ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О КОРРУПЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2006 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены ряд составов преступлений, связанные со злоупотреблением полномочиями.
В частности, часть 1 статьи 201 УК РФ злоупотребление полномочиями — использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, часть 1 статьи 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Этим же законом определена коррупция как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Коррупциогенные факторы — условия, явление или совокупность явлений, объективные и субъективные предпосылки, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению, а также положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
должности, замещение которых связано с коррупционными рисками, — должности федеральной государственной гражданской службы, федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым, в том числе предусматривает:
осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);
управление государственным имуществом;
осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;
хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей указано, что коррупционные риски — вероятность (возможность) проявлений коррупции и наступления неблагоприятных последствий, вызванных ими;
карта коррупционных рисков — форма представления сведений о коррупционных рисках, свойственных контрольно-надзорному органу.
контрольно-надзорные функции — осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача государственными органами и их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
В Указе Президента Российской Федерации 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» конфликт интересов указано как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет, что личная заинтересованность — возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Законом Республики Дагестан от 07.04.2009 № 21 «О противодействии коррупции в Республике Дагестан» в соответствии с Федеральным законом от 2512.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет задачи, принципы, основные направления и меры противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.12.2018 № 206 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «О противодействии коррупции в Республике Дагестан» во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы», Закона Республики Дагестан от 07.04.2009 № 21 «О противодействии коррупции в Республике Дагестан» утверждена государственная программа Республики Дагестан «О противодействии коррупции в Республике Дагестан».

Прокурор Рутульского района,
старший советник юстиции
С. Р. Абасов