас предусмотрена. С помощью специальных переносных установок мы проводим на дому поверку счётчиков воды. Для этого гражданину достаточно подать заявку в наш Центр по телефонам (8722) 63-85-94, 8-989-870-75-44, в дальнейшем по согласованию с заказчиком прибудет специалист для проведения поверки.

– Сколько времени занимает поверка?

– Счётчиков воды – не более 5 дней со дня подачи заявки на поверку. Приборов учёта газа – до 5 дней, для иногородних стараемся провести в течение дня. С тарифами на услуги можно ознакомиться на нашем сайте: www.dagcsm.ru или по телефону: (8722) 63-85-94. В любом случае поверить счетчик будет дешевле, чем его заменить на новый.

– Что делать, если владелец прибора учета потерял документы по его поверке?

– Если поверка проведена до начала 2021 года, можно прийти к нам в организацию и написать заявку на изготовление дубликата. Если же поверка проведена после января 2021 года, то все данные можно взять в сети «Интернет» на сайте ФГИС «АРШИН».

К нам обращаются граждане, которые при замене счетчиков газа и электроэнергии и в процессе их эксплуатации вынуждены проводить метрологическую экспертизу. В противном случае коммунальщики грозятся перевести жильцов на оплату по нормативу. Проводится метрологическая экспертиза в ФБУ «Дагестанский ЦСМ».

– Так что же такое метрологическая экспертиза?

– Это определение погрешности прибора учета и факта несанкционированного доступа с целью изменения показаний либо изменения принципа работы прибора учета. При проведении метрологической экспертизы ФБУ «Дагестанский ЦСМ» выступает третьим лицом, т. е. стороной, не заинтересованной в конечном результате.

– Какие условия созданы в ФБУ «Дагестанский ЦСМ» для проведения метрологической экспертизы?

– Во-первых, это персонал, который имеет опыт в данной области более 20 лет, что говорит о его высокой квалификации. Во-вторых, это оборудование, которое соответствует всем требованиям современного законодательства.

Также у нас предусмотрено присутствие обеих сторон при проведении экспертизы, где в их присутствии в наглядной и доступной форме объясняется каждый шаг экспертизы.

– Как проводится метрологическая экспертиза?

– Как я уже говорил, в ходе метрологической экспертизы определяется погрешность работы прибора учета, целостность поверительных клейм и факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Погрешность определяется с использованием эталонного оборудования согласно методике поверки на данный прибор.

Целостность поверительных клейм определяется визуально, сравнением подлинного клейма с клеймом, установленным на приборе учета. Замечу, что только наши эксперты могут определить подлинность клейм, т. к. мы располагаем образцами шифров клейм с 2001 года.

Факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета определяется его вскрытием и определением наличия в нем конструктивных изменений.

– Сколько времени занимает метрологическая экспертиза?

– Не более 7 дней со дня подачи заявки.

– Какова статистика по экспертизе? Много ли счётчиков были с нарушениями?

– Статистика неутешительная. Порядка у 40 процентов счетчиков электрической энергии выявлены факты несанкционированного вмешательства в их работу. По счетчикам газа картина лучше, тут нарушенных счётчиков насчитывается около 20 процентов от общего числа. Буквально недавно по итогам проведенной экспертизы в одном из счетчиков было обнаружено постороннее радиоуправляемое устройство, которое может влиять на работу счетчика. Метрологическая экспертиза необходима для того, чтобы полностью искоренить реализацию и использование так называемых «заряженных» счетчиков в регионе. Только тогда можно будет говорить, что мы, жители многоквартирного дома, не платим за соседа, который пользуется контрафактным прибором учета, мы поддерживаем отечественного производителя, который никакого отношения к этим счетчикам не имеет, и приобретаем продукцию, соответствующую необходимым требованиям, в специализированных магазинах, а не на сомнительных сайтах в интернете.

– Если заказчик экспертизы не согласен с её результатом, как ему быть? Есть ли альтернатива, куда можно повторно отнести счетчик на поверку?

– С результатами экспертизы, проведенной нашими специалистами, редко не соглашаются, т. к. мы наглядно демонстрируем заказчику всё, что записано в экспертном заключении. Наши эксперты неоднократно отстаивали в судах свою правоту.

Если заказчик не согласен с результатами проведенной нами метрологической экспертизы, мы рекомендуем ему обратиться в ближайший ЦСМ (например, ФБУ «Ставропольский ЦСМ») либо на предприятие-изготовитель.

Источник: