Впервые на Петербургском международном экономическом форуме был представлен стенд Дагестана. Республика презентовала свои новые возможности.
Соглашения, подписанные в эти дни, затронут самые разные сферы: экологию, науку, финансовую систему, телекоммуникации, дорожную инфраструктуру, культуру, туризм. О ключевых переговорах с федеральными властями, потенциальными инвесторами, а также первоочередных планах развития в интервью «Интерфаксу» рассказал глава Дагестана Сергей Меликов.
— Сергей Алимович, как Вы оцениваете туристический потенциал Дагестана? Какие меры, по Вашему мнению, являются первоочередными для повышения инвестиционной привлекательности в сфере туризма?
— Дагестан стал невероятно востребован. Мы ожидаем, что турпоток в текущем году вырастет на 48% по сравнению с 2021 годом — до 1,5 млн человек. Но надо понимать, что такой поток образовался не только из-за того, что людям стала интересна природа Дагестана, его исторические и культурные ценности. В прошлом году этому также способствовало закрытие ряда стран на фоне распространения новой коронавирусной инфекции. В этом году — введение ограничений отдельными странами в отношении РФ и ее граждан. Сегодня мы получили уникальную возможность, которую должны использовать. Необходимо создать условия для сограждан не хуже, чем те, которые они получают за рубежом.
Горные ландшафты, горы, песок, крепость Нарын-кала, Ачикольские озера и другие достопримечательности — нам есть, чем удивить туристов. Хотя, если говорить объективно, есть некоторые инфраструктурные сложности. Поэтому сегодня главная задача — найти возможности и создать комфортные места пребывания в Дагестане. И речь не только про гостиницы. Безусловно, строить большие комплексы необходимо. Но это процесс достаточно трудоемкий, затратный и долгий: требуется минимум два года и большие инвестиции. А места размещения в республике нужны уже сейчас.
Поэтому мы приняли решение развивать востребованные туристические районы путем создания глэмпинга — современных турбаз, которых раньше было много везде, особенно на Кавказе. Речь идет о современных модульных конструкциях, с хорошими условиями пребывания: теплыми или прохладными в зависимости от сезона, с хорошо обустроенными санитарными зонами, с местами, где можно быстро и комфортно поесть, с местным колоритным дагестанским фаст-фудом. Все это возможно. Глэмпинг будет способствовать не только созданию мест для пребывания туристов, но и развитию малого и среднего предпринимательства. Мы уже работаем с инвестиционными предложениями по развитию данной сферы. Рассчитываем, что в рамках программы создания быстровозводимых отелей в Дагестане будут построены 100 объектов.
— Какие факторы, по Вашему мнению, ограничивают туристический потенциал? С какими трудностями сталкиваются инвесторы, реализующие проекты в этой сфере?
— Основная проблема — это инфраструктура. Прежде всего я говорю о трудностях с водоснабжением, водоотведением и в энергетическом комплексе. Здесь требуется организация серьезных программ. Они уже есть, мы активно работает в этом направлении и по линии модернизации системы ЖКХ, и в части консолидации имущественного комплекса в энергетики, и в развитии газового хозяйства.
Еще один важный момент — это кадры. Сейчас в республике остро строит проблема нехватки кадров: гидов, экскурсоводов, сотрудников отелей. Необходимо решать вопросы профессиональной подготовки таких специалистов.
Уверен, что успешная реализация этих направлений сделает Дагестан еще более привлекательным как для инвесторов, так и для туристов.
— В каких еще сферах республика заключила соглашения о реализации проектов в ходе ПМЭФ? Какие из них приоритетны для Дагестана?
— В ходе форума мы заключили ряд стратегически важных для республики соглашений. Так, для нас очень важна тема экологии, и в первый день ПМЭФа мы договорились с ППК «Российский экологический оператор» о создании комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Эта работа в регионе была начата, практически, с нуля, а сегодня уже готовы строить три комплекса по переработке отходов, общий объем инвестиций достаточно высок — около 10 млрд рублей. К 2024 году они будут введены в строй, а Дагестан станет одним из лидеров по целевым показателям федерального проекта. Впоследствии будем развивать систему обращения с твердыми коммунальными отходами. К слову, это тоже повысит туристическую привлекательность республики, так как мы уйдет от несанкционированных свалок, загрязнения, в том числе, прибрежных зон и водных объектов.
