Право на жилище — это одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией РФ, причем, пожалуй, одно из важнейших в социальном аспекте. Поэтому не случайно жилищные тяжбы между гражданами, а также между гражданами и организациями либо органами власти являются одной из самых «популярных» категорий судебных споров.
Основным базовым документом, закрепляющим гарантии и права на жилище, стала Конституция Российской Федерации. Из ее содержания следует, что собственники жилых помещений могут опираться на конституционные положения, которые призваны в полной мере обеспечить соблюдение их прав. К таким положениям относится закрепленное ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище с указанием, что никто не может быть произвольно лишен жилища. При этом на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается обязанность создавать условия для реализации гражданами своего права на жилище. Важное значение имеет и закрепленное ст. 35 Конституции Российской Федерации положение о том, что право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Первая часть статьи 40 Конституции РФ регулирует право граждан иметь в собственности, на иных основаниях жилые помещения, владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению с соблюдением законодательных предписаний (не нарушая права соседей, собственников и т. п.). В этой норме речь не идет о том, что государство обязано предоставить каждому гражданину жилое помещение для проживания. Право на жилище является в данном контексте лишь разновидностью права собственника.
Часть третья статьи 40 Конституции связана с обязанностью публичной власти предоставить жилое помещение. Такое право Конституция закрепляет не за всеми, а только за малоимущими иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище. Объем социального блага зависит от возможностей государства, экономического состояния общества, в отличие от естественных прав, которые носят абсолютный характер и принадлежат каждому в силу рождения человеческим существом. И в Международном Пакте от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» декларируется обязанность государства принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление права на труд, отдых, социальное обеспечение и страхование, право на достаточный уровень жизни (питание, одежду и жилище), охрану семьи, здоровья, создание условий для получения образования. Право на жилище принадлежит каждому физическому лицу, находящемуся на территории РФ. Государство признает это право как естественное, абсолютное и гарантирует его защиту. Право же на получение жилища является социальным правом. Как и основная масса других социальных прав, право на получение жилища рассматривается как право относительное. Оно не предоставляется на основе принципа равенства всех граждан, а только определенной группе, категории граждан. Социальные права зачастую закрепляются за лицами, нуждающимися в особой защите (инвалиды, женщины, малоимущие, пожилые, дети и иные), то есть теми, кто в силу своего физического, интеллектуального или иного положения не может на равных условиях «конкурировать» на рынке труда, зарабатывать на свое обеспечение и достойное существование. Такими лицами непосредственно являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В настоящее время Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации разработана и принята законодательная база, определяющая права, льготы, дополнительные гарантии для указанной категории граждан, в том числе в части обеспечения их жилыми помещениями. Однако, в реальной жизни правоприменительная практика имеет ряд существенных проблем, не позволяющих в достаточной мере реализовать жилищные права таких категорий граждан. Одной из важнейших задач государства является реализация прав граждан на жилище, установленная законом. Каждый ребенок-сирота находится на попечении у государства, поэтому все вопросы, которые относятся к его питанию, обеспечению и обучению, лежат именно на специальных государственных органах. До совершеннолетия дети находятся в детских домах и интернатах, однако после этого у них обязательно возникают проблемы с обеспечением жильем. Именно поэтому государство представляет жилье детям-сиротам на определенных условиях.
Однако на практике обеспечение данной категории граждан жилым помещением вызывает множество споров и проблем с реализацией указанных прав. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленных случаях предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Для того чтобы реализовать данное право, нужно обратиться в орган опеки и попечительства по месту выявления и первичного учета в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У большинства граждан этой категории уже на данном этапе возникают проблемы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как правило, слабо социально адаптированы, многие из них не знают о существовании у них права на обеспечение жилым помещением. В связи с этим, предоставляется необходимым осуществлять информирование данной категории граждан о наличии у них права на обеспечение жилым помещением, а также о порядке обращения с заявлением о включении в сводный список, в том числе о перечне необходимых документов для того, чтобы они могли реализовать это право. Возложить данную функцию представляется возможным на администрацию образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания населения, учреждения системы здравоохранения и иные учреждения, создаваемые в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воинской части, исправительного учреждения, в зависимости от места пребывания данного гражданина. Жилое помещение предоставляется по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. На практике же встречаются ситуации, когда данная норма не соблюдается, срок окончания пребывания в указанных выше учреждениях завершается, а жилое помещение не предоставлено и в ближайшем будущем его не предоставляется возможным предоставить. Такая ситуация недопустима, гражданин оказывается фактически «на улице». В связи с этим необходимо законодательно закрепить положение, которое предусматривало бы в случае возникновения такой ситуации, временное предоставление жилого помещения, соответствующего всем санитарным и техническим нормам, после окончания пребывания в указанных выше учреждениях, на период до предоставления жилого помещения из специализированного жилого фонда, данное положение прямо закрепить в Законе. Жилое помещение данной категории граждан предоставляется по месту выявления и первичного учета в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей. Местом выявления является место жительства ребенка и в последствии место регистрации. Если ребенок был выявлен в малозаселенном населенном пункте, удаленном от районного центра, ему в нем и предоставляется благоустроенный применительно к условиям населенного пункта жилой дом. Проблема в том, что данный гражданин может никогда там не проживать, так как место его обучения, работы может находиться в другом населенном пункте, в котором есть соответствующие учебные заведения и