Дагестан богат природными ресурсами, что дает возможность обеспечить сырьем строительную отрасль республики. Однако все чаще появляются стихийные карьеры по добыче песка и камня, что приносит непоправимый вред. Как министерство борется с незаконной деятельностью полезных ископаемых?
По всем карьерам проводятся мероприятия по приведению их деятельности в соответствии с законодательством.
За 1 полугодие 2022 г. на государственный баланс поставлены запасы общераспространенных полезных ископаемых в объеме 1,06 млн. м3. Эти объемы разведаны в результате геологоразведочных работ, проведенных за счет средств недропользователей, без привлечения бюджетных средств.
В целях привлечения инвестиций недропользователей на геологическое изучение участков недр с последующей разработкой месторождений общераспространенных полезных ископаемых согласованы и утверждены 4 перечня участков недр местного значения.
На начало года в республике лицензии на право добычи общераспространенных полезных ископаемых имели 200 хозяйствующих субъектов. Согласно имевшейся информации из них деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых вели 155 предприятий недропользователей, 45 числились как не приступившие к добыче.
Начиная с марта месяца этого года, нами проводилась активная работа, по приведению деятельности в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых в соответствие с требованиями законодательства.
Проведена также инвентаризация карьеров на предмет соответствия их деятельности требованиям действующего законодательства.
В результате за нарушения условий лицензионных соглашений прекращено действие 19 лицензий и приостановлено действие 31 лицензии. Дополнительно направлены уведомления более 40 недропользователям об устранении выявленных нарушений требований лицензионных соглашений (в течении 3-х месячного срока). В случае не устранения выявленных нарушений в отношении них также будут приняты соответствующие решения.
Существующие предприятия (предприниматели) практически полностью обеспечивают потребности строительной индустрии республики в сырье, кроме потребности в строительном песке южных районов республики.
Увеличению поставок сырья для строительной индустрии республики и увеличению налоговых поступлений в бюджет могло бы привести, начало работ по добыче на карьерах, которые имея лицензии, не могут приступить к работе из-за трудностей с оформлением документов по переводу земель в категорию земель промышленности.
Увеличению добычи полезных ископаемых и соответственно поставок для нужд строительной отрасли республики должна способствовать также и деятельность министерства по обеспечению прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых за счет привлечения внебюджетных средств. (В 2020-22 г. на государственный баланс поставлены запасы общераспространенных полезных ископаемых в объеме более 12,7 млн. м3. Эти объемы разведаны в результате геологоразведочных работ, проведенных за счет средств недропользователей, без привлечения бюджетных средств).
Вместе с тем, проведенная в рамках профилактических мероприятий работа показала, что часть предприятий с нарушением осуществляла добычу, не обеспечивая запланированную производительность карьеров, установленную в проектных документах, а некоторые из них осуществляли добычу вообще не имея технических проектов разработки карьера, что в свою очередь создает возможность занижать объемы добываемого сырья и соответственно уменьшать налоговые платежи в бюджет.
В целях обеспечения контроля за объемами добычи полезных ископаемых, путем проведения профилактических мероприятий без взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности, министерством предусмотрено приобретение квадрокоптера с маркшейдерским оборудованием для проведения контрольных маркшейдерских замеров объемов добычи на карьерах. Тем самым, используя полученные данные, во взаимодействии с налоговыми органами, будет возможность контролировать объемы добычи и размеры налоговых отчислений в бюджет.
Одним из основных направлений в деятельности министерства в сфере недропользования является выявление и пресечение фактов незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее-ОПИ). В этом направлении министерство активно взаимодействует с органами МВД и Прокуратуры, а также с другими органами исполнительной и муниципальной власти РД.
В этих целях министерством направлены письма о взаимодействии и принятии совместных профилактических мер в отделы внутренних дел Кумторкалинского, Карабудахкентского, Каякентского и Дербентского районов и г. Избербаш..
На административных территориях указанных районов чаще всего выявляются факты незаконной добычи, в частности строительного песка в прибрежной полосе Каспийского моря.
Министерством в МВД по РД также направлены сведения о 50 предприятиях, имеющих аннулированные и приостановленные лицензии, в том числе осуществляющие добычу на землях сельскохозяйственного назначения с указанием месторасположения их карьеров для принятия в рамках своих полномочий мер реагирования. Кроме того, информация по недропользователям ведущих добычные работы на землях сельскохозяйственного назначения направлена также в Управление Россельхознадзора по РД.
Наиболее остро вопросы с использованием земель сельскохозяйственного назначения стоят в Табасаранском районе, где из 14 карьеров на семи карьерах велась добыча общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения без перевода их в категорию промышленности. Министерством приостановлено действие этих 7 лицензий и в целях недопущения работы данных карьеров сведения по ним направлены в МВД по РД.
По поручению Главы Республики Дагестан Меликова С.А. в рамках реагирования на обращение жителей с. Чере Хивского района, озвученное при встрече с Главой Республики, были обследованы карьеры, расположенные в данном районе.
Установлено, что отдельными недропользователями размещение отвалов горных пород производится за пределами своих участков, ни на одном из них не сохранен снятый плодородный слой почвы и т.д ( ООО «Центсвязь-2», ООО «ОНИКС», ООО «Кавказстоун», ООО «Престиж», ИП Насуров С.С.). Нами запланировано во взаимодействии с природоохранной прокуратурой принятие мер по указанным нарушениям.
Учитывая, что надзор за проведением рекультивации земель после разработки общераспространенных полезных ископаемых, находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, министерство активно взаимодействует в этом направлении с Управлением Росприроднадзора по РД, и своевременно направляет к ним информацию по аннулированным лицензиям на добычу, а также по карьерам, которые завершили выработку.
Со своей стороны, министерством при подготовке лицензионного Соглашения в обязательном порядке, начиная с текущего года, прописывается условие о необходимости поэтапной рекультивации отработанных участков. Требование и порядок поэтапной рекультивации отработанных участков также прописываются в проектной документации разработки карьеров. Таким образом, в течении этого года уже проведена рекультивация на площади около 70 га карьеров.
Министерство в своей деятельности также взаимодействует с Кавказским Управлением Ростехнадзора по РД по вопросам обеспечения безопасности проводимых на карьерах горных работ, в частности при проведении недропользователями взрывных работ. Так, по обращению жителей поселка Талги о законности взрывов на карьере ИП Сулейманова А.запланировано создание совместной комиссии по рассмотрению данного обращения. В рамках взаимодействия идет обмен информацией по согласованию Планов развития горных работ недропользователями. Такое взаимодействие позволит запланировать корректные показатели объемов добычных работ на год, а также выход готовой продукции и т.д.
Министерством созданы 4 оперативные мобильные группы, в задачу которых входит мониторинг территории 4 округов республики на предмет выявления и пресечения незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых и других нарушений природоохранного законодательства. В этих целях, согласовываются планы-графики совместных выездов с природоохранной прокуратурой и органами внутренних дел на местах по наиболее проблемным территориям и участкам.
В результате принимаемых совместных мер за текущий период 2022 года выявлены 154 факта незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых, по каждому из которых органами внутренних дел возбуждены административные производства, а министерством осуществляется рассмотрение этих материалов. По результатом рассмотрения привлечено к административной ответственности 123 лица и наложено штрафов на сумму 600 тыс. руб.
Вместе с тем следует отметить что штрафы за незаконную добычу для физических лиц составляют от 3 до 5 тысяч рублей, что несоизмеримо с экономической выгодой извлекаемой при совершении самих правонарушений. Доказать что незаконная добыча осуществлялась юридическим лицами (штрафы от 800тыс. руб до 1 млн.) на практике бывает очень трудно, но можно.
В связи с этим нами направлены предложения в Минприроды России, в рамках подготавливаемых на федеральном уровне изменений в законодательство по усилению мер административной ответственности за незаконную добычу, предложения о 10 кратном увеличении штрафов за незаконную добычу обшераспространенных полезных ископаемых для физических лиц.