Второе направление — это газификация. В этой части мы заключили три соглашения с «Газпромом» по реализации президентской программы. Эти договоренности позволят нам создать условия для устойчивого обеспечения населения газом и теплом, снизить аварийность и повысить уровень безопасности за счет сокращения уровня износа сетей.
Кроме того «Газпром газомоторное топливо» планирует расширить рынок природного газа в Дагестане. В рамках подписанного соглашения компания построит на территории республики сеть газозаправочных объектов. Это позволит обеспечить жителей, туристов и следующий через территорию Дагестана транзитный транспорт топливом высокого класса, гарантировать эффективность и безопасность его использования.
Важное для развития финансовой сферы соглашение мы подписали с Банком ВТБ. Документ предусматривает взаимодействие при реализации не только экономической политики, но и инвестиционной, социальной. Наше сотрудничество будет проявляться и при внедрении современных банковских технологий, поддержке инновационного развития промышленного комплекса, модернизации предприятий. Одним из направлений станет развитие системы кредитования в регионе, в том числе в рамках региональных и государственных программ поддержки бизнеса.
Еще ряд соглашений мы заключили с регионами. Например, республикой Коми, Калмыкией. И в этой части мы рассчитываем на сотрудничество и тесное взаимодействие при реализации совместных проектов в экономической и социальной сферах.
— Как Вы оцениваете инвестиционный потенциал республики в настоящее время? Какую работу проводят власти региона для повышения инвестиционной привлекательности?
— Географическое положение республики делает Дагестан привлекательным не только для российский, но и для зарубежных инвесторов. Разумеется, речь идет о партнерстве с компаниями из дружественных стран. Прежде всего, это — Азербайджан, Иран, ОАЭ, Бахрейн. Многие из них заинтересованы в развитии сотрудничества в сфере АПК — овцеводстве, поставках мяса и мясной продукции, обмене товарами с нашими сельхозтваропроизводителями. Зарубежные партнеры также могут быть привлечены к созданию экономических зон в границах международного коридора «Север-Юг», автодороги «Каспий» и воздушных перевозок. Интерес к республике есть, и он — довольно большой.
Вместе с тем одновременно сложно развивать сотрудничество по всем направлениям, но существует Стратегия социально-экономического развития республики Дагестан до 2030 года. В ней отражены все точки роста, и мы не видим необходимости вносить изменения даже в условиях нынешнего давления. Будем продолжать поэтапную ее реализацию по тем направлениям, которые определены в качестве приоритетных.
— Насколько сильно санкционное давление отразилось на деятельности предприятий республики?
— Как и вся страна мы ощущаем негативное влияние санкций, но масштабы — не катастрофичны. Да, есть сложности с хранением товаров в логистических центрах в связи с перебоями в поставках холодильного и другого оборудования, затруднено приобретение высокотехнологичных элементов. Но, на мой взгляд, Дагестану удается противостоять давлению. Я вижу, что уровень жизни населения не снижается. Бюджет, который мы спрогнозировали в прошлом году и реализуем сегодня, позволяет нам даже направить некоторые средства в фонд «Все вместе», который создан для поддержки семей военнослужащих — участников специальной военной операции. Уже отправлен транш правительства республики в размере 50 млн рублей. Кроме того меценаты, бизнесмены и просто жители Дагестана направили в фонд более 220 млн рублей пожертвований.
— В следующем году Россия отпразднует 100-летие со Дня рождения Расула Гамзатова. Какие мероприятия планируется провести на его родине?
— Проведение масштабных торжеств запланировано на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях. Расул Гамзатов — не только дагестанский поэт, он — звезда мирового уровня. И мы понимаем, что мероприятия пройдут не только в России, но и в Азербайджане, в Белоруссии, в среднеазиатских странах, где к нему и к его творчеству относятся с большой любовью.
У нас создан оргкомитет, и первые заседания пройдут в месте, где он родился, — в Хунзахском районе. Оттуда корни поэта, значит, и праздновать надо начинать оттуда. Комплекс мероприятий сейчас прорабатывается.