рабочие места. Представляется необходимым предоставлять жилое помещение по месту получения профессионального образования и спроса на данную профессию на рынке труда, с учетом желания самого ребенка или в районном центре района, на территории которого данный ребенок был выявлен. Еще одной немаловажной проблемой является взыскание с детей данной категории оплаты коммунальных услуг за закрепленное за ними жилое помещение. После окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждении здравоохранения, созданных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ребенок возвращается в закрепленное за ним жилье, а там его ожидает долг за неоплату коммунальных услуг. Даже если ребенок встает на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, до момента пока ему не предоставят его, он будет оплачивать скопившийся долг и сами услуги. Возникают эти ситуации в результате того, что родители, лишенные в отношении данного ребенка родительских прав, продолжая проживать в данном жилом помещении, не оплачивают коммунальные услуги. Бывают ситуации, когда родители (одинокий родитель) умерли, и оплачивать эти услуги некому. Ребенок, находящийся на полном государственном обеспечении, обучающийся в учебном заведении профессионального образования, вынужден оплачивать долг за коммунальные услуги, а в последствие его выплаты продолжать оплачивать сами услуги. Также в п. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указан перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, в том числе к ним относятся ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое). Судебные приставы-исполнители зачастую занимают позицию наименьшего сопротивления, годами они не могли исполнить судебные акты, выданные за неоплату коммунальных услуг, а тут ребенок поступает в учебное заведение и начинает получать денежные средства от государства, на них и начинают обращать взыскание в первую очередь, а не пытаться добиться оплаты с нерадивых родителей. То, что на данные денежные средства не может быть обращено взыскание, к сожалению, знают не все приставы-исполнители, и в случае взыскания долга с ребенка настаивают, что данные денежные средства являются стипендией, соответственно они имеют право каждый месяц до окончания исполнения судебного акта по оплате суммы долга, обращать взыскание на эти денежные средства в размере 50 процентов. В соответствии с действующим законодательством в данный момент представляется возможным решить проблему с оплатой коммунальных услуг только в случае разделения лицевых счетов на оплату коммунальных услуг. Возникает вопрос, кто этим будет заниматься, сам ребенок? Управляющие компании не желают в досудебном порядке, при наличии всех оснований, делить лицевые счета. Кто же будет отстаивать интересы детей-сирот в суде в таком случае? Решить данную проблему представляется возможным, если законодательно закрепить обязанность органа опеки и попечительства или органов прокуратуры обращаться в суд в защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части оплаты коммунальных услуг и разделения лицевых счетов на их оплату. Следует отметить, что недопустима ситуация, когда в одном субъекте Российской Федерации дети-сироты обеспечены жильем, не сталкиваются с проблемой оплаты коммунальных услуг, а в другом годами ждут своей очереди и получения жилого помещения. Все дети-сироты должны быть своевременно обеспечены жильем, соответствующим всем санитарным и техническим нормативам, независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации они выявлены. Соблюдение прав детей-сирот является самым весомым показателем социального государства. Дети-сироты — одна из категорий граждан, которая нуждается в заботе и поддержке, что конечно должно быть закреплено законодательно и реализоваться на практике.
Литература:
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года).
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
3. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об исполнительном производстве». // «Российская газета». — 06.10.2007. — № 223.
Разъяснительное письмо о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
В соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.12.2020 г. № 269 «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и формы отчета об осуществлении органом местного самоуправления переданных государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем.
Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма
Включение ребенка в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями
Если ребенок-сирота не является собственником жилого помещения либо нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Заявление о включении ребенка в список подается его законным представителем в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства ребенка в течение трех месяцев со дня достижения ребенком возраста 14 лет или с момента возникновения оснований для предоставления жилого помещения.
В заявлении о включении в список указываются, в частности, Ф.И.О. (последнее — при наличии) ребенка, дата рождения, сведения о документе, удостоверяющем личность, утрате (отсутствии) попечения родителей (единственного родителя), регистрации по месту жительства (пребывания) на территории соответствующего субъекта РФ, наличии или отсутствии права собственности (пользования по договору социального найма) на жилое помещение, факте признания невозможности проживания в ранее занимаемом помещении (при наличии), месте проживания, приобретении полной дееспособности до 18 лет, СНИЛС, а также контактные данные.
К заявлению о включении в список прилагаются:
1) копии свидетельства о рождении и паспорта гражданина РФ;
2) копия договора социального найма или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);
3) копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя;
4) копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя);
5) копия доверенности представителя заявителя (если документы подаются представителем);
6) документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, выданные в установленном порядке;
7) иные документы, установленные региональным законодательством.
Копии документов должны быть заверены в установленном порядке.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями указанных заявлений и в случае неподачи такого заявления сами подают заявление о включении детей в список
Самостоятельно обратиться с заявлением о включении в список вправе:
— дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения возраста 18 лет, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности;
— лица из числа детей-сирот, если они не были включены в список в установленном порядке и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями;
— лица, достигшие возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Решение о включении детей-сирот в список принимается не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления в уполномоченный орган.
Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке.
Заместителя главы администрации
МР «Рутульский район»
А.А. Кулиев,
Начальник ООиП
М.М.Абакаров