Об изменениях в структуре Дагестанского института развития образования и новых правилах аккредитации педагогических работников рассказала и. о. ректора ДИРО Гульнара Ахмедова.
– Что послужило причиной для проведения изменений в структуре института?
– Совершенствование профессионального уровня педагогических работников было и остается важной проблемой, неразрывно связанной как с социально-экономической трансформацией нашего общества, так и с общемировыми интеграционными процессами. На стратегической форсайт-сессии, организованной Министерством образования и науки РД, определены тренды развития образования в регионе, в том числе дополнительного профессионального образования. Инновационный характер намеченных реформ требует серьезных изменений и в работе Дагестанского института развития образования. Мы должны изменить подходы к системе дополнительного профессионального образования, отойти от формального повышения квалификации педагога один раз в три года, восполнить пробелы в навыках и умениях учителей и руководителей ОО, объективно образующихся в результате происходящих изменений технологий, профессиональных методов и методик, нормативно-правовой базы. В условиях нелинейности и неопределенности социально-экономических условий перемены требуют от института создания новых структур и подразделений, которые будут заниматься не только оказанием методической помощи и повышением квалификации, но и обновлением содержания образовательных программ, стратегическим планированием, исследованиями и инновациями в области образования, дистанционного обучения, цифровизации, развития функциональной грамотности. Мы должны создать новую образовательную среду, мотивирующую педагога на активное обучение, непрерывное развитие, совершенствование и профессиональный рост.
– Расскажите, пожалуйста, про «ЦНППМПР» и «ЦОКО». Как дальше будет осуществляться их работа?
– Тренды развития системы дополнительного образования определили структурные изменения института и объединения Дагестанского института развития образования, Центра оценки качества образования (ЦОКО) и Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР). Последние были созданы в рамках нацпроекта «Образование» федерального проекта «Учитель будущего». Объединение этих центров произойдет с сохранением за ними тех основных функций, которые они выполняют.
– Сколько учителей уже прошли курсы по проекту «Учитель будущего»?
— В ЦНППМПР в прошлом году повышение квалификации прошли более шести тысяч педагогических работников.
Дагестанский институт развития образования планирует в этом году реализовать различные формы повышения квалификации, в том числе планируем запустить программу стажировок, которая будет наиболее интересна молодым педагогам.
– Учителя часто возмущаются форматом проведения аттестации. Они хотят, чтобы им было удобно, легко. Соответствует ли этим требованиям новый формат?
– Изменение формата диктовалось требованиями времени. Последние годы вокруг аттестации на установление квалификационной категории ходило много разных слухов. Задача изменения формата проведения аттестации была поставлена еще прошлым руководством министерства. После знакомства с опытом довольно большого числа регионов, консультаций с федеральными кураторами был предложен вариант, предполагающий дистанционное заполнение электронного портфолио с последующей интеграцией системы аттестации на портале Госуслуг. Также по желанию педагогический работник имеет возможность добрать баллы при прохождении электронного тестирования, направленного на выявление общепрофессиональных компетенций.
Процедура аттестации призвана стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников (по результатам тестирования педагогический работник имеет возможность получить диагностику общепрофессиональных затруднений), направлена на развитие методологической культуры, профессиональный и личностный рост.
Результаты аттестации определяют необходимость повышения квалификации педагогических работников и выявляют перспективы использования их потенциальных возможностей.
– Какие главные цели вы ставите перед собой на должности ректора института?
– Мне бы хотелось видеть институт перспективным и передовым центром дополнительного образования педработников, где деятельность каждого сотрудника направлена на создание и распространение в региональной системе образования инновационных образовательных практик (обучения и воспитания, переподготовки и повышения квалификации, управления) для повышения качества образования и улучшения условий жизни средствами образования.
Пресс-служба Минобрнауки